Какой должна быть стратегия маркетинга фирмы?
Что является главным в структуре маркетинга фирмы?
Лекция № 38
Маркетинговые исследования. Маркетинговая информационная система.
Под маркетинговыми исследованиями понимается систематический сбор, отображение и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности и принятие соответствующих решений.
Маркетинговые исследования основываются на принципах:
· Системности;
· Комплексности;
· Регулярности;
· Объективности;
· Точности;
· Тщательности;
· Экономичности;
· Оперативности.
Анализ практики проведения маркетинговых исследований показал, что наиболее часто осуществляются следующие направления маркетинговых исследований:
· Изучение рынка (анализ ёмкости рынка, товарная структура, оценка конъюнктуры, тенденции развития и т.п.);
· Изучение товара (новизна и конкурентоспособность, соответствие ГОСТАм, степень удовлетворения потребностей и т.п.);
· Изучение конкурентов (основные конкуренты, особенности товаров – конкурентов, торговые марки конкурентов, имидж конкурентов и т.п.);
|
|
· Изучение покупателей (характеристика покупателей, сегментирование, способы покупки, покупательские предпочтения и т.п.);
· Ценовая политика на рынке (цены на мировом и национальном рынке, ценообразующие факторы, ценовая политика конкурентов и т.п.).
Маркетинговые исследования помогают выявить недостатки сегодняшнего положения предприятия на рынке, показать возможности и пути его улучшения.
Маркетинговые исследования преследуют, как правило, практические цели.
Цели маркетинговых исследований могут быть:
· Поисковыми, т.е. предусматривать сбор каких – либо предварительных анных, проливающих свет на проблему;
· Описательными, т.е. предусматривать описание определённых явлений;
· Экспериментальными, т.е. предусматривающими проверку предположения о какой – то причинно – следственной связи;
· Аналитическими, т.е. предусматривающими не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, лежащих в его основе и обусловливающих его характер.
Маркетинговая информационная система (МИС) – это совокупность персонала, оборудования и процедур, предназначенная для обработки, анализа и распределения в установленное время достоверной информации, необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений.
Информационная система маркетинга включает в себя следующие блоки:
1. Внутренняя информация обычно отражает показатели текущего сбыта, издержки, объём материальных запасов, движения денежной наличности и т.д.
2. Текущая внешняя информация – постоянно осуществляемый процесс наблюдения за ситуацией на рынке, за происходящими переменами в окружающей среде.
|
|
3. Маркетинговые исследования предназначены для сбора, систематизации и анализа данных применительно к конкретной маркетинговой ситуации.
4. Анализ и обработка маркетинговой информации включает компьютеризированную систему поддержки принятия маркетинговых решений, которые помогают руководителям обработать, систематизировать и анализировать соответствующим образом данные и использовать их в своей хозяйственной деятельности. В современных условиях широко используются различные статистические, математические методы и модели, экспертные оценки при анализе и обработке маркетинговой информации, помогающие принять маркетинговые решения.
Виды маркетинговой информации:
Первичная информация – это данные, полученные путём проведения маркетинговых исследований для решения конкретной маркетинговой проблемы.
Вторичная информация – совокупность данных, собранных ранее из внешних и внутренних источников. Вторичная информация не является результатом специально проведённых маркетинговых исследований (товарные отчёты, счета клиентов, показатели сбытов, бухгалтерская отчётность, данные международных организаций, аппарата правительства, официальная статистика, материалы периодической печати и т.д.).
Вопросы для повторения:
Что такое маркетинговые исследования?
На каких принципах основываются маркетинговые исследования?
Перечислите основные направления маркетинговых исследований.
Каковы основные цели маркетинговых исследований?
Что такое МИС?
Что включает в себя информационная система маркетинга?
Каковы основные виды маркетинговой информации?
Лекция № 39