МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИИ
Региональная политика РФ: понятие, сущность, виды
Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.
Целями региональной политики федеральных органов являются:
Обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства.
Обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов.
Выравнивание условий социально–экономического развития регионов.
Предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов.
Приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение.
Максимальное использование природно–климатических особенностей регионов.
Становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.
Субъектами региональной политики являются органы власти федерального уровня (Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ),а также федеральные министерства, агентства, службы и в определенной степени органы власти.
Под регионами понимаются, как правило, субъекты Федерации, так как это закреплено в налоговом и бюджетном законодательстве России.
К основным объектам региональной политики относятся.
– производственные (прежде всего предприятие как первичное звено общественного разделения труда);
– социальные (человек как представитель социума, семьи, этноса);
– денежно–финансовые (федеральные бюджет, ассигнования частных лиц, иностранные инвестиции).
Региональное управление является категорией объективной, определяемой следующими факторами:
–общественное разделение труда и кооперация производства;
– наличие собственности субъектов РФ;
– научный подход к организации территориального разделения труда и рациональному размещению производства;
– наличие органов государственной власти и управления;
– комплексный подход к экономическому и социальному развитию всех политических территориально–административных образований страны;
– неограниченные возможности в координации деятельности всех, независимо от форм собственности, объектов на территории;
– исключительные полномочия в организации рационального, с государственной точки зрения, использования трудовых ресурсов с учетом рациональных особенностей, влияющих на характер производственной деятельности.
Политико–правовой основой регионализации государственно правового управления является Конституция РФ, а также законы, определяющие разграничение полномочий между центральным и региональными государственными властями и местным самоуправлением, бюджетно-налоговое регулирование, механизмы регионального стимулирования и т.д.
К принципам регионального управления относятся:
– принцип плановости развития;
– принцип межбюджетной сбалансированности;
– учет растущей потребности населения региона;
– учет объективных интересов субъектов регионального хозяйствования;
– формирование условий устойчивого развития и оптимизации хозяйственной деятельности региона;
– стимулирование активизации и повышение эффективности инновационной деятельности региона;
– развитие конкурентной среды и выработка адаптационных структур экономики, механизмов при учете внутренних и внешних факторов;
– гармонизация интересов региона и национальной экономики.
Данные принципы ставят следующие задачи регионального развития:
– рациональное использование природных ресурсов;
– создание условий производства товаров и услуг, соответствующих современным требованиям потребителей;
– развитие инфраструктуры и благоприятного экономического климата для устойчивого роста инвестиций в регионе;
– формирование и развитие региональных рынков;
– развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей в интересах государства и региона;
– создание условий для развития малого и среднего бизнеса;
– совершенствование экономических и институциональных механизмов повышения благосостояния населения,
– повышение эффективности субъектов хозяйствования,
– сохранение экологического баланса в регионе.
В качестве основных целей государственной региональной политики в современных условиях выделяется реализация следующих мер: поддержание сбалансированности региональной бюджетной системы для безусловного исполнения социальных обязательств перед гражданами; содействие занятости населения, сохранение и создание рабочих мест.
Формирование и реализация региональной политики
Конституция Российской Федерации определяет полномочия Российской Федерации, пределы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, но не содержит в явном виде перечня полномочий регионов.
Как показывает анализ конституций и уставов субъектов РФ, к их ведению, как правило, относятся:
1. Принятие и изменение конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъекта, контроль за их соблюдением;
2. Установление системы органов государственной власти субъекта и ее формирование;
3. Административно–территориальное устройство субъекта;
4. Принятие и исполнение бюджета субъекта;
5. Государственная собственность субъекта;
6. Регулирование социально–экономического развития субъекта;
7. Установление местных налогов и сборов;
8. Заключение договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта;
9. Делегирование осуществления части полномочий федеральным органам государственной власти;
10. Обеспечение деятельности органов местного самоуправления;
11. Представительство в федеральных органах государственной власти;
12. Государственная служба в органах гос. власти субъекта;
13. Государственные награды и почетные звания субъекта;
14. Научные и культурные связи с зарубежными странами, а также другие вопросы исходя из национальных, географических, экономических и других особенностей субъектов.
Федеральное законодательство предусматривает возложение на органы власти субъектов Федерации среди прочих полномочий в сфере социально–экономической политики:
— обеспечение деятельности органов государственного управления;
— организацию функционирования объектов инфраструктуры региона (использование земель, содержание автодорог, организация транспорта и др.);
— поддержку сельского хозяйства и производства продуктов питания;
— организацию общего и специального образования, функционирования объектов культуры;
— организацию социального обслуживания и социальной помощи населению (медицинская помощь, обслуживание инвалидов и других лиц, нуждающихся в помощи);