Формирование и реализация региональной политики

МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИИ

 

Региональная политика РФ: понятие, сущность, виды

Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

Целями региональной политики федеральных органов являются:

Обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства.

Обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов.

Выравнивание условий социально–экономического развития регионов.

Предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов.

Приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение.

Максимальное использование природно–климатических особенностей регионов.

Становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

Субъектами региональной политики являются органы власти федерального уровня (Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ),а также федеральные министерства, агентства, службы и в определенной степени органы власти.

Под регионами понимаются, как правило, субъекты Федерации, так как это закреплено в налоговом и бюджетном законодательстве России.

К основным объектам региональной политики относятся.

производственные (прежде всего предприятие как первичное звено общественного разделения труда);

социальные (человек как представитель социума, семьи, этноса);

денежно–финансовые (федеральные бюджет, ассигнования частных лиц, иностранные инвестиции).

Региональное управление является категорией объективной, определяемой следующими факторами:

–общественное разделение труда и кооперация производства;

– наличие собственности субъектов РФ;

– научный подход к организации территориального разделения труда и рациональному размещению производства;

– наличие органов государственной власти и управления;

– комплексный подход к экономическому и социальному развитию всех политических территориально–административных образований страны;

– неограниченные возможности в координации деятельности всех, независимо от форм собственности, объектов на территории;

– исключительные полномочия в организации рационального, с государственной точки зрения, использования трудовых ресурсов с учетом рациональных особенностей, влияющих на характер производственной деятельности.

Политико–правовой основой регионализации государственно правового управления является Конституция РФ, а также законы, определяющие разграничение полномочий между центральным и региональными государственными властями и местным самоуправлением, бюджетно-налоговое регулирование, механизмы регионального стимулирования и т.д.

К принципам регионального управления относятся:

– принцип плановости развития;

– принцип межбюджетной сбалансированности;

– учет растущей потребности населения региона;

– учет объективных интересов субъектов регионального хозяйствования;

– формирование условий устойчивого развития и оптимизации хозяйственной деятельности региона;

– стимулирование активизации и повышение эффективности инновационной деятельности региона;

– развитие конкурентной среды и выработка адаптационных структур экономики, механизмов при учете внутренних и внешних факторов;

– гармонизация интересов региона и национальной экономики.

Данные принципы ставят следующие задачи регионального развития:

– рациональное использование природных ресурсов;

– создание условий производства товаров и услуг, соответствующих современным требованиям потребителей;

– развитие инфраструктуры и благоприятного экономического климата для устойчивого роста инвестиций в регионе;

– формирование и развитие региональных рынков;

– развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей в интересах государства и региона;

– создание условий для развития малого и среднего бизнеса;

– совершенствование экономических и институциональных механизмов повышения благосостояния населения,

– повышение эффективности субъектов хозяйствования,

– сохранение экологического баланса в регионе.

В качестве основных целей государственной региональной политики в современных условиях выделяется реализация следующих мер: поддержание сбалансированности региональной бюджетной системы для безусловного исполнения социальных обязательств перед гражданами; содействие занятости населения, сохранение и создание рабочих мест.

 

Формирование и реализация региональной политики

Конституция Российской Федерации определяет полномочия Российской Федерации, пределы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, но не содержит в явном виде перечня полномочий регионов.

Как показывает анализ конституций и уставов субъектов РФ, к их ведению, как правило, относятся:

1. Принятие и изменение конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъекта, контроль за их соблюдением;

2. Установление системы органов государственной власти субъекта и ее формирование;

3. Административно–территориальное устройство субъекта;

4. Принятие и исполнение бюджета субъекта;

5. Государственная собственность субъекта;

6. Регулирование социально–экономического развития субъекта;

7. Установление местных налогов и сборов;

8. Заключение договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта;

9. Делегирование осуществления части полномочий федеральным органам государственной власти;

10. Обеспечение деятельности органов местного самоуправления;

11. Представительство в федеральных органах государственной власти;

12. Государственная служба в органах гос. власти субъекта;

13. Государственные награды и почетные звания субъекта;

14. Научные и культурные связи с зарубежными странами, а также другие вопросы исходя из национальных, географических, экономических и других особенностей субъектов.

Федеральное законодательство предусматривает возложение на органы власти субъектов Федерации среди прочих полномочий в сфере социально–экономической политики:

— обеспечение деятельности органов государственного управления;

— организацию функционирования объектов инфраструктуры региона (использование земель, содержание автодорог, организация транспорта и др.);

— поддержку сельского хозяйства и производства продуктов питания;

— организацию общего и специального образования, функционирования объектов культуры;

— организацию социального обслуживания и социальной помощи населению (медицинская помощь, обслуживание инвалидов и других лиц, нуждающихся в помощи);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: