Актуальное и перспективное направления в деятельности школьной психологической службы. Цель ПС

Предмет и задачи психологической службы в системе образования

Предмет психологической службы в СО

Существует много разных определений предмета школьной психологической службы, но единого, общепризнанного нет. Это свидетельствует о сложности самого явления школьной психологической службы, которая, несмотря на свою историю, представляет собой молодую и интенсивно развивающуюся за последнее время отрасль психологической науки. Причины неоднозначности определения предмета школьной психологической службы состоят в том, что происходит смешение явлений совершенно разного порядка:

а) научной психологической проблематики, так или иначе выходящей на проблемы школы,

б) деятельности самого практического психолога,

в) организации и структуры школьной психологической службы.

Мы понимаем школьную психологическую службу как интегральное образование и рассматриваем ее в трех аспектах:

1. как одно из направлений педагогической и возрастной психологии, а именно ее теоретико-прикладное направление, изучающее закономерности психического развития и формирования личности школьника с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы (научный аспект);

Данный аспект предполагает разработку методологических проблем психол. службы.

Задача – проведение научных исследований, теоретическое обоснование и разработка психодиагностических, психокоррекционных методов и программ психологической службы.

Отличие этих исследований от академических заключается в том, что они не только выявляют те или иные психологические механизмы или закономерности, но и определяют психологические условия становления этих механизмов и закономерностей в контексте целостного формирования личности конкретного ребенка. Научный сотрудник, выполняющий эти исследования, должен ориентироваться на практического психолога как основного своего заказчика.

2. как психологическое обеспечение всего процесса, обучения и воспитания, включая составление учебных программ, создание учебников, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов (прикладной аспект);

Данный аспект предполагает использование психол. знаний работниками образования, которые самостоятельно или совместно с психологом используют новейшие психологические знания при составлении программ, планов, учебников.

3. как непосредственную работу психологов с детьми и взрослыми, задействованными в учебно-воспитательном процессе (практический аспект).

Данный аспект обеспечивается практическими психологами, задача которых – работа с детьми, педагогами, родителями для решения конкретных проблем. Практические психологи не создают новых методов, не исследуют закономерности. Этими данными их должна снабжать наука. Но они обязаны профессионально использовать все то, чем располагает наука на сегодняшний день.

Следует подчеркнуть, что развитие прикладного и практического аспектов психологической службы целиком и полностью зависит от развития научного аспекта. Этот научный аспект формирует теоретическую концепцию, которая и определяет содержание, функции и модель школьной психологической службы.

Единство этих трех аспектов составляет предмет психологической службы в СО. Каждый из них имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей определенной профессиональной подготовки. Но еще раз подчеркнем, что суть предмета этой службы — в единстве всех трех аспектов, и выделение их является условным.

 

Актуальное и перспективное направления в деятельности школьной психологической службы. Цель ПС

На современном этапе существуют два направления деятельности школьной психологической службы — актуальное и перспективное.

Актуальное направление ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении и воспитании школьников, нарушениями в их поведении, общении, формировании личности.

Перспективное направление нацелено на развитие индивидуальности каждого ребенка, на формирование его психологической готовности к созидательной жизни в обществе. Психолог вносит в деятельность педагогического коллектива основную психологическую идею — возможность гармонического развития личности каждого школьника — и содействует ее реализации в практической работе. При этом его основная задача — создание психологических условий для развития способностей всех и каждого. Конечно, уровень развития способностей у детей будет различным, различными будут и задачи, которые решает психолог по отношению к каждому ребенку.

Эти два направления неразрывно связаны между собою: психолог, решая перспективные задачи, оказывает конкретную помощь нуждающимся в ней ученикам, их родителям, учителям.

И все-таки главная цель школьной психологической службы связана с перспективным направлением ее деятельности. Причем эта цель реализуется только тогда, когда практическими психологами достигается стыковка начальной и конечной целей деятельности по отношению к ребенку.

Начальная цель взаимодействия психолога с ребенком — это определение (и в случае необходимости формирование) его готовности к школе (ее интеллектуальных, мотивационных, поведенческих характеристик), выявление индивидуальных особенностей на любом уровне их развития как основы поиска оптимальных для данного ребенка способов обучения и воспитания.

Конечная цель взаимодействия психолога со школьником — формирование его психологической готовности к жизненному самоопределению, включающему личностное, социальное и профессиональное самоопределение.

Наши последние исследования (см.: Формирование личности старшеклассника.— М., 1989) показали, что в старшем школьном возрасте формируется не самоопределение (как принято считать), а психологическая готовность к нему, включающая в себя;

а) сформированность на высоком уровне психологических структур, прежде всего самосознания школьников,

б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность, внутреннее богатство личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, временные перспективы и ценностные ориентации,

в) становление индивидуальности как результата развития и осознания своих способностей и интересов каждым старшеклассником.

О самоопределении же как таковом пока нельзя говорить потому, что мы имеем дело только с намерениями, желаниями, планами на будущее, не реализованными еще в действительности, в самостоятельной взрослой жизни. Позволим себе провести условную параллель между выпускниками школы и детьми, поступающими в первый класс. В последнем случае мы говорим о психологической готовности детей к школе. Эта психологическая готовность формируется постепенно с момента рождения ребенка — в общении со взрослыми и сверстниками, в игре, в посильном труде и дошкольном обучении. Про поступающего в школу первоклассника мы не говорим, что он уже «готовый» ученик, мы говорим о его психологической готовности или неготовности к новой жизни в школе (конечно, готовность должна быть не только психологическая, но нас интересует именно этот аспект). Затем ребенок поступает в школу, чтобы там в течение 10 лет готовиться ко вступлению во взрослую жизнь (получить достаточные знания, научиться думать, работать, дружить, сформироваться как личность и др.) в общении со взрослыми и сверстниками, в учении, труде, общественной жизни и пр. Особо следует подчеркнуть, что психологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное место не предполагает завершенных в своем формировании психологических структур и качеств, она предполагает лишь определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы психологические образования и механизмы, обеспечивающие ему возможность (психологическую готовность) непрерывного процесса роста его личности — сейчас и в будущем. Именно за обеспечение этой возможности ответственна школьная психологическая служба.

Таким образом, главная цель деятельности школьной психологической службы : максимальное содействие психическому, личностному и индивидуальному развитию школьников, обеспечивающее им к моменту окончания школы психологическую готовность к самоопределению в самостоятельной взрослой жизни

Задачи ПССО

 

В процессе работы перед психологом стоит множество задач, эффективность решения которых зависит от конкретной ситуации в образоввтельном учреждении и от уровня профессиональной подготовки психолога.

Сначала выделим общие задачи:

1.Держать под особым контролем переходные моменты в жизни детей (3 г., адаптация к школе, пубертатный период, профсамоопределение).

2. Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности детей, препятствующие нормальному протеканию процесса обучения и воспитания, осуществлять их коррекцию.

3.Разрабатывать и осуществлять совместно с педагогами и родителями развивающие программы и программы индивидуальной работы с учетом психологических особенностей детей и задач их развития на каждом возрастном этапе.

4. Выявлять и устранять психологические причины нарушений межличностных отношений детей со сверстниками, педагогами и родителями.

5.Проводить индивидуальные и групповые консультирования детей по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

6. Консультировать администрацию учреждения, педагогов, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей, развития их познавательной сферы, характера, воли и т.д.

Специфика задач и форм работы психолога зависит от типа учебного заведения и ступени образования, где перед психологом стоят начальные и конечные задачи.

ДОУ Начальные задачи: определение уровня психического развития (норма, отклонение от нормы), адаптация.

Конечные задачи: формирование готовности к школе (ее интеллектуальных, мотивационных, поведенческих характеристик), выявление индивидуальных особенностей на любом уровне их развития как основы поиска оптимальных для данного ребенка способов обучения и воспитания.

ШКОЛА Начальные задачи: определение уровня готовности к школьному обучению и выбор оптимальной системы дальнейшего обучения.

Конечные задачи: формирование психологической готовности к жизненному самоопределению, включающему личностное, социальное и профессиональное самоопределение.

Профессиональное обучение (ПУ, техникум, ВУЗ)

Начальные задачи: определение уровня профпригодности и наличия профессионально важных качеств.

Конечные задачи: частичная или полная профадаптация

 

 

Условные обозначения:

ПС – психологическая служба

СО- система образования

ОУ – образовательное учреждение

ДОУ – дошкольное образовательное учреждение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: