Вопрос 3 Культура и духовная жизнь в советском и российском обществах

С Распадом СССР в отечественной культуре (как и в науке) также наступили новые времена. Основными особенностями ее развития в 1990-х гг. стали резкое сокращение государственных ассигнований на нужды учреждений культуры; практически полная свобода творчества; падение общекультурного уровня населения. "Закон маятника" привел к тому, что метод социалистического реализма оказался забыт. Многие деятели культуры устремились к утверждению непривычного и казавшегося им заманчивым постмодернизма и концептуализма. Однако эти изыски оказались интересны лишь узкому кругу специалистов. Те произведения культуры, которые в эти годы получили международное признание, были созданы именно в традиционном реалистическом ключе.

 Так, в 1995 г. премии "Оскар" Американской киноакадемии был удостоен фильм Н. С. Михалкова "Утомленные солнцем", а в 1996 г. специальным призом Каннского кинофестиваля был отмечен фильм С. В. Бодрова "Кавказский пленник».

      Устойчивое развитие получила кино документалистика ("Россия, которую мы потеряли" С. С. Говорухина и др.). Возродилась традиция проведения Московских международных кинофестивалей.

        Всероссийский кинофестиваль "Кинотавр" стал ежегодно проводиться в Сочи.
Российская литература обогатилась в 90-х гг. новыми и литературными произведениями В. П. Аксенова ("Желток яйца"), В. П. Астафьева ("Прокляты и убиты"), Г. Я. Бакланова ("Свой человек"), Б. Л. Васильева ("Аксиома самоиска", "Россия воскресе"), Е. А. Евтушенко ("Не умирай после смерти"), Ю. М. Нагибина ("Бунташный остров"), А. И. Солженицына (завершившего в эти годы крупное историко-документальное исследование "Красное колесо").
              Новыми театральными постановками порадовали зрителей режиссеры Г. Б. Волчек, О. Н. Ефремов, М. А. Захаров, О. П. Табаков, Р. Г. Виктюк.
             В Москве была открыта постоянно действующая картинная галерея работ А. М. Шилова. С успехом проходили персональные выставки И. С. Глазунова. Большим успехом у зрителей Москвы и Санкт-Петербурга пользовались художественные выставки, проводившиеся в Эрмитаже, Русском музее, Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина ("Берлин-Москва", "Золото Шлимана", "Фаберже" и др.).

         Завершилась реставрация Третьяковской галереи, реконструкция цирка на Цветном бульваре. Была возрождена историческая центральная часть крупных городов России. На родину вернулись предметы культуры, документы, письма русских эмигрантов, покинувших страну после революции 1917 года.

     Но процессы в сфере культуры имели и другую сторону. Переход к рыночным отношениям поставил в тяжелые условия тех, кто в прежние годы был наиболее горячим сторонником перемен, - интеллигенцию, деятелей науки, культуры, образования. Многие из них оказались на грани выживания, другие были вынуждены эмигрировать, стремясь найти применение своему таланту за границей.

         "Открытие Запада" обернулось не только знакомством с лучшими сторонами его культуры, но и хлынувшим в страну потоком низкопробных поделок. Это не могло не привести к размыванию многих черт традиционной для россиян морали.
        Говоря о культуре, мы не можем не сказать о развитии образования.

Самой большой проблемой в развитии образовательной системы после распада стало финансирование. Из года в год его объемы сокращались, что вело к разрушению материальной базы, уходу квалифицированных кадров в другие сферы деятельности. Страна быстро утрачивала те позиции в сфере образования, которых она добивалась десятки лет.

Сегодня у образования, будь то среднее, высшее или дополнительное своя задача и цель, но в то же время, они все преследуют главную задачу – успешную социализацию человека в первую очередь через его профессиональную деятельность. В XXI веке концепция непрерывного образования, подразумевающая процесс роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни, приобретает ключевое знание.

Непрерывное пополнение, уточнение знаний, приобретение и осмысление новой информации, выработка новых умений и навыков становятся важнейшими предпосылками повышение интеллектуального уровня человека, уровня его жизни, насущной потребностью для любого специалиста. Идея непрерывного образования трансформировалась от потребности образования на всю жизнь в тезис – образование через всю жизнь. Система образования включает ряд ступеней, которые по своей природе дискретны, но благодаря преемственности обеспечивается ее непрерывность. Диалектическая взаимосвязь, единство непрерывности и дискретности как важные характеристики системы непрерывного образования обеспечиваются оптимальной организацией преемственности всех ее ступеней.

Преемственность позволяет плавно переходить человеку от одного этапа развития к последующему, от одной к следующей, более высокой ступени образования. Проблема преемственности между различными ступенями системы непрерывного образования приобретает особое значение. Ее содержание, значение и роль существенно обогащаются, поскольку в данном случае, речь идет о взаимосвязи и взаимодополняемости последовательных подсистем непрерывного образования.

     Характер перемен в духовной жизни. Со второй половины 1980-х гг. коммунистическая идеология, составлявшая прежде основу мировоззрения большинства членов советского общества, вступила в полосу серьезного кризиса. Официальные идеологи не могли объяснить процессы и явления, происходившие в мире. Вспомним к примеру нашу таблицу Структурный кризис развития советской модели (раздел идеологический и моральный)

   "Революция сверху", начавшаяся в России с 1991 г., сопровождалась отказом от многих традиционных и заимствованием западных духовных ценностей. Изменились общественные ожидания. Если до "перестройки" большинство населения все же верило официальной пропаганде и идее построения коммунизма, то потом эта вера сменилась ожиданием построения, обещанного новыми властями "народного капитализма".

      По мере неудач в экономической политике и нарастания проблем в межнациональных отношениях настроения стали вновь меняться: постепенно возвращался интерес к отечественной культуре, традиционным духовным ценностям, старым фильмам, песням, народным традициям.

      Одной из главных черт духовной жизни общества в 90-е гг. стал идейный плюрализм. Были сняты запреты и ограничения на все идейные учения (кроме тех, что призывали к насилию и национальной вражде).

Однако перемены, происшедшие в духовной жизни общества, носят крайне противоречивый характер. Далеко не каждый человек сумел найти свой нравственный идеал.

Не всем доступны достижения культуры (за исключением, пожалуй, телепрограмм).

Отсутствие нравственных основ, неблагополучное материальное положение людей становятся почвой для духовного растления и роста преступности.

Влияние религии и церкви на общественное сознание.

Кризис коммунистической идеологии вызвал бурный всплеск религиозных настроений в обществе. По данным социологических исследований, к середине 90-х гг. до 34% взрослого населения страны считали себя верующими, а еще 35% колебались между верой и неверием.

Заметно вырос международный авторитет Русской Православной Церкви. Он особенно проявился в попытках мирного урегулирования внутриполитических и международных конфликтов.

        В дни октябрьских событий 1993 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II прервал поездку по Северной Америке и вернулся в Москву, где попытался примирить враждующие стороны.

                 Церковь выступала участником всех крупнейших событий в России, способствуя своим авторитетом объединению общества.

По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог. Вновь спросом стала пользоваться церковная литература, которая теперь издается свободно и большими тиражами. Возродились массовые паломничества. Демократизация политической и духовной жизни Россию привела к экспансии самых разных религиозных сект и течений, в том числе и радикальных. О которых мы поговорим на следующих занятиях.

    Говоря о развитии культуры мне хотелось бы отметить, что Россия славится, как многонациональное государство, на территории страны проживает более 190 народов. Большинство из них оказалось в РФ мирным путем, благодаря присоединению новых территорий.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: