II. Анализ театрального произведения

 

Схема анализа пьесы:

 

1. Время создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи.

2. Связь пьесы с каким-либо литературным направлением или культурной эпохой (античностью, Возрождением, классицизмом, Просвещением, сентиментализмом, романтизмом, критическим реализмом, символизмом и т.д.). Как проявились в произведении черты этого направления?

3. Вид и жанр драматургического произведения: трагедия, комедия (нравов, характеров, положений, плаща и шпаги; сатирическая, бытовая, лирическая, буффонада и т.д.), драма (социальная, бытовая, философская и т.д.), водевиль, фарс и пр.

4. Специфика организации действия драмы: разделенность на действия, сцены, акты, явления и т.д. Авторские оригинальные компоненты драмы (например, «сны» вместо актов или действий в драме М. Булгакова «Бег»).

5. Афиша пьесы (действующие лица). Особенности имен (например, «говорящие» имена). Главные, второстепенные и внесценические персонажи.

6. Особенности драматургического конфликта: трагический, комический, драматический; социальный, бытовой, философский и т.д.

7. Особенности драматургического действия: внешнее - внутреннее; «на сцене» - «за сценой», динамическое (активно развивается) - статическое и т.д.

8. Особенности композиции пьесы. Наличие и специфика основных элементов: экспозиции, нарастания эмоционального напряжения, конфликта и его разрешения, нового возрастания эмоционального напряжения, кульминаций и т.д. Как связаны между собой все «острые точки» (особо эмоциональные сцены) произведения? Какова композиция отдельных компонентов пьесы (актов, действий, явлений)? Здесь нужно назвать конкретные эпизоды, являющиеся этими «острыми моментами» действия.

9. Специфика создания диалога в пьесе. Особенности звучания темы каждого персонажа в диалогах и монологах.

10. Тематика пьесы. Ведущие темы. Ключевые эпизоды (сцены, явления), помогающие раскрыть тематику произведения.

11. Проблематика произведения. Ведущие проблемы и ключевые эпизоды (сцены, явления), в которых проблемы особенно остро заявлены. Авторское видение решения поставленных проблем.

12. Специфика авторских ремарок, поясняющих:

- действия персонажей (игру актеров);

- обстановку на сцене, костюмы и декорации;

- настроение и идею сцены или явления.

13. Специфика авторской позиции, выраженной посредством ремарок.

14. Смысл названия пьесы.

 

Схема анализа пьесы:

1. История создания.

2.  Название пьесы.

3. Определение темы, идеи и конфликта.

4. Анализ характеристики жанра (тип языка, тип конфликта, тип ситуации, тип героя)

5. Сюжет и фабула в пьесе.

6. Анализ характеров:

- стоит начать с того, что обратиться к афише, уделить внимание именам героев

- прямая характеристика (герой о себе)

- перекрестная характеристика (другие о нем)

- поступки героя

- меняется ли герой на протяжении всей пьесы (возможно, меняется, в том числе, его имя и язык)

7. Тип композиции и композиционные приемы.

 

Рекомендуемый список пьес для прочтения и анализа.

 

1. Шекспир У. Сон в летнюю ночь. Ромео и Джульетта. Гамлет.

2. Бомарше П.-О. Женитьба Фигаро.

3. Мольер Ж.-Б. Тартюф. Мещанин во дворянстве.

4. Шиллер Ф. Коварство и любовь.

5. Брехт Б. Мамаша Кураж и ее дети. Добрый человек из Сезуана.

6. Ибсен Г. Пер Гюнт. Кукольный дом. Привидения.

7. Метерлинк М. Синяя птица.

8. Шоу Б. Пигмалион.

9. Уильямс Т. Стеклянный зверинец.

10. Гоголь Н.В. Ревизор. Женитьба.

11. Островский А.Н. Снегурочка. Гроза. Волки и овцы. Бесприданница.

12. Чехов А.П. Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад.

13. Горький М. На дне.Дачники. Васса Железнова.

14. Булгаков М. Дни Турбиных.

15. Вампилов А. Старший сын. Утиная охота.

16. Гришковец Е. Как я съел собаку.

17. Розов В. Вечно живые.  

18. Рощин М. Валентин и Валентина.

19.  Коляда Н. (на выбор)

20. Пьесы современных авторов: Дурненков В., Пулинович Я., Сигарев В., Яблонская А., Клавдиев Ю., Вырыпаев И., Угаров, Драгунская К. и др.

 

Сайты

1. Театральная библиотека Сергея Ефимова http://www.theatre-library.ru/

2. Новая драма http://www.newdrama.ru/

3. Фестиваль Любимовка http://lubimovka.ru/

 

 Рекомендуемая литература:

1. Липовецкий М., Боймерс, Б. Перформансы насилия: Литературные и театральные обозрения «новой драмы». [Текст] / М. Липовецкий, Б. Боймерс. – М.: Новое литературное обозрение, 2012.

2. http://www.textologia.ru/literature/analiz-hudozhestvennogo-texta/analiz-dramaticheskogo-texta/analiz-dramaticheskogo-proizvedeniya-na-primere-komedii-a-n-ostrovskogo-les/1818/?q=471&n=1818

3. http://lit-helper.ru/p_Analiz_p-esi_Na_dne_Gor-kogo_M_Yu

4. http://www.litra.ru/composition/get/coid/00054201184864162952/woid/00020201184773070217/

 

 

Схема анализа спектакля:

1. Название спектакля.

2. Сверхзадача спектакля. Сходство и различия постановки с произведением.

3. Идейно-художественная роль декораций спектакля.

4. Театральный костюм как средство раскрытия образа героя.

5. Роль музыки, света и цвета в спектакле.

6. Анализ характеров главных героев, созданных актерами и режиссером в сравнении с пьесой.

7. Речевой портрет героев спектакля.

8. Сравнить впечатления от чтения пьесы до и после просмотра спектакля.

9. Достоинства и недостатки театральной постановки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: