Микросреда маркетинга – совокупность субъектов и факторов, имеющих непосредственное отношение к самому предприятию (организации) и влияющих на его возможность обслуживать своих потребителей.
Основные факторы микросреды предприятия:
1. Поставщики – это предприятия, фирмы, отдельные лица, обеспечивающие предприятие и его конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для конкретных товаров или услуг;
2. Маркетинговые посредники – это предприятия, обеспечивающие продвижение, распространение, сбыт товаров среди клиентов;
3. Клиенты – предприятие может выступать на пяти типах клиентурных рынков:
· Потребительский рынок часто называют розничным рынком. Он представлен отдельными лицами, которые приобретают товары и услуги для личного потребления;
· Рынок производителей называют также оптовым рынком. Представителями его являются организации и предприятия, которые приобретают товары и услуги для дальнейшего их использования в процессе производства;
· Рынок промежуточных продавцов также можно отнести к оптовому рынку. Организации – посредники приобретают товары и услуги для последующей их продажи с целью получения прибыли;
· На рынке государственных учреждений действуют государственные организации, которые приобретают товары и услуги для направления их в сферу коммунальных услуг и/или для передачи нуждающимся в них;
· Международный рынок может быть как оптовым, так и розничным. Он объединяет всех потенциальных потребителей (конечных или промежуточных) товаров и услуг; находящихся за пределами страны. Эти потребители могут действовать на всех вышеперечисленных рынках.
Маркетинговые посредники:
|
|
|
|
|
4. Конкуренты (с точки зрения маркетинга) – это:
· Желания – конкуренты, т.е. желания, которые потребитель, возможно, захочет удовлетворить (желание утолить жажду – выпить воды, сок, пиво, чай и т.д.);
· Товарно – родовые конкуренты, т.е. другие основные способы удовлетворения какого – либо конкретного желания (желание выпить воды – минеральной, газированной, кипячёной);
· Товарно – видовые конкуренты, т.е. прочие разновидности того же товара, способные удовлетворить конкретное желание потребителя (желание выпить минеральной воды – столовой, лечебной, газированной, негазированной);
· Марки – конкуренты – разные марки одного и того же товара (желание выпить минеральной воды – столовой «Боржоми», «Нарзан»…).
5. Контактная аудитория – любая группа, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к предприятию или влияет на его способность достигать поставленных целей.
Контактная аудитория может либо способствовать, либо противодействовать усилиям предприятия на рынке.
Благотворная аудитория – группа, интерес которой к предприятию носит очень благотворный характер.
Искомая аудитория – это та аудитория, чьей заинтересованности предприятие ищет, но не всегда находит.
Нежелательная аудитория – это группа, интереса которой предприятие старается не привлекать, но вынуждено считаться с ними, если они проявляют интерес к продукту организации.
Любое предприятие действует в окружении контактных аудиторий семи типов:
1. Контактные аудитории СМИ (организации, распространяющие новости, статьи, редакционные комментарии);
2. Контактные группы государственных учреждений;
3. Гражданские группы действий (организации защиты прав потребителей, группы защитников окружающей среды);
4. Местные контактные аудитории (окрестные жители, общинные организации);
5. Широкая публика;
6. Внутренние контактные аудитории (собственные работники, служащие, добровольные помощники);
7. Финансовые круги (банки, инвестиционные компании).
Главная задача маркетинга – получить информацию о настроении контактных аудиторий, предвидеть их возможные действия по отношению к предприятию и налаживать благотворные связи с общественностью.
Макросреда предприятия – совокупность внешних факторов, влияющих на предприятие (организацию) и все составляющие микросреды и не подвластных прямому управлению со стороны предприятия (организации).
К основным факторам макросреды относятся:
· Социально – демографические факторы (численность населения, его плотность, уровень рождаемости и старения, миграция населения, повышение образовательного уровня и рост числа служащих, количество браков и разводов, национальная и религиозная структура населения) ;
· Экономические факторы (динамика и структура потребления, эластичность спроса, финансовое положение страны, фискальная политика государства, деловая активность, уровень безработицы, банковские процентные ставки и т.д.) ;
· Природные факторы (природные ресурсы страны, их использование, степень обеспеченности национального производства основными видами сырья и топлива, уровень загрязнения окружающей среды, возможность природных катаклизмов и т.д.) ;
· Научно – технические факторы (появление новых технологий, быстрота их внедрения, квалификация кадров, контроль государства за качеством продукции и т.д.) ;
· Политико – правовые факторы (законодательное регулирование предпринимательской деятельности, напряжённая или благожелательная политическая обстановка, выборы в парламент или выборы президента и т.д.) ;
· Культурные факторы (уровень культурного развития, формы культур, особенности культурных и нравственных ценностей групп потребителей).
В постоянно меняющемся мире предприятие должно отслеживать влияние всех вышеперечисленных групп факторов, чтобы вовремя отреагировать и оптимально приспособиться к ним.[13]
Вопросы для повторения: