Государственная политика в области международной торговли

Уже не одно столетие в международной торговле со­храняются две взаимосвязанные тенденции, или две эконо­мические политики государства. Это протекционизм и сво­бодная торговля. Протекционизм - это политика государства, на­правленная на защиту интересов внутренних производите­лей от иностранных конкурентов. Свободная торговля — это политика государства, ориен­тированная на свободное развитие международной торговли.

Протекционизм появился очень давно, ещё в XVII— XVIII вв., и выражался в установлении государством им­портных пошлин на те товары, ввоз которых был нежела­телен. Пошлины составляли определённый процент от це­ны товара и сильно удорожали импортный товар. В России таможенные тарифы впервые были вве­дены Петром I.

Политика свободной торговли стала применяться в Англии в середине XIX в. Но широкое распространение она получила только после Второй мировой войны, т. е. с середины XX в.

В 80-х гг. XX в. в России существовал дефицит почти на все потребительские товары, цены были низкими, а оче­реди огромными. В 1992 г. была отменена монополия госу­дарства на внешнюю торговлю, и иностранные товары бур­ным потоком стали прибывать на наш рынок. Торговля начала развиваться, появились так называемые челноки, которые привозили дешёвые товары из Турции и Китая и продавали их прямо на улице рядом с рынками и магазина­ми. Сейчас этот этап уже миновал. У потребителя есть вы­бор: покупать либо импортные товары, либо товары отечест­венных производителей. Например, по продовольственным товарам у наших продуктов есть преимущества — они све­жие, натуральные, в большинстве своём без всякого рода вредных добавок. Но, к сожалению, они стоят дороже и внешне выглядят менее привлекательно, чем красивые за­морские продукты.

Рассмотрим методы протекционистской политики, ко­торые можно разделить на две большие группы — тариф­ные и нетарифные.

К тарифным методам регулирования относятся тамо­женные тарифы на импорт и экспортные тарифы, а также таможенные союзы. Таможенные тарифы на импорт— это пошлины на импортные товары, ввозимые в страну, взимаемые таможенными ведомствами при пересечении границы государ­ства. Обычно на готовые изделия тарифы достаточно высо­кие, а на сырьё и материалы — более низкие. Цель такой политики — поднять отечественную цену на импортный товар выше мировой и таким образом защитить отечествен­ных производителей от иностранных конкурентов.

Экспортный тариф— это тариф на товары отечест­венных производителей с целью ограничить экспорт для поддержания предложения на внутреннем рынке, особенно если цены на данный продукт удерживаются государством ниже мирового уровня. Чаще всего к таким методам прибе­гают развивающиеся страны и страны с переходной эконо­микой. К тому же установленные экспортные пошлины да­ют дополнительный доход в государственный бюджет. Таможенные союзы— это объединения стран, кото­рые ликвидируют между собой все таможенные барьеры, но устанавливают их для третьих стран. Примером может служить Европейский союз, куда вошли бывшие прибал­тийские республики СССР (Латвия, Литва, Эстония), или Азиатско-Тихоокеанское сообщество, куда входит Россия.

К нетарифным методам регулирования международ­ной торговли относятся установление квот, экспортные кредиты, экономические санкции (эмбарго), демпинг и др. Установление квот— это количественные ограниче­ния ввоза или вывоза определённого товара. Например, США стараются ограничить ввоз японских автомобилей и электроники, чтобы оградить от конкуренции отечествен­ных производителей. Россия не установила квот, но повы­сила тарифы на ввоз импортных автомобилей, особенно по­держанных, которые уже отработали 5—7 лет и цена которых очень низкая, чтобы защитить своих производите­лей, и таким путём ограничила ввоз автомобилей. Квоты устанавливаются путём лицензирования, его проводит государство.

Ещё один приём скрытого протекционизма на ввозимые из-за рубежа товары — это установление стандартов на ту или иную продукцию. Если они не соответствуют российским стандартам, то ввоз этих продуктов будет запрещён.

Экономические санкции – эмбарго это установлен­ный государством полный запрет торговли с какой-либо другой страной. Эмбарго применяется в основном с целью давления на эту страну по политическим мотивам. Например, США, которые не хотели терпеть рядом с собой прокоммунистическую страну, в 1962 г. объявили Кубе полное эмбарго. Иногда эмбарго может объявляться и на отдельные товары.
Международная торговля очень быстро развивается и поэтому нуждается в регулировании со стороны международной организации. Такая организация была создана и начала действовать в 1948 г. — это Генеральное соглашение по тарифам и торговле. В 1995 г. она была преобразована в ВТО — Всемирную торговую организацию, которая регулирует около 90% мировой торговли (по данным на октябрь 2009 г., в неё входило 153 государства).Цель этой организации — создать для своих членов режим наибольшего благоприятствования в торговле, отменить дискриминацию и создать равные условия для всех участников. ВТО устанавливает общие тарифы и борется с нетарифными ограничениями в торговле — квотами, государственными субсидиями экспортных отраслей, налоговыми льготами для экспортных предприятий. Россия стала членом ВТО в 2012 году.

Вопросы к тексту:

1) Дайте определение терминам: протекционизм и свободная торговля. (1 б.)

2)Назовите тарифные методы протекционистской политики, кратко охарактеризуйте их. (1,5 б.)

3)Назовите нетарифные методы международной торговли и 

охарактеризуйте их. (1,5 б.)

4)Какая международная организация регулирует международную торговлю? (1 б.)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: