Вопрос 1 Предпосылки европейской интеграции

Тема 2.8. Интеграционные процессы конца XX – начала XXI вв..

План

1. Предпосылки европейской интеграции

2. Образование Европейского Союза.

3. Региональные международные организации

4. Глобальные проблемы современности

Вопрос 1 Предпосылки европейской интеграции

        Хотя единого определения глобализации пока не существует, однако можно выделить явления и тенденции, которые характеризуют данный феномен в различных сферах. В экономической сфере глобализация проявляется следующим образом:

•Опережение темпов роста международной торговли по сравнению с темпами роста промышленного производства.

 •Углубление международного разделения труда, появление мировой системы «экономического плюрализма» с тремя основными центрами: Северная и Южная Америка под эгидой США, Европа под эгидой Европейского союза, Восточная Азия под эгидой Японии.

• Формирование мировых финансовых рынков, их выход из-под юрисдикции отдельных государств; становление финансовой сферы как самостоятельной силы, определяющей возможности развития промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, инфраструктуры.

• Информационно-технологическая революция, переворот в средствах телекоммуникаций, что приводит к практически мгновенному распространению информации об изменениях на финансовых и других рынках и позволяет принимать быстрые решения о перемещении капиталов и финансовых операциях. Усиление влияния транснациональных корпораций (ТНК), возникновение новых субъектов мировой экономики за счет слияний и поглощений ТНК. Расширение и изменение структуры рынков труда, связанная с этим массовая миграция населения. Создание и дальнейшее совершенствование международной транспортной инфраструктуры. Возрастание регулирующей роли международных экономических и финансовых организаций, таких как Всемирная торговая   организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ) и так далее. Процесс глобализации оказывает значительное влияние и на систему международных отношений. Происходит усложнение среды международных отношений, появление новых действующих субъектов, таких как ТНК, международные финансовые институты, экологические и правозащитные организации. Размывание границ между внутренней и внешней политикой государства, усиление экономического фактора в политике. Расширение международного сотрудничества в решении глобальных проблем, возрастание роли наднациональных органов в мировой политике и экономике. Глобализация —процесс комплексный, противоречивый, имеющий множество различных последствий. Еще в середине 1990-х гг. бывший тогда Генеральным секретарем ООН Кофи Аннан указывал НАТО, что, с одной стороны, «выгоды глобализации очевидны: более быстрый экономический рост, более высокий уровень жизни, новые возможности. Однако уже сейчас началась отрицательная реакция, поскольку эти выгоды распределяются крайне неравномерно». К негативным последствиям глобализации относят: неравномерность глобализации, усиление дифференциации в уровне развития между богатыми и бедными странами, отдельными регионами.

Европейская интеграция активно начинает развиваться с 50-х годов ХХ века. Ее началу послужила реализация плана Маршала.

Задание: Какой была основная цель плана Маршала?

Одним из наиболее значительных трансформационных процессов после распада Советского Союза является расширение Европейского Союза на восток. Этот процесс создает совершенно новую ситуацию на европейском континенте и приближает границы ЕС непосредственно к странам бывшего СССР. В то же время этот процесс сложный и громоздкий, поскольку последняя волна охватывала значительное количество государств.

Рассмотрим основные аспекты и проблемы расширения ЕС на восток. Сначала (в 1952 году) в Европейское Сообщество входило шесть стран: Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Германия и Франция.

Экономический подъем Сообщества, а вместе с тем и рост политического веса государств-членов подтвердили успешность интеграционных процессов. На протяжении своего существования Европейское Сообщество пережило четыре волны расширения: в 1973 году к нему присоединилась Великобритания, Ирландия, Дания, 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия, в 1995 г. - Швеция, Финляндия и Австрия.

После роспуска Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи Европейский Союз решил пересмотреть свои отношения со странами центрально-восточной Европы. Главная финансово-техническая помощь была оказана Польше и Венгрии, поскольку именно в этих государствах очень быстро осуществлялись экономические и политические реформы, создавалось открытое, рыночно ориентированное общество. Так ЕС начал подготовку к пятой волны расширения.

После распада СССР (1991 г.) следующим этапом было заключение соглашений об ассоциированном членстве между ЕС и государствами-кандидатами: 1991 г. - с Польшей, Венгрией и Чехословакией; 1993 г. - с Болгарией, Румынией и Словакией; 1995 г. - с государствами Прибалтики, 1996 г. - со Словенией. Хотя эти соглашения предоставляют возможность стать полноправным членом ЕС, однако не гарантируют его.

Учитывая сложную политическую обстановку в регионе (война в бывшей Югославии, обострение политической ситуации в России и т.д.), Европейский Совет на заседании в Копенгагене (июнь 1993 г.) приняла решение о расширении членства. Также были утверждены критерии, которым должно отвечать государство, чтобы стать полноправным членом ЕС.

В 1997 году на заседании Европейского Совета в Люксембурге принято решение начать переговоры о вступлении в ЕС с Польшей, Венгрией, Эстонией, Чехией, Словенией и Кипром. На заседании Европейского Совета в Хельсинки (1999 г.) аналогичное решение было принято в отношении Болгарии, балтийских государств, Румынии, Словакии, Мальты и Турции. В течение марта 2003 г. - февраля 2004 года к Евросоюзу вступило 10 новых членов. С 2007 г. членства в ЕС вступили Болгария и Румыния.

Политики и исследователи считают, что “ЕС еще никогда не стоял перед перспективой такого удивительного расширение...”. Уникальность события заключается в том, что в случае роста численности населения почти на четверть ВВП увеличивается лишь на 5 %, а прибыль в расчете на душу населения составляет 43 % от среднего уровня ЕС. Из-за относительно низкого уровня экономического развития стран ЕС остается несовершенной структура производства и занятости. Это свидетельствует о дополнительной нагрузке на бюджет ЕС. Трансформация экономик стран Центральной Европы, формирование рыночных отношений и структур, подобных европейским, позволило обеспечить странам стабильно высокие темпы роста макроэкономических показателей. Вследствие значительного расширения ЕС вошли страны, которые имеют вдвое-втрое низкий уровень экономического развития, однако относительно дешевые природные и трудовые ресурсы. Только поэтому старые члены Евросоюза могут выдерживать конкуренцию со стороны новых динамичных регионов мира.

Однако площадь всех стран новой “двенадцати” ЕС составляет лишь 10 881,1 тыс. кв.км, а численность населения около 105 млн. человек.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: