Маркетинговые исследования – систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед предприятием маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчёт о результатах. Предприятие проводит маркетинговые исследования или собственными силами – отделом маркетинга, или специализированными организациями. Наиболее типичными задачами исследователей маркетинга являются: изучение характеристик рынка, замеры потенциальных возможностей рынка, анализ распределения долей рынка между фирмами, анализ сбыта, изучение тенденций деловой активности, изучение товаров конкурентов, краткосрочное прогнозирование, изучение реакции на новый товар и его объём, долгосрочное прогнозирование, изучение политики цен.
К целям маркетинговых исследований относят: поисковые, описательные, каузальные, тестовые, прогнозные.
Этапы проведения маркетингового исследования:
1. Определение проблемы, целей и методов исследования.
2Разработка плана исследований..
3.Проведение маркетингового исследования.
|
|
4. Интерпретация полученных результатов и доведение их до руководства.
Вопрос 3. Маркетинговая среда и ее структура
Маркетинговая среда включает в себя все силы, оказывающие влияние на способности предприятия устанавливать и поддерживать эффективные связи с целевым рынком. Она состоит из внешней микро- и макросреды и внутренней среды.
В микросреде действуют внешние силы, представленные поставщиками, посредниками, потребителями, конкурентами и общественностью (контактными аудиториями).
Макросреда включает в себя основные факторы, влияющие на деятельность предприятия на определенном сегменте рынка: экономические, демографические, научно-технические, природные, политико-правовые, культурные.
Комплекс маркетинга (товар, цена, распределение и продвижение) и внешние факторы, влияющие на деятельность предприятия на определенном целевом рынке, представлены на рис.4.
Рисунок 4 распечатывается перед лекцией и раздается каждому студенту для вклеивания в лекционную тетрадь
Рис. 4.Маркетинговый комплекс и факторы, влияющие на него
Вопрос 4.Опрос, его виды, достоинства и недостатки
Одним из видов получения маркетинговой информации является опрос.
Опрос -это метод сбора первичной информации путем выяснения субъективных мнений опрашиваемых в отношении какого-либо объекта.
В практике маркетинговых исследований различают различают много видов опроса, поэтому существует классификация его видов:
-по преследуемой цели,
-по типу опрашиваемых,
-по частоте проведения,
-по количеству одновременно опрашиваемых,
|
|
-по степени стандартизации,
-по способу сбора данных,
-по виду используемых коммуникаций.
При этом по каждому критерию классификации существуют разновидности опроса.
Основными достоинствами опроса как метода сбора маркетинговой информации считают: возможность выявить суждения, мотивацию, привычки респондентов; гибкость проведения; возможность статистической обработки. К недостаткам относят: субъективность полученной информации, зависимость от желания респондента отвечать на вопросы и др.