Для пропитки древесины антифрикционными составами требуется их малое содержание в древесине от 5 до 10% с равномерным распределением по всему объему заготовки. В качестве таких составов используется минеральное масло, церезин, Biol, солидол, суспензии графита, дисульфида молибдена, технический жир и др. При автоклавной пропитке жидкостями содержание модификатора не может быть менее 40%, следовательно, появляется необходимость применения растворителей с последующим их удалением, что значительно усложняет и удорожает процесс пропитки. Поэтому, для реализации процесса пропитки заготовок для прессования разработан способ введения жидкостей в древесину в смеси с воздухом в виде аэрозоля. Для этого в высушенные заготовки прямоугольного сечения (например, 80×80×700 мм) с торца под давлением закачивается аэрозоль антифрикционного состава. По мере движения аэрозоля в древесине сопротивление движению потока вдоль волокон возрастает и наступает момент, когда аэрозоль начинает двигаться в направлении поперек волокон и пропитка вдоль волокон прекращается. Чтобы этого не произошло, к противоположному торцу заготовки подается вакуум и процесс пропитки продолжается до тех пор, пока аэрозоль не заполнит весь объем заготовки. Содержание модификатора регулируется давлением и составом аэрозоля. Аэрозоль создается за счет форсунки. Предварительно была создана лабораторная установка для пропитки брусков размерами 40×40×100 мм (последний размер вдоль волокон). После уточнения режимов была спроектирована и изготовлена опытно-промышленная установка в которой одновременно пропитываются 16 заготовок из древесины березы размерами 80×80×700 мм, влажностью 2–4%.
Аэрозольная установка состоит из станины, на которой закреплены две плиты: подвижная и неподвижная для обеспечения герметичного закрепления с торцов 4 шт. заготовок за счет гидросистемы. К торцам заготовок, со стороны неподвижной плиты через пневмоклапана от распределителя подводится аэрозоль, которая получена в форсунках при помощи топливного насоса высокого давления. С другой стороны к торцам подведен вакуум через анализаторы контроля масло – воздушной смеси, которые при достижении пропитки заготовки отключают пневмоклапан со стороны нагнетания смеси.
Основные параметры и характеристики представлены в табл. 3.7.
Таблица 3.7






