Глава 2. Значимость этики в государственной и муниципальной службе

     2.1. Специфика этики государственной службы

 

Государственная служба – это специфическая разновидность деятельности, которая связана с осуществлением государственной политики и реализацией социальных, экономических, политических и иных программ в отношении населения от имени государства.
Государственные служащие наделяются определенным объемом распорядительных властных полномочий, в связи с чем значимость этических принципов государственной службы существенно возрастает, поскольку они зачастую выступают единственным ограничителем действий чиновников в тех или иных ситуациях [1, С. 180].

Требования к государственным служащим и несению государственной службы основаны на идеологизированный системе, которая требует подчинения личных качеств целям и специфике реализуемой деятельности [7, С. 616]. Это подразумевает исключение из состава государственных служащих тех лиц, которые не способны ограничивать свою деятельность легальными способами и методами.

 Система государственной службы в любые периоды ее существования обладает определенным набором неформальных и официальных способов отслеживания действий государственных служащих, оценку их соответствия определенным стандартам, предъявляемым к ним. За нарушение этики государственной службы устанавливается определенная система санкции.

На содержание этических принципов государственной службы оказывают влияние различные специфические характеристики, отличающие данную службу. Многие из этих характеристик связаны с моральными качествами государственных служащих. К числу особенностей, оказывающих влияние на способность государственных служащих к соблюдению этических принципов, относятся:

· во-первых, специфика оплаты труда на государственной службе и ее низкий уровень по сравнению с коммерческими структурами;

·  во-вторых, территориальное устройство государственной службы;

·  в-третьих, вертикальная иерархия деятельности государственных служащих;

·  в-четвертых, текучесть кадров;

· в-пятых, заинтересованность граждан в деятельности государственных служащих.

Этические принципы государственной службы носят динамичный характер, поскольку могут изменяться под влиянием времени и политического режима, а также иных факторов [5, С. 408]. Государственные служащие выступают от имени и лица государства, его населения, обеспечивают успешность функционирования государственных служб. Все это повышает значимость государственной этики. Этика государственной службы включает в себя ряд составляющих, к числу которых относятся следующие:

♦ во-первых, профессиональная честь, в которой выражается значимость государственной службы для жизнедеятельности общества. Осознавая важность своей службы для общества государственный служащий проводит самооценку своей деятельности;

♦  во-вторых, профессиональное достоинство, которая подразумевает поддержание высокого уровня нравственности при осуществлении государственной службы;

♦  в-третьих, профессиональная нравственность, которое предусматривает соблюдение моральных и этических норм при выполнении государственным служащим своих обязанностей.

 В число принципов этики государственной службы включается гуманизм, оптимизм, идейность, честность, неподкупность и так далее.

 


Содержание этики муниципальной службы.


    Муниципальная служба – это специфическая разновидность службы на благо муниципалитета, направленная на реализацию политики развития муниципального образования в социально-экономическом плане.
Этика муниципальной службы во многом перекликается с этикой государственной службы [3, С. 256]. Законодательство закрепляет определенные принципы этики муниципальной службы. К числу этих принципов относятся следующие:

· приоритетность гражданских и общечеловеческих свобод и прав;

·  равенство доступа граждан, отвечающих требованиям к муниципальным служащим, к несению муниципальной службы;

· равные условия несения государственной службы вне зависимости от каких-либо обстоятельств и характеристик, не обусловленных деловыми и профессиональными качествами этого служащего;

· компетентность и профессионализм;

·  стабильность;

· информационная доступность деятельности муниципальных служащих;

· единые требования к муниципальным служащим и несению муниципальной службы;

·  учет местных исторических традиций при несении муниципальной службы;

· беспартийность муниципальной службы;

· социальная и правовая защита муниципальных служащих;

·  взаимодействие муниципальных служащих с населением и общественными организациями.

Этика муниципальной службы напрямую связана с обязанностями муниципального служащего, который должен:

§  соблюдать требования законодательства Российской Федерации, ее регионов и муниципальных образований;

§  действовать в соответствии с должностной инструкцией;

§  соблюдать законные интересы и права хозяйствующих субъектов и населения;

§ поддерживать свою квалификацию на достаточном уровне;

§ обеспечивать сохранность муниципального и государственного имущества;

§ сохранять государственную и иную охраняемую законом тайну и

так далее.

 

 



Заключение.

 На основе анализа теоретического материала по вопросу, можно сделать вывод, что этика является более широким понятием, по отношению к понятиям нравственности и морали, наукой, изучающей нравственность и мораль.

Мораль и нравственность – понятия близкие по значению, однако они не являются синонимами и имеют различные значения, функции и выполняют отличные друг от друга задачи. Нравственные проблемы, сколько бы не прошло времени, остаются наиболее важными для всего человечества. Глобальную роль играют моральные нормы, они регулируют поведения человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу в целом и к себе. В морали выражены представления о добре и зле, справедливости, чести, милосердии, достоинстве и трудолюбии.

Государственный (муниципальный) служащий независимо от своего места в обществе, от круга своих полномочий, должен оставаться человеком с заложенными природой личными моральными принципами. Именно этика позволяет служащему не забывать о нравственном поведении и отношении к государству и через него к обществу, за которое несут ответственность. В «типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих» обозначены общие принципы и нормы служебного поведения и все государственных и муниципальные служащие должны действовать на основе данного кодекса, чтобы поддерживать этические нормы, а вместе с тем моральные и нравственные. Этика играет, безусловно, важную роль в системе государственной и муниципальной службе, ведь «этика есть безграничная ответственность за все, что живет».

 

Список использованной литературы.

1.. Знаменский, Д. Ю. Государственная и муниципальная служба / Д.Ю. Знаменский. - М.: Издательский центр "Интермедия", 2019. - 180 c.

2. Кон, И.С. Дружба. Этико-психологический очерк / И.С. Кон. - М.: Политиздат; Издание 3-е, 2017. - 12 с., 352 c.

3. Кузнецов, А. М. Этика государственной и муниципальной службы / А.М. Кузнецов. - Москва: Высшая школа, 2019. - 256 c.

4. Кузнецов, И.Н. Корпоративная этика / И.Н. Кузнецов. - М.: Деловая и учебная литература, 2016. - 480 c.

5. Омельченко, Н. А. Этика государственной и муниципальной службы / Н.А. Омельченко. - М.: Юрайт, 2018. - 408 c.

6. Судаков, А.К. Абсолютная нравственность: этика автономии и безусловный закон / А.К. Судаков. - Москва: Мир, 2019. - 230 c.

7. Щербаков, Ю.Н. Государственная и муниципальная служба. Гриф МО РФ / Ю.Н. Щербаков. - М.: Феникс, 2018. - 616 c.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: