Понятие государства. Сущность и основные признаки государств

Тема 2. Государство как политический институт. Функции государства

 

План:

1. Политическая власть, ее структура и типы

2. Понятие государства. Сущность и основные признаки государства

3. Теории государства, их подходы к определению сущности государства

4. Внутренние и внешние функции государства

5. Государство как часть политической системы общества

Политическая власть, ее структура и типы

Власть — это одно из важнейших явлений человеческого обще­ства. Она существует везде, где есть устойчивые объединения лю­дей: в семье, производственных коллективах, организациях, уч­реждениях. объединениях, во всем государстве. Власть есть прису­щее обществу волевое отношение между людьми. Власть — ядро политики.

За власть всегда шла борьба между людьми, социальными груп­пами, общностями, государствами. Но власть — это и обязатель­ное условие организованности и порядка в обществе.

Власть это способность и возможность проводить внутри дан­ных социальных отношений собственную волю, оказывать опреде­ленное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: права, авторитета, насилия. Специфический признак власти — доминирование властной воли.

Наиболее важным видом власти выступает политическая. Политическая власть - форма социальных отношений, характеризующаяся способностью тех или иных социальных субъектов — индивидов, социальных групп и общностей — подчинять своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью государственно-правовых и иных средств.

Политическая власть существует и функционирует в различ­ных видах: государственной, партийной, региональной, между­народной и т.д. Наиболее развитая — государственная власть, ис­ходящая от государства с развитым аппаратом управления.

Важным выступает вопрос о структурных элементах власти. К ним относятся субъект и объект власти, источники, средства, ресурсы осуществления власти.

В роли субъекта власти (актора) выступает тот, кто обладает желанием властвовать, реальной властью и кто проявляет власть по отношению к другим. Это могут быть как отдельный человек, так и организация, общность людей, народ, государство, миро­вое сообщество и т.д. К объектам власти относятся все те, на кого воздействует субъект власти (человек, масса, социальные слои, группы и др.). К источникам власти относят авторитет, силу, за­кон, богатство, знание и информацию, харизму (исключительные качества лидера), престиж, положение, занимаемое в обще­стве, статус. К средствам осуществления власти относят право, авторитет, поощрение, убеждение, традиции, манипуляции, при­нуждение. насилие. К ресурсам власти относят совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта: 1) экономические ре­сурсы — материальные ценности, необходимые для обществен­ного производства и потребления, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п.; 2) силовые ресурсы — оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди: 3) социальные ресурсы — способность повышать или понижать социальный статус или ранг, место в социальной структуре человека или социальной группы; 4) информационные ресурсы — знания и информация, а также средства их получе­ния и распространения; 5) политико-правовые ресурсы — кон­ституция, законы, программные документы политических партий; б) демографические ресурсы — человек как универсальный ре­сурс, создающий другие ресурсы.

В правовом демократическом государстве власть является более эффективной и стабильной, если по закону и фактически имеет место разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, при условии, что эта власть легитимна.

Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам. Леги­тимная власть характеризуется как правомерная и справедливая.

М.Вебер выделил три типа легитимности.

Традиционная власть основывается на обычаях, привычке по­виноваться власти, вере в непоколебимость установленного по­рядка. Такой тип легитимности власти характерен, как правило, для монархического способа правления.

Легальная рациональная власть опирается на закон, конститу­ционный порядок, связана с демократическими выборами пред­ставителей власти или с назначениями должностных лиц в соот­ветствии с законом.

Харизматическая власть основывается на вере в исключитель­ные качества и величие личности вождя (талант, дар, харизма).

 

 

Понятие государства. Сущность и основные признаки государств

Одним из субъектов власти выступает государство. В современ­ной науке существует множество определений понятия государ­ства. Некоторые отражают его сущность и функциональную на­правленность, другие перечисляют признаки государства, как видно из приведенных ниже примеров.

Государство — это организация публичной власти, располага­ющая аппаратом управления, представляющая общество и осу­ществляющая руководство нм.

Государство — это организация политической власти, необхо­димая для выполнения как классовых, так и общественных задач, вытекающих из природы всякого общества на определенном ис­торическом этапе его развития.

Государство — это политическая организация общества, обес­печивающая его единство и целостность, осуществляющая по­средством государственного механизма управление обществом и защиту его интересов, придающая своим велениям общеобяза­тельное значение, гарантирующая права и свободы граждан, за­конность и правопорядок.

Государство — это политическая организация общества, рас­пространяющая власть на всю территорию страны и все ее населе­ние, располагающая для этого специальным аппаратом управле­ния, издающая общеобязательные веления, собирающая налоги со всего населения и обладающая суверенитетом.

Все эти определения позволяют четко выделить основные при­знаки государства.

1. Административно-территориальная организация населения и осуществление публичной власти на определенной территории. В первобытном обществе принадлежность к роду обусловливалась кровным родством. В государстве же публичная власть распространяет свое действие на определенную территорию и на все население. Это неизбежно влечет деление территории государства на административно-территориальные единицы (округа, области, штаты и т.д.). Население приобретает статус гражданства (подданства). Лица, не являющиеся гражданами, считаются иностранцами или лицами без гражданства. Государство осуществляет власть в определенных пространственных пределах. Это ведет к установлению государственной границы с появлением функции ее охраны. Государство обладает верховенством власти в пределах своей территории, т.е. не допускает вмешательства в дела по управлению страной каких-либо других властей.

2.  Наличие публичной власти. Публичная власть располагает специальным аппаратом управления обществом. Власть осуществляется особым слоем людей, которые наделены специальными полномочиями. Аппарат управления состоит из органов и учреждений, различающихся по своим функциональным задачам. В связи с этим выделяются законодательные, исполнительные и судебные органы. Большое значение в механизме государства всегда имели правоохранительные (карательные) органы. Первоначально эту роль играла армия. Затем стали создаваться специальные органы, осуществляющие принуждение (полиция, тюрьмы и т.д.).

3. Издание общеобязательных правовых норм. С их помощью госу­дарство может эффективно руководить обществом и обеспечивать реализацию своих решений. Правотворчество — исключительная прерогатива государства. В то же время право юридически оформляет государственную власть, делая ее законной.

4. Для содержания аппарата управления государство облагает население обязательными сборами (налогами, податями). Сбором налогов занимаются специальные органы. Обязательность налогов поддерживается возможностью принуждения.

5. Важнейший признак государства — это суверенитет, выражающийся в верховенстве и независимости государственной власти по отношению ко всем другим властям как внутри страны, так и на международной арене.

Внешняя сторона проявления суверенитета означает самостоя­тельность и независимость государства в решении вопросов внеш­ней политики. Внутренняя сторона проявляется в исключитель­ном праве государства на правотворчество, управление и юрис­дикцию в пределах всей государственной территории.  

Верховенство государственной власти внутри страны проявляется в трех аспек­тах. Во-первых, в универсальности власти, которая распространя­ет свое влияние на все население, все партии и общественные организации страны. Во-вторых, в прерогативе государственной власти, т.е. отмене, признании ничтожным, незаконным прояв­ление любой другой общественной власти. И в-третьих, в нали­чии у государства таких средств воздействия, которыми никакая другая власть не располагает (армия, полиция и т.д.).

Государственный суверенитет — это свойство государственной власти, которая может действовать по своему усмотрению, не учи­тывая интересы народа. В условиях становления демократического строя, создания национальных государственных образований государственный суверенитет все больше сближается, а затем и со­впадает с суверенитетом народа и национальным суверенитетом.

Суверенитет народа — это право и реальная возможность на­рода участвовать в управлении делами государства, формировать органы власти, контролировать деятельность государства. Таким образом, суверенитет народа —это основа демократии.

Национальный суверенитетэто право наций на самоопреде­ление и создание различных форм национальной государственно­сти. Последнее реализуется путем организации как самостоятель­ных национальных государств (распад СССР, Югославии, Чехо­словакии), так и автономии в рамках единого многонационального государства (современная Россия).

Таковы общие признаки государства. По мере развития челове­чества эти признаки, не меняясь количественно, наполняются иным содержанием, вместе с которым меняется сущность государства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow