Правовые основы маркетинговой деятельности

Отдельные аспекты маркетинговой деятельности регламентируют следующие федеральные законы:

· Конституция РФ;

· Закон о конкуренции;

· Закон о рекламе;

· Закон о защите прав потребителей.

 

Закон о конкуренции определяет не только организационные, но и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение надлежащих условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

 

Так как одним из основных принципов маркетинга является борьба с конкурентами посредством повышения технического уровня, качества, надёжности и безопасности продукции и предоставления сопутствующих услуг, то Закон о конкуренции запрещает монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию.

 

Так, ст. 5 в защиту производителей гласит: предприятие не должно доминировать на рынке, т.е. доля его товаров не должна составлять 65 % и более, и не должно затруднять проникновение на рынок других конкурентов.

 

Ст. 6 запрещает соглашение производителей, ограничивающее конкуренцию.

Ст. 7 предусмотрено, что недействительным признаётся законодательство, если оно направлено на ограничение конкуренции.

Ст.8 запрещает соглашения между федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, ограничивающие конкуренцию.

 

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия фирм – производителей, которые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить убытки другим производителям или нанести ущерб их деловой репутации.

 

В ст. 10 рассматривается пять форм недобросовестной конкуренции:

· Распространение ложных, неточных или искажённых сведений;

· Введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств и качеств товара;

· Некорректное сравнение изготовителя производимых или реализуемых им товаров с товарами других производителей;

· Продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполненных работ и услуг;

· Получение, использование, разглашение научно – технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны без согласия её владельца.

 

В случае нарушения прав производитель может обратиться в Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и его территориальные управления.

В Законе о защите прав потребителей основной упор делается на качество товара, надёжность и безопасность товара, гарантию и обслуживание и т.д.

В случае предоставления производителем потребителю товара ненадлежащего качества, обеспечения ненадлежащего технического обслуживания, безопасности и надёжности товара, потребитель может обратиться в Комитет по защите прав потребителей.

Производитель же в защиту своих прав проводит экспертизу товара, предоставленного потребителю (ст. 4 – 7 Закона о защите прав потребителей, содержание этих статей Закона изложено в Приложении 3)

 

Правовое обеспечение рекламной деятельности

В соответствии с Законом о рекламе производитель должен проводить рекламу в определённом месте, в определённое время, с помощью определённых технических средств и т.д. (ст. 5).

Законом о рекламе запрещается:

· Недобросовестная реклама (ст. 6);

· Недостоверная реклама (ст. 7);

· Неэтичная реклама (ст. 8);

· Заведомо ложная реклама (ст. 9);

· Скрытая реклама (ст. 10).

 

Рекламная деятельность российских предпринимателей регулируется также нормами международного права – Международный кодекс рекламной деятельности (1986 г.), который принят Международной торговой палатой.

Данный кодекс отвечает обязательствам Международной торговой палаты поддерживать высокие этические стандарты маркетинга.

Международный кодекс рекламной деятельности задуман, прежде всего, как инструмент самодисциплины и предназначен для использования в судебной практике.

Международный кодекс рекламной деятельности содержит следующие основные понятия: «рекламное послание», «товар», «покупатель»:

 

Рекламное послание – это любая форма рекламного послания относительно изделий, услуг, благ, независимо от вида средств массовой информации, который используется, в т.ч. рекламные надписи и изображения на упаковках, этикетках, товаре.

 

Товар – это изделие, услуги, блага.

 

Покупатель – это любое лицо, на которое направлена реклама и на кого стремятся повлиять как на конечного потребителя или коммерческого клиента.

Основные принципы данного кодекса содержатся в ст. 1 – 9

 

Вопросы для повторения:

Перечислите основные законы РФ, регламентирующие отдельные аспекты маркетинговой деятельности.

Каким образом в маркетинге ведётся борьба с конкурентами?

Перечислите основные формы недобросовестной конкуренции.

В каком законе РФ основной упор делается на качество, надёжность и безопасность товара?

Какие виды рекламы находятся под запретом?

6) Какими нормами международного права регулируется рекламная деятельность российских предпринимателей?


[1] А.А.Украинцева Маркетинг в вопросах и ответах М., 2007, стр. 4 – 10

[2] Там же, стр. 10 – 11.

[3] С.Н. Белоусова, А.Г.Белоусов Маркетинг Ростов – на – Дону, «Феникс», 2006, стр. 11 – 16

[4] Зайцева Н.А. Менеджмент в сервисе и туризме М., ФОРУМ – ИНФРА – М, 2007, стр. 53

[5] А.А.Украинцева Маркетинг в вопросах и ответах М., 2007, стр. 11 – 13

[6] С.Н. Белоусова, А.Г. Белоусов Маркетинг Ростов – на – Дону, «Феникс», 2006, стр. 18 – 20

[7] А.А.Украинцева Маркетинг в вопросах и ответах М., 2007, стр. 11 – 21

[8] С.Н.Белоусова, А.Г.Белоусов Маркетинг Ростов – на – Дону, «Феникс», 2006, стр. 23 – 28

[9] С.Н.Белоусова, А.Г.Белоусов Маркетинг, Ростов – на – Дону, «Феникс», 2006, стр. 29 – 35

[10] Там же, стр. 36 – 40

[11] Там же, стр. 49 – 55

[12] Там же, стр. 49 – 62

[13] Там же, стр. 64 – 73

[14] Там же, стр. 74 – 75

[15] Зайцева Н.А. Менеджмент в сервисе и туризме М., «Форум – ИНФРА – М», 2007, стр. 221 – 223



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: