Омский филиал Финуниверситета
Кафедра «Экономика и менеджмент»
РЕФЕРАТ
По дисциплине «Основы государственного управления региональным развитием»
Система органов регионального управления, цели, принципы и методы осуществления регионального управления.
Выполнила студентка группы
2ГМУ1
Кузнецова Анастасия Александровна
Проверил преподаватель
Доктор экономических наук, профессор
Реброва Наталья Петровна
Дата поступления работы на кафедру «___»____________20___г. | Оценка ___________________ __________ количество баллов, зачтено/не зачтено подпись |
«___» ________________ 20___ г. |
Омск 2020
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Система органов регионального управления в Российской Федерации…………………………………………………………………………4
Глава 2. Региональное управление в Российской Федерации.
2.1. Цели регионального управления……………………………………...8
2.2. Принципы регионального управления……………………………….9
|
|
2.3. Методы регионального управления…………………………………10
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………...15
Введение.
Актуальность: регион - это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. Значимость регионального управления в достижении целей и решений региональных задач в современных условиях очень велика, так как выдвигаются новые требования к подготовке и профессиональному уровню руководителей административных территорий. В условиях современной социально-экономической и политической ситуации в России государственное региональное управление должно представлять собой систему мер государственного воздействия на субъекты Российской Федерации, совместно осуществляемых федеральными и территориальными органами для совершенствования структуры производства и потребления регионов, эффективного использования их потенциала и территориальных ресурсов, сохранения окружающей среды и соблюдения интересов России в целом. И поэтому актуальность выбранной мной темы обусловлена значительным ростом и разнообразием задач, решаемых регионами.
Цель: изучить систему регионального управления в Российской Федерации.
Задачи: рассмотреть структуру регионального управления в РФ; раскрыть цели, принципы и методы осуществления регионального управления в РФ.
Предмет: особенности регионального управления в Российской Федерации.
|
|
Объект: региональное управление.
Глава 1. Система органов регионального управления в Российской Федерации.
Государственные органы образуют единую систему осуществления государственной власти в Российской Федерации. Государственное управление регионами осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ и судами РФ, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.
Федеральные органы различных ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) взаимосвязаны между собой, а принцип единства позволяет обеспечить баланс данных властей исходя из разграничения полномочий при осуществлении своих функций.
В настоящее время усиливается роль регионального управления. Система регионального управления включает в себя:
· систему федеральных и региональных органов власти;
· совокупность функций, осуществляемых государственными, органами, а также разнообразные методы, ресурсы, используемые для реализации этих функций;
· систему государственной службы;
· систему связей (прямых и обратных), возникающих между объектами и субъектами управления и т.д.
Вся система регионального управления базируется на общих принципах государственно-властного воздействия на регионы, которое находит свое выражение в правовых формах, а также в выработке общегосударственных целей как для федеральных, так и для региональных органов власти.
В каждом регионе осуществляют свою деятельность территориальные отделения федеральных исполнительных органов государственной власти, которые находятся в прямом подчинении у центра, но часто одновременно в сильной зависимости от региональных администраций. В настоящее время все избранные главы региональных администраций формально не находятся в прямом подчинении федерального центра, поэтому Глава Российской Федерации и Правительство должны иметь свои собственные подразделения в регионах.
Координация деятельности территориальных органов федеральной власти базируется на взаимодействии Федерального центра и муниципальной власти, а также является неотъемлемой частью в области решения региональных проблем и направлена на достижение поставленных целей федеральной региональной политики.
На законодательном уровне власти создаются комитеты и комиссии структуры, занимающиеся вопросами взаимодействия Центра с субъектами РФ.
В обеих палатах парламента существуют профильные комитеты, деятельность которых сосредоточена на разработке законов в области региональной политики государства.
Организационная структура управления регионами на федеральном уровне состоит из следующих основных элементов:
· Администрация Президента РФ, которая имеет подразделения, занимающиеся вопросами региональной политики. В функции администрации входит решение основных политических вопросов.
· Ведомства и департаменты Правительства РФ, в компетенцию которых входят вопросы региональной политики (в частности вопросы национальной политики, миграционной политики).
· Министерства Правительства РФ, например министерство финансов. Функции министерства финансов связаны с решением вопросов в области финансов, участии в бюджетном процессе;
· Отраслевые ведомства, в компетенцию которых входит управление в регионах процессами, связанными с функционированием соответствующих отраслей народного хозяйства.
Администрация Президента осуществляет контроль в отношении социально-экономического развития регионов и при необходимости может оказывать непосредственное влияние на органы государственного управления субъектов Федерации.
В целях обеспечения реализации Главой Российской Федерации своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением Президент РФ Указом «О создании федеральных округов» от 13 мая 2000 года создал на территории Российской Федерации семь федеральных округов:
|
|
— Центральный (с центром в Москве);
— Северо-Западный (Санкт-Петербург);
— Уральский (Екатеринбург);
— Южный (Ростов-на-Дону);
— Приволжский (Нижний Новгород);
— Сибирский (Новосибирск);
— Дальневосточный (Хабаровск).
В момент их учреждения в 2000 году было создано семь федеральных округов. Первым изменением их количества (увеличением до восьми) и состава стало выделение Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа на основании указа президента Д. А. Медведева 19 января 2010 года. Вторым — образование Крымского федерального округа на присоединённых к России в 2014 году территориях. Третьим — присоединение Крымского федерального округа к Южному федеральному округу в 2016 году, четвёртым (и единственным изменением состава, но не количества) — перевод республики Республики Бурятия и Забайкальского края из Сибирского федерального округа в Дальневосточный в 2018 году. Единственным изменением в названиях округов было переименование исходно Северо-Кавказского округа в Южный 21 июня 2000 года (до последующего выделения из него нового Северо-Кавказского округа).