Уже не одно столетие в международной торговле сохраняются две взаимосвязанные тенденции, или две экономические политики государства. Это протекционизм и свободная торговля. Протекционизм - это политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов. Свободная торговля — это политика государства, ориентированная на свободное развитие международной торговли.
Протекционизм появился очень давно, ещё в XVII— XVIII вв., и выражался в установлении государством импортных пошлин на те товары, ввоз которых был нежелателен. Пошлины составляли определённый процент от цены товара и сильно удорожали импортный товар. В России таможенные тарифы впервые были введены Петром I.
Политика свободной торговли стала применяться в Англии в середине XIX в. Но широкое распространение она получила только после Второй мировой войны, т. е. с середины XX в.
В 80-х гг. XX в. в России существовал дефицит почти на все потребительские товары, цены были низкими, а очереди огромными. В 1992 г. была отменена монополия государства на внешнюю торговлю, и иностранные товары бурным потоком стали прибывать на наш рынок. Торговля начала развиваться, появились так называемые челноки, которые привозили дешёвые товары из Турции и Китая и продавали их прямо на улице рядом с рынками и магазинами. Сейчас этот этап уже миновал. У потребителя есть выбор: покупать либо импортные товары, либо товары отечественных производителей. Например, по продовольственным товарам у наших продуктов есть преимущества — они свежие, натуральные, в большинстве своём без всякого рода вредных добавок. Но, к сожалению, они стоят дороже и внешне выглядят менее привлекательно, чем красивые заморские продукты.
|
|
Рассмотрим методы протекционистской политики, которые можно разделить на две большие группы — тарифные и нетарифные.
К тарифным методам регулирования относятся таможенные тарифы на импорт и экспортные тарифы, а также таможенные союзы. Таможенные тарифы на импорт— это пошлины на импортные товары, ввозимые в страну, взимаемые таможенными ведомствами при пересечении границы государства. Обычно на готовые изделия тарифы достаточно высокие, а на сырьё и материалы — более низкие. Цель такой политики — поднять отечественную цену на импортный товар выше мировой и таким образом защитить отечественных производителей от иностранных конкурентов.
Экспортный тариф— это тариф на товары отечественных производителей с целью ограничить экспорт для поддержания предложения на внутреннем рынке, особенно если цены на данный продукт удерживаются государством ниже мирового уровня. Чаще всего к таким методам прибегают развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. К тому же установленные экспортные пошлины дают дополнительный доход в государственный бюджет. Таможенные союзы— это объединения стран, которые ликвидируют между собой все таможенные барьеры, но устанавливают их для третьих стран. Примером может служить Европейский союз, куда вошли бывшие прибалтийские республики СССР (Латвия, Литва, Эстония), или Азиатско-Тихоокеанское сообщество, куда входит Россия.
|
|
К нетарифным методам регулирования международной торговли относятся установление квот, экспортные кредиты, экономические санкции (эмбарго), демпинг и др. Установление квот— это количественные ограничения ввоза или вывоза определённого товара. Например, США стараются ограничить ввоз японских автомобилей и электроники, чтобы оградить от конкуренции отечественных производителей. Россия не установила квот, но повысила тарифы на ввоз импортных автомобилей, особенно подержанных, которые уже отработали 5—7 лет и цена которых очень низкая, чтобы защитить своих производителей, и таким путём ограничила ввоз автомобилей. Квоты устанавливаются путём лицензирования, его проводит государство.
Ещё один приём скрытого протекционизма на ввозимые из-за рубежа товары — это установление стандартов на ту или иную продукцию. Если они не соответствуют российским стандартам, то ввоз этих продуктов будет запрещён.
Экономические санкции – эмбарго – это установленный государством полный запрет торговли с какой-либо другой страной. Эмбарго применяется в основном с целью давления на эту страну по политическим мотивам. Например, США, которые не хотели терпеть рядом с собой прокоммунистическую страну, в 1962 г. объявили Кубе полное эмбарго. Иногда эмбарго может объявляться и на отдельные товары.
Международная торговля очень быстро развивается и поэтому нуждается в регулировании со стороны международной организации. Такая организация была создана и начала действовать в 1948 г. — это Генеральное соглашение по тарифам и торговле. В 1995 г. она была преобразована в ВТО — Всемирную торговую организацию, которая регулирует около 90% мировой торговли (по данным на октябрь 2009 г., в неё входило 153 государства).Цель этой организации — создать для своих членов режим наибольшего благоприятствования в торговле, отменить дискриминацию и создать равные условия для всех участников. ВТО устанавливает общие тарифы и борется с нетарифными ограничениями в торговле — квотами, государственными субсидиями экспортных отраслей, налоговыми льготами для экспортных предприятий. Россия стала членом ВТО в 2012 году.
Вопросы к тексту:
1) Дайте определение терминам: протекционизм и свободная торговля. (1 б.)
2)Назовите тарифные методы протекционистской политики, кратко охарактеризуйте их. (1,5 б.)
3)Назовите нетарифные методы международной торговли и
охарактеризуйте их. (1,5 б.)
4)Какая международная организация регулирует международную торговлю? (1 б.)