1. Подготовительный этап:
- формулирование темы и проблемных вопросов для обсуждения (преподаватель должен заранее продумать проблемные вопросы, в соответствии с уровнем учащихся в группе и создать карточки, вопросы в которых будут дифференцироваться по уровню сложности);
- предоставление списка дополнительной литературы;
- постановка целей и задач занятия;
- разработка структуры занятия;
- консультация по ходу проведения занятия.
2. Начало занятия:
- подготовка аудитории: поскольку каждая микрогруппа состоит из 5-7 студентов, то парты нужно соединить по две, образовав квадрат, и расставить такие квадраты по всему помещению;
- комплектация микрогрупп;
- раздача вопросов по заданной теме для совместного обсуждения в микрогруппах.
Подготовка обучающихся.
4. Этап ответов на поставленные вопросы:
- в порядке установленном преподавателем, представители от микрогрупп зачитывают выработанные, в ходе коллективного обсуждения, ответы;
- студенты из других микрогрупп задают вопросы отвечающему, комментируют и дополняют предложенный ответ;
|
|
- преподаватель регулирует обсуждения, задавая наводящие вопросы, корректируя неправильные ответы (важно, чтобы преподаватель не вмешивался напрямую в ход обсуждения, не навязывал собственную точку зрения);
- после обсуждения каждого вопроса необходимо подвести общие выводы и логично перейти к обсуждению следующего вопроса (важно вопросы распределить таким образом, чтобы ответы микрогрупп чередовались);
- после обсуждения всех предложенных вопросов преподаватель подводит общие выводы.
5. Итог:
- преподаватель должен соотнести цели и задачи данного занятия и итоговые результаты, которых удалось добиться;
- заключительный этап суммирует все достигнутое с тем, чтобы дать новый импульс для дальнейшего изучения и решения обсуждавшихся вопросов (в рамках одного занятия невозможно решить все поставленные проблемы, одна из задач подобного вида занятий, спровоцировать интерес к обсуждаемым проблемам);
- преподаватель должен охарактеризовать работу каждой микрогруппы, выделить наиболее грамотные и корректные ответы учащихся.
При определении уровня достижений студентов на коллоквиуме необходимо обращать особое внимание на:
– усвоение программного материала;
– умение излагать программный материал доступным научным языком;
– умение связывать теорию с практикой;
– умение отвечать на видоизмененное задание;
– владение навыками поиска, систематизации необходимых источников литературы по изучаемой проблеме;
– умение обосновывать принятые решения;
|
|
– владение навыками и приемами выполнения практических заданий;
– умение подкреплять ответ иллюстративным материалом.
Критерии | Показатели |
Усвоение | - аргументированный, логически сбалансированный ответ |
программного | по вопросу, демонстрирующий знание основной и |
материала | дополнительной информации по проблеме; |
- знакомство с исследовательской литературой и | |
источниками, демонстрирующее творческое применение | |
полученных знаний к фактическому материалу; | |
- знание различных точек зрения, высказанных в | |
литературе, по соответствующей проблеме, умение | |
сопоставлять их между собой; | |
Умение связывать | - показано умение использовать примеры для |
теорию с практикой | подтверждения теоретических положений; |
- при необходимости, в зависимости от условия учебной | |
задачи, опирается на результаты наблюдений и опытов; | |
- умеет преобразовывать тематическую информацию из | |
одного вида в другой; | |
- показывает сформированность знаний, предметных и | |
универсальных учебных действий. | |
- применяетполученные знания в учебной ситуации. | |
Умение излагать | - обоснованно и безошибочно излагает тематический |
программный материал | материал, соблюдая последовательность его изложения, |
доступным научным | используя четкие и однозначные формулировки; |
языком | - строит логически связанный ответ, используя принятую |
географическую терминологию | |
- творчески перерабатывает текст, адаптируя его под | |
конкретную учебную задачу; | |
- излагаеттематический материал литературным языком; | |
- материал изложен в строго определенные рамки, ответы | |
лаконичны |
Критерии оценки учебных действий студентов на коллоквиуме
Оценка | Характеристика ответа студента |
Отлично | - студент глубоко и всесторонне усвоил проблему; - уверенно, логично, последовательно и грамотно ее излагает; - опираясь на знания основной и дополнительной литературы, тесно увязывает усвоенные научные положения с практической деятельностью; - умело обосновывает и аргументирует выдвигаемые им идеи; - делает выводы и обобщения; - свободно владеет научной терминологией |
Хорошо | - студент твердо усвоил тему, грамотно и по существу излагает ее, опираясь на знания основной литературы; - не допускает существенных неточностей; - увязывает усвоенные знания с практической деятельностью; - аргументирует научные положения; - делает выводы и обобщения; - владеет научной терминологией |
Удовлетворительно | - тема раскрыта недостаточно четко и полно, то есть студент освоил проблему, по существу излагает ее, опираясь на знания только основной литературы; - допускает несущественные ошибки и неточности; - испытывает затруднения в практическом применении психологических знаний; - слабо аргументирует научные положения; - затрудняется в формулировании выводов и обобщений; - частично владеет научной терминологией |
Неудовлетворительно | - студент не усвоил значительной части проблемы; - допускает существенные ошибки и неточности при рассмотрении ее; - испытывает трудности в практическом применении знаний; - не может аргументировать научные положения; - не формулирует выводов и обобщений; - не владеет научной терминологией |