(фронтальное обсуждение с одновременной печатью на компьютере –
родителям сразу по окончании собрания выдаются данные рекомендации)
v Объясните и отработайте с ребенком правила психологической самообороны в общении со сверстниками, например, научите ребенка не поддаваться на провокации.
v Ребенок должен уметь отказать сверстнику, если что-то ему неприятно, не нравится, или если его заставляют делать то, что не разрешают родители, поэтому тренируйте ребёнка отказывать.
v Действуйте по принципу: предупрежден – значит вооружен. Ребенка могут дразнить из-за его внешности, фамилии и пр. Обсудите это с сыном или дочерью заранее. Придумайте вместе всевозможные варианты правильной реакции на такую травлю.
v Ребенка надо учить, что сказать или сделать в той или иной ситуации. Во многих конфликтах важно, чтобы последнее слово осталось за ребенком. Это позволит ему «сохранить лицо» в неприятной ситуации и избежать дальнейших нападок. Нет ничего страшного в том, что родители с ребенком заранее придумают несколько ответов на обзывательства.
|
|
v Менять тактику поведения. Разберите с ребенком типичный конфликт со сверстниками. Предложите ему в следующий раз на стандартную ситуацию отреагировать неожиданным для обидчиков образом и тем самым испортить им все удовольствие.
v Учите не быть пассивной жертвой. Сверстники часто испытывают товарища «на прочность», «проверяют на слабо». Дать отпор важно на первом этапе. Иногда полезно ответить обидчику тем же – грубостью на грубость, например.
v Следует заранее предупредить учителя об особенностях своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам, необходимость часто посещать туалет, нервные тики и пр.). Самое главное – не запускать такие проблемы, заболевания ребёнка необходимо отслеживать и лечить, это по силам родителям.
v Если травля уже началась, необходимо срочно сказать об этом классному руководителю. Все претензии и жалобы желательно оформить письменно и вручить их классному руководителю и психологу школы. Не старайтесь справиться с ситуацией в одиночку, обязательно привлекайте в союзники учителей, школьного психолога, социального педагога и других родителей.
v Чтобы ребенок лучше адаптировался и преодолевал трудности, он должен сохранять позитивное представление о себе. Если насилие со стороны сверстников уже произошло, или начался процесс постоянного морального давления, издевательств, это означает, что психика ребенка либо слаба, либо имеет серьезные изъяны, которые срочно нужно исправлять. И только когда эта работа будет успешно выполнена, ребенка можно будет вернуть в реальную агрессивную среду. Выбор – менять или не менять школу – зависит от конкретных обстоятельств: позиций обидчиков, наблюдателей, педагогов, администрации и пр.
|
|
v Если ребенок регулярно становится жертвой издевательств со стороны одноклассников, то его нужно изъять из той среды, в которой он находится.
v Конфликты со сверстниками неизбежны. Надо быть готовым к тому, что дети могут испытывать неприязнь к вашему ребенку или будут к нему равнодушны. Подготовьте его к тому, что не все окружающие будут его любить.
Одномоментно и навсегда искоренить проблему буллинга невозможно. Однако если ею будут вплотную и серьезно заниматься все участники образовательного процесса, то высока вероятность избежать многих конфликтов. Главной и самой надежной защитой для ребенка является чувство собственного достоинства и уверенность в себе. Родительская любовь и поддержка при этом – самые надежные союзники.
РЕСУРСНЫЙ КАТАЛОГ СПЕЦИАЛИСТОВ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА
№ | ОРГАНИЗАЦИЯ | КОНТАКТЫ | НАПРАВЛЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА |
1 | АОУ ДПО УР «Институт развития образования», Консультационный центр «PRO детей» | 8-912-906-35-73 | Консультирование родителей по вопросам обучения, развития и воспитания детей |
2 | БУ УР Республиканский методический центр социально-психологической помощи молодежи «Психолог плюс» | 8 (3412) 68 – 08 – 96 | Консультирование детей и взрослых; Методическая поддержка специалистов сопровождения; Проведение тренингов; Организация социально-профилактичеких акций |
3 | АНО «Театр птица» | 8 (3412) 37 – 93 – 88 | Спектакль «Больно молчать» о проблеме буллинга |
4 | Штаб профилактики «Подросток» | 8 (3412) 78 – 10 – 40 | Профилактика всех форм отклоняющегося поведения через консультации, лекции, индивидуальные и групповые беседы, акции и т.д. |
5 | БУСО УР Республиканский центр психолого-педагогической помощи населении. «СоДействие» | 8 (3412) 44 – 40 – 88 8 (3412) 44 – 16 – 35 | Консультирование детей и взрослых; Методическая поддержка специалистов сопровождения; Проведение тренингов; |
6 | Совет отцов Удмуртской Республики | 8-912-859-26-51 | Профилактика деструктивных форм поведения, наставничество детей «группы риска» |
7 | Инспектора по делам несовершеннолетним | по районам | Профилактические беседы, лекции с детьми, родителями с юридическим уклоном |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Е.В. Гребенкин. «Профилактика агрессии и насилия в школе». Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006.
2. Н.И.Алёшкин, И.А.Щукина «Мультагрессия» (Классный журнал) 2002, №2.
3. К.Бютнер «Жить с агрессивными детьми» М.,1991.
4. Б.С.Волков «Психология подростка», 2001.
5. Петрановская Л. Методическое пособие для педагогов школ и школьных психологов Травли.НЕТ.
6. Петрановская Л. Методическое пособие для детей Травли.НЕТ.