Теории государства, их подходы к определению сущности государства

 

Сущность государства — это то главное в нем. что определяет его содержание, назначение и функционирование, а также при­надлежность государственной власти. Вопрос о сущности государ­ства до сих пор остается дискуссионным.

Ряд теорий, исходящих из определения сущности государства, выделяют следующие подходы к назначению и принадлежности государственной власти. В соответствии с теорией элит, получив­шей развитие в начале XX в., народные массы не способны уп­равлять государством. Это делает элита общества, формирующая­ся по различным принципам (происхождение, образование, опыт и т.д.). Элита может пополняться и наиболее способными выход­цами из народа. Теория справедливо отмечает, что власть осуще­ствляется ограниченным кругом лиц. Важно только, чтобы они выражали интересы народа. Недостаток теории в том, что она от­деляет власть от народа, отрицает ее классовый характер. Близко к теории элит примыкает технократическая теория, по мнению пред­ставителей которой обществом должны управлять специалисты- профессионалы (менеджеры). Многочисленные теории демокра­тического характера {теория плюралистической демократии, тео­рия «государства всеобщего благоденствия», теория правового государства), получившие развитие во второй половине XX в., утверждают, что в современном обществе государственная власть утратила классовый характер, государство стало надклассовым институтом, выражающим интересы всех слоев населения. Дей­ствуя на основе права, государство обеспечивает права и свободы человека.

В советский период в нашей стране сущность государства рас­сматривалась с позиций классового подхода марксистско-ленин­ской идеологии (марксистская теория). Классовая сторона деятельности государства — это объективная реальность, подтверждаемая всем ходом историче­ского развития человечества. В основе возникновения государства лежит деление общества на противоположные по своим интере­сам группы населения. Не вызывает сомнений классовая сущность государственной власти в рабовладельческом и феодальном об­ществах. В буржуазном государстве при формальном равенстве фак­тическая власть принадлежит экономически господствующему классу. Таким образом, классовый подход позволяет выделить сущ­ностные черты государства. Тем не менее подобную трактовку сущ­ности государства нельзя считать исчерпывающей.

Любое государство народу с решением классовых задач выпол­няет и общесоциальные функции, удовлетворяющие интересы всего общества. Например, строительство ирригационных сооружений, борьба с преступностью, ликвидация эпидемий, оборона страны и т.д. Кроме того, власть в государстве может находиться в руках небольшой группы лип, которая не отражает интересы какого-либо класса, а действует в своих интересах (тоталитарные режи­мы). В условиях политических кризисов может сложиться ситуа­ция, когда ни один из классов не будет обладать силой, способ­ной взять власть. В таком случае власть может осуществляться блоком различных классов и социальных групп. Наконец, в определенные периоды развития государства могут возникнуть общенациональ­ные интересы (освобождение от колониальной зависимости, от­ражение агрессин), которые примиряют классовые противоречия. Во многих современных государствах реально действуют принципы демократии, власть на деле принадлежит народу и общенарод­ные интересы преобладают над узкоклассовыми.

Таким образом, изменение условий жизни общества ставит проблему соотношения классовых и общесоциальных задач государ­ства. Надо отметить, что в разных исторических ситуациях соот­ношение этих сторон сущности государства неодинаково. По мере развития общества общесоциальные интересы начинают преобла­дать над классовыми. Это особенно проявилось после Второй ми­ровой войны, когда государство стало больше уделять внимания социальным проблемам. Увеличение налогов на прибыль крупных предпринимателей, законодательное урегулирование условий тру­да, перераспределение средств на социальные нужды привели к смягчению классовых противоречий, снизили необходимость по­давления низших классов, повысили политическую стабильность. Таким образом, с усилением социального аспекта проявления сущ­ности государства уменьшается его классовая сторона. Из орудия классового господства государство все больше превращается в сред­ство преодоления социальных противоречий, координации инте­ресов различных групп населения, выражения общенародных ин­тересов.

 

Функции государства

Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами. Если кризисные явления в экономической жизни выдвигают на первое место задачу по реформированию экономики, то социальные катаклизмы заставляют государство прежде всего решать политические задачи. Рост преступности обусловливает принятие государством мер по ее выявлению и устранению причин, ее порождающих. Угроза внешней агрессии вынуждает активнее вести дипломатическую работу и подготовку населения к отражению агрессии.

Различают внутренние и внешние функции государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: