Изучение общественного мнения в работах исследователей Новейшего времени

Тема 2. История изучения и функции общественного мнения.

История становления представлений об общественном мнении (исторические, философские, политические и социологические аспекты).

Соотношение понятий мнение, знание, убеждение, установка, ценность и т.п.

Объекты и субъекты общественного мнения: различные взгляды на проблему.

Структура и функции общественного мнения, каналы его распространения.

Вопрос 1.

    Общественное мнение в период Античности.

    Зарождение представлений об общественном мнении относится к эпохе Античности, однако, ещё в текстах древнекитайской философии речь шла о важности изучения общественного мнения людей с целью его адекватного использования в управлении. В частности, в даосизме считалось, что из четырёх причин гибели государства, одна — это когда чувства и настроения людей не используются правителями в деле управления.

Первый интерес ко мнению проявился в Древней Греции, а все исследования на этот счет носили философский или практический характер.

Возникновение урбанистической культуры, диктовавшей все возрастающую потребность в массовой коммуникации, послужило одним из веских оснований утверждения многообразных форм выражения общественного мнения и воздействия на него. Кардинальные изменения в общественной жизни, вызванные экономическими факторами (процессами разделения труда, появлением частной собственности и т.д.), серьезные социальные перемены (возникновение городов-полисов, наличие общества как сложившегося организма в противоположность полусоциальному состоянию периода его становления) предопределили бурное развитие интересующего нас феномена.

Сочетание цивилизационных процессов с кардинальными экономическими и культурными изменениями сыграло решающую роль в возникновении государства и становлении социальной деятельности. А там, где появляются государства, неизбежно возникает и социальная коммуникация, обеспечивающая циркуляцию особого рода информации между участниками сообщества.

Чтобы жить в обществе, людям необходимо было поддерживать определенный минимум согласия, и это согласие, как правило, достигалось путем межличностной и групповой коммуникации. Выдающийся мыслитель античности Аристотель считал, что убедить аудиторию можно только тогда, когда добьешься ее благосклонности или же симпатии к себе. В трактате «Риторика» – первой научной разработке проблем ораторского искусства – он вводит понятие «этоса», под которым подразумевалось отношение публики к оратору как важнейшая предпосылка успеха его речи.

Другой выдающийся представитель античности, государственный и политический деятель Древнего Рима, блестящий оратор Цицерон в своих трудах по риторике особое значение уделял изучению психологии, интересов, вкусов публики. По его мнению, задача оратора – эстетически тешить публику, влиять на вето и поведение людей, уметь подвигнуть их к активной деятельности.

Гай Гракх начал говорить свои речи, обращаясь к народу, а не к элите.

Уже в Древней Греции мыслители стали много писать о внимании к желаниям публики, что свидетельствует о том значении, которое они придавали общественному мнению, хотя сам этот термин и не употреблялся. Ряд идей и выводов, существенно напоминающих современное толкование общественного мнения, можно встретить в политической лексике Древнего Рима. Именно римлянам принадлежит крылатое выражение «глас народа – глас божий».

    Развитие представлений об общественном мнении в Средние века и эпоху Возрождения.

В том виде, в каком категория «общественное мнение» употребляется нами, она встречается у английского государственного деятеля, философа и писателя Джона Солсбери. Происхождение термина – англосаксонское (изначально употреблено на латинском языке), появилось оно в Англии во второй половине XII в., а точнее в речи Солсбери в 1159 г. Из Англии этот термин пришел в другие страны, а в XVIII в. стал общепринятым.

На закате феодального строя возрождаются и получают дальнейшее развитие идеи древнегреческих мыслителей, которые затрагивают проблемы функционирования общественного мнения. Ярким примером тому являются работы мыслителей гуманистического направления, в частности, итальянских философов XV века: Л. Бруни, М. Пальмиери, А. Ринуччини и т.д.

Одним из первых феномен общественного мнения пытался определить и Н. Макиавелли. Так в трактате «Государь» он подошел к многозначной политической интерпретации общественного мнения. Это было связано с попыткой впервые дать характеристику политического сознания и политического действия, обращенную к конкретному носителю политической власти – новому государю.

Он видит в народе «большую силу», мощную опору государя: «…тем государям, которые больше боятся народа, нежели внешних врагов, крепости полезны; а тем из них, кто больше боится внешних врагов, чем народа, крепости не нужны… Лучшая из всех крепостей – не быть ненавистным народу…».

Эти же взгляды были присущи и Эразму Роттердамскому, гражданскому гуманисту эпохи Возрождения, рассматривавшему понятие «consensus populi» как состояние сознания народа, на которое может опираться правитель.

    Общественное мнение в эпоху Просвещения.

Новое время трактует понятие общественного мнения как индивидуальное психическое образование, которое порождается публикой, представляет собой совокупность размышлений и ответов на вопросы современности.

Французский просветитель Ж.-Ж. Руссо использует понятие общественного мнения для обозначения контролирующего, осуждающего, оценивающего отношения некоторой группы к определенному человеку, его действиям. Руссо считал общественное мнение источником неписанного нравственного закона, на который в конечном итоге опираются все иные виды законов.

Другой крупный мыслитель этого времени Д. Юм полагал, что общественное мнение является инструментом масс, влияющих на правителей. При этом он считал, что оно представляет собой не «кнут» общественного порицания и не угрозу отчуждения, как у Руссо, а «пряник» – общественное признание, славу. В этот период общественное мнение стало отождествляться с понятием «социальный контроль».

Воспитательную роль общественного мнения впервые отметил Дж. Локк в своей работе «О человеческом разумении». Он писал: «люди, соединяясь в политические сообщества, отказываются в пользу государства распоряжаться всею своею силою, так что не могут пользоваться ею против своих сограждан больше, чем позволяет закон страны, однако они все же сохраняют за собой право быть плохого или хорошего мнения о действиях людей, среди которых живут и с которыми общаются, одобрять или не одобрять эти действия. В силу этого одобрения или неприязни, они и устанавливают между собой то, что они намерены называть добродетелью или пороком, но никто не может жить под гнетом постоянного нерасположения и дурного мнения своих близких и тех, с кем он общается».

Так, по мнению Дж. Локка, общественность принуждает человека к конформности, используя страх перед изоляцией. Основой для нашего согласия является мнение других. То, что мы называем своим мнением, не принадлежит нам, произведено не нами, есть простое отражение мнения других. Люди не доверяют новым мнениям на том лишь основании, что они новые, еще не модные, в них не видно истины.

    Общественное мнение в ХIX веке.

Понятие общественного мнения в этот период характеризуется как «всеобщее, и истинное», которое отражает «правильные тенденции действительности» и «связано в нем со своей противоположностью, со стоящим само по себе своеобразным и особенным мнением многих». Такое определение впервые появилось в труде Гегеля «Философия права». Он первым признал, что общественное мнение – неотъемлемый атрибут демократического строя.

«Общественное мнение, – указывает Гегель, – есть неорганический способ познания того, чего народ хочет и мнит... общественное мнение было во все времена большой силой, и таково оно особенно в наше время, когда принцип субъективной свободы обрел такую важность и такое значение».

О важности общественного мнения для отдельно взятого человека писал и А. де Токвиль в книге «Демократия в Америке»: «по мере того как граждане становятся более равными и более похожими друг на друга, склонность каждого из них слепо доверяться конкретному человеку или определенному классу уменьшается. Предрасположенность доверять массе возрастает, и общественное мнение все более и более начинает править миром. Во времена равенства люди не склонны доверять друг другу по причине своего сходства, но то же самое сходство обуславливает их готовность проявлять почти безграничное доверие к мнению общественности, ибо им не кажется невероятным вывод о том, что, поскольку все обладают равными познавательными способностями, истина всегда должна быть на стороне большинства».

В период последних десятилетий XIX в. – начала XX в. можно выделить целую плеяду серьезных ученых, целенаправленно занимавшихся разработкой проблематики общественного мнения. К таковым можно отнести Г. Тарда и Ф. Гольцендорфа. Г. Тард считал что, «творцом общественного мнения является некая публика с весьма подвижными и неясными границами, уходящими своими корнями в особенности массовых духовно – психологических процессов». Позиция Ф. Гольцендорфа является несколько неоднозначной, поскольку он выдвигал различные идеи, касающиеся общественного мнения. Основная часть этих идей отражена в его работе «Роль общественного мнения в государственной жизни». Гольцендорф в своем труде подчеркивает «аморфность и обезличенность происхождения общественного мнения», однако, при этом автор делает акцент на роль и значение различных классов (как высших слоев населения, так и широких слоев населения) в формировании данного феномена.

Изучение общественного мнения в работах исследователей Новейшего времени.

В социально–философских теориях XX в. рассматривались новые, ранее не изученные аспекты общественного мнения. Внимание ученых было в основном сосредоточено на взаимосвязи общественного мнения с такими формами общественного сознания как стереотипы. Значительные шаги были предприняты в разработке теорий манипуляции и управления общественным мнением, изучался процесс его формирования.

Одной из ключевых научных фигур на этом поприще является У. Липпман, который поставил под вопрос существование независимого общественного мнения как самостоятельного явления. Липпман, изучив соотношение общественного мнения и социальных стереотипов, пришел к выводу о том, что «общественное мнение по многим вопросам застывает в форме стереотипа, что происходит при значительном участии средств массовой информации».

Важность социальных стереотипов и их сопряженность с общественным мнением отмечал и другой ученый – Николас Луман (1927– 1998), который считал наиболее важной характеристикой общественного мнения «его сиюминутность, адекватность данному моменту». Он полагал, что социум, посредством общественного мнения обращается к наиболее важным и актуальным вопросам и в этом процессе играют важную роль стереотипы, поскольку во многом благодаря им та или иная тема становится центром всеобщего внимания. Общество выносит на рассмотрение некоторые позиции и взгляды, вокруг которых затем формируются устойчивые точки зрения, характерные для тех или иных социальных групп.

Крайне важными для теории общественного мнения являются взгляды представителей французской критической школы и, в частности, П. Бурдье, который в своем труде «Социология политики» заявлял, что общественного мнения не существует. Впрочем, здесь стоит пояснить, что Бурдье не ставил под сомнение существование общественного мнения как такового, он высказывал аргументированное сомнение в том смысле, который широкая общественность вкладывает в данный термин и в возможности посредством опросов выяснить реальное состояние общественного мнения по какой – либо проблематике. Сомнению в данной концепции подвергаются три «краеугольных камня», основных постулата общественного мнения, первый из которых основан на тезисе о всеобщности общественного мнения, возможности каждого человека иметь мнения по любому вопросу. Второй постулат уравнивает вес и значимость всех мнений по определенным темам, нивелируя различия между их носителями. Бурдье, оспаривая его, полагал, что «факт суммирования мнений, имеющих отнюдь не одну и ту же реальную силу, ведет к производству лишенных смысла артефактов». Последний постулат общественного мнения заключается в предположении о неком консенсусе в отношении важности для общества тех или иных тем и всеобщем согласии, что вопросы по данным темам заслуживают быть заданными и вынесенными на всеобщее рассмотрение. Перечисленные постулаты детерминируют несостоятельность опросов как главного инструмента изучения общественного мнения.

Таким образом, вектор научного интереса к проблематике общественного мнения в XX в. стал смещаться к прикладным вопросам его изучения и формирования. В данном ключе следует отметить немецкую исследовательницу Э. Ноэль–Нойман, открывшую эффект «спирали молчания». Суть данной теории сводится к подавлению мнения индивида, если оно не одобряется или противоречит общепринятым взглядам, присущим социальному большинству. Частным проявлением «спирали молчания» является присоединение индивида, при отсутствии у него собственного мнения по каким–либо вопросам, к наиболее распространенному мнению, имеющему максимальное число носителей.

Оригинальная точка зрения на общественное мнение была предложена философами–постмодернистами, а именно Жаном Бодрийяром. В постмодернистской научной традиции общественное мнение рассматривается как симулякр. Данный термин обозначает семиотический знак или копию, оригинал которой отсутствует в реальности. Другими словами, симулякр – это репрезентация чего–то, что на самом деле не существует. Общественное мнение, с точки зрения постмодернистов, в качестве симулякра не является частью объективной реальности, а представляет собой элемент гиперреальности, т.е. репрезентует несуществующий продукт общественной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: