Семинар- практикум с элементами тренинга

 «Буллинг - как определить. Алгоритм действий»

Семинар-практикум с элементами тренинга планируется как первичный для классных руководителей 6-9 классов образовательных организаций.

 Количество участников- не более 15 человек, время проведения 1час 40 минут. В конспекте семинара красным цветом выделены комментарии к упражнениям (К.), которые являются пояснением для специалиста, проводящего подобный семинар впервые.

Цель семинара:

Профилактика буллинга в среде детей и подростков в образовательных организациях.

Задачи семинара:

1. Ознакомление педагогов образовательных организацийс теоретическими основами такого явления, как буллинг.

2. Разработка алгоритма действий классного руководителя в ситуации определения буллинга.

Оборудование: мультимедийное оборудование, мягкая игрушка.

Ход семинара:

Вводное слово:

сегодняшний семинар практикум посвящен актуальной теме буллинга. Что это, как его определить и что дальше делать Вам, как педагогам, мы попробуем понять на сегодняшнем семинаре-практикуме. Наш семинар будет длиться 1 час 40 минут.

Упражнение «Ассоциации» (в кругу) – ассоциации со словомбуллинг- первое, что приходит в голову, когда слышите это слово. (игрушка передается по часовой либо против часовой стрелки.).

К. Некоторые педагоги могут ответить- «просто иностранное слово», либо «затрудняюсь ответить». В этом случае не нужно пояснять, что это такое.

Начнем с небольшой теории. Презентация (приложение 1).

После просмотра презентации – вопросы по кругу:

- Сталкивались ли вы когда-нибудь с буллингом, в тот период, когда были ребенком?

- Что вы помните о том времени?

- Какие чувства и эмоции ситуация вызывала у вас тогда?

К. Предположительно большинство педагогов ответят «нет», но 2-3 человека обязательно вспомнят подобные ситуации, в которых сами были либо жертвой, либо наблюдателем. Если группа недостаточно идет на контакт, можно начать с себя (своя история может быть придумана).

Основное упражнение. Участники делятся на мини-группы. В каждой группе по 3 человека. Один из участников группы-жертва, другой-преследователь, третий- наблюдатель. Кто и кем будет - участники выбирают сами (предлагаются перевернутые листочки с определенными ролями, педагоги вытягивают, не зная какая роль достанется.) Группе необходимо придумать и разыграть ситуацию буллинга по тем ролям, которые им достались. Задача участников - обсудить ситуацию в мини-группе (5-7 минут), а затем каждая мини-группа представляет ее всем от лица каждого участника, определяют и вид буллинга. Каждый участник, кроме объяснения своей роли в ситуации, говорит, какие чувства он испытывает.

К. Это упражнение является основным в семинаре. В случае, если участникам сложно описать свою роль, необходимо помочь с помощью вопросов. Например: вы в этой ситуации жертва, вам нравится быть жертвой? Почему? Вы в этой ситуации преследователь. Вас устраивает, что вы травите жертву? Почему? Вы в этой ситуации наблюдатель. Вам комфортно от того, что вы видите? Вы хотите что- то изменить? Как вы думаете, каким образом это можно сделать?

Не во всех ситуациях прописан «наблюдатель», но он несомненно есть, в этом случае участник сам определяет, какой он из наблюдателей, на этом необходимо сделать акцент при раздаче ситуаций.

Цель упражнения - помочь педагогам понять (почувствовать) причины поведения жертвы, наблюдателя, преследователя.

Разминка «Гражданская оборона».

Способствует повышению групповой динамики.

Участники прогуливаются по помещению. Ведущий выкрикивает фразу:

«Внимание! На нас напали (пираты, икота, угрызения совести и т.п.). После сигнала опасности все участники должны собраться тесной группой в центре помещения, спрятав в середину (маленьких ростом, женщин, блондинов и т.д.) и сказать хором: «Дадим отпор…(пиратам, икоте, угрызениям совести и т.п.). Группа опять разбредается по помещению и игра продолжается. (Из книги А.Чурикова В.Снегирева «Копилки для тренера» СПб. 2006 г.)

К. Можно предложить педагогам это упражнение для использования в работе с классом, как направленное на сплочение коллектива.

После разминки – работа в круге:

- Как вы считаете, какие сложившиеся ситуации в вашем классе могут привлечь ваше внимание?

- По каким симптомам вы можете предположить, что в классе имеет место буллинг.

К. В обсуждении желательно выйти на то, что педагог  (классный руководитель) в первую очередь может определить проблему в классе методом наблюдения. В итоге обсуждения - резюмировать этот момент. Возможно, предложить на обсуждение варианты фиксирования наблюдений и временные рамки (2 либо 4 раза в год и т.д.)

Работа в группах. Участники делятся на две группы.

Первая группа предлагает варианты действий педагога после того, как определилось, что в классе существует буллинг.

Вторая группа предлагает варианты действий, которые ни в коем случае не должен осуществлять педагог после того, как определилось, что в классе существует буллинг.

Варианты двух групп записываются на доске (ватмане) и обсуждаются со всеми участниками.

Ведущий подводит итог семинара.

Рефлексия.

- Считаете ли вы информацию, которая представлена на семинаре нужной для себя?

- Пригодится ли Вам эта информация в дальнейшей работе?

- Прокомментируйте саму организацию и проведение семинара (по желанию).

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: