Страхование гражданской ответственности перевозчика наземными видами транспорта

К наземным видам перевозочных средств относятся автомоби­ли и железнодорожный подвижной состав. Страхователями могут выступать юридические лица (транспортные организаций) и част­ные лица, выполняющие грузовые и пассажирские перевозки, владеющие транспортными средствами или использующие его на праве хозяйственного ведения, имеющие лицензию на проведение грузопассажирских перевозок.

На автомобильном транспорте проводится страхование ответ­ственности автоперевозчика на случай возникновения убытков, связанных с эксплуатацией автотранспорта как перевозочного средства и обусловленных претензиями по компенсации причи­ненного вреда со стороны лиц, заключивших с перевозчиком до­говор о перевозке грузов. Условия наступления страхового собы­тия и объем ответственности автоперевозчика определяются национальными законодательствами каждой страны, а также нормами международного права (Конвенция о договоре междуна­родной перевозки грузов по дорогам).

Страхование ответственности автоперевозчика относится к добровольным видам страхования. В то же время перевозка пас­сажиров иногороднего сообщения относится к числу обязатель­ных видов страхования, и страхователем выступает пассажироперевозчик. Пассажироперевозчик наземного транспорта отвечает за жизнь и здоровье пассажира с момента вхождения пассажира в транспортное средство и до момента выхода из него. Страховая сумма и страховое обеспечение устанавливаются за­коном. Страховым событием считается ущерб жизни и здоровью, полученный в результате аварии транспортного средства.

В международном автомобильном сообщении страхование грузов получило широкое развитие, поскольку является дополни­тельной гарантией для грузовладельца выполнения обязательств, взятых на себя автоперевозчиком.

В договор страхования ответственности автоперевозчика в ме­ждународном сообщении обычно включаются следующие основ­ные риски:

ü ответственность автоперевозчика за фактическое повреждение

ü и/или гибель груза при перевозке груза и за косвенные убытки,

ü возникшие вследствие таких обстоятельств;

ü ответственность автоперевозчика за ошибки или упущения

ü служащих (перед клиентами за финансовые убытки последних);

ü ответственность автоперевозчика перед таможенными властя­ми (за нарушение таможенного законодательства);

ü ответственность перед третьими лицами в случаях причинения вреда грузам.

 

Страхование гражданской ответственности перевозчика морским транспортом

На морском транспорте проводится страхование ответствен­ности судовладельцев, которое рассматривается в качестве само­стоятельной отрасли страхования. На страхование принимаются обязательства судовладельца, связанные с причинением вреда жизни и здоровью пассажиров, членов судового экипажа, лоцма­нов, грузчиков в порту и т.п. Кроме того, объектом страхования здесь выступают обязательства, связанные с причинением вреда имуществу третьих лиц. В перечень имущества входят другие суда, грузы, личные вещи членов экипажа, пассажиров и иных лиц, портовые сооружения (причалы, портовые краны, средства нави­гационной безопасности в акватории порта и др.).

К числу рисков, принимаемых на страхование, также относят­ся обязательства:

ü связанные с причинением вреда окружающей среде (например, от разлива нефти в результате кораблекрушения);

ü возникшие из-за претензий компетентных органов (портовой администрации, таможни, карантинной службы), предъявляемых к судовладельцу;

ü по особым видам морских договоров (например, договор снесения судна, терпящего бедствие, договор буксировки судна севшего на мель, и др.);

ü расходы судовладельца по предупреждению ущерба, уменьшению или определению размера убытка.

Страхование ответственности судовладельцев осуществляется через клубы взаимного страхования. Впервые они возникли в Англии после 1720 г. и получили распространение с середины XIX в. связи с бурным развитием морской торговли. Клуб взаимного страхования — это особая форма организации морского страхования на взаимной основе между судовладельцами. По существу клуб — это общество взаимного страхования. В настоящее время в мире действует около 70 клубов взаимного страхования, преимущественно Великобритании, Швеции, Норвегии, США. Шестнадцать ведущие) клубов взаимного страхования, на долю которых приходится около 90% страхования мирового грузотоннажа, образуют Международную группу клубов. Бесспорным лидером этой группы является Бермудская ассоциация взаимного страхования судовладельцев. Со­единенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии Суммарный тоннаж, застрахованный в Бермудской ассоциации около 200 брутто-регистровых тонн. По правилам Бермудской ас­социации в России работает страховое общество «Ингосстрах».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: