Программная реализация управления информационной системой «Поликлиника»

ГЛАВА 2

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ГБУЗ РК «СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА №4»

Разработка модели информационной системы «Поликлиника»

Для оптимального управления ГБУЗ РК «Симферопольская поликлиника №4» средствами системы управления базами данных Microsoft Office Access 2007 разработана база данных «Поликлиника», позволившая оптимизировать работу учреждения.

Первым этапом построения модели управления поликлиникой является – концептуальное проектирование базы данных «Поликлиника», то есть указание перечня сущностей и атрибутов.

Сущность – объект любой природы, данные о котором хранятся в отношении (таблице, в которой содержатся данные).

В рассматриваемой предметной области можно выделить следующие сущности:

1. Консультация – содержит информацию о коде и названии консультации.

2. Медицинская карта (МедКарта) – содержит информацию о номере карты, болезнях, приёмах и т.д.

3. Пациент – содержит информацию о коде пациента, его фамилию, имя, отчество и другую личную информацию о нём.

4. Работники – содержит информацию о должности сотрудника, его номере телефона, о фамилии, имени, отчестве и номере паспорта.

5. Услуги – содержит информацию о номере услуге, коде сотрудника, выполняющего эту услугу, а также содержит код консультации и название услуги.

Перечисленные сущности содержат различные атрибуты.

Столбцы отношения называют атрибутами, им присваиваются имена, по которым к ним затем производится обращение.

 Атрибут – свойство сущности (заголовок столбца таблицы).

Атрибуты сущностей:

1. Консультация – код консультации (КодКонсультации), название консультации (НазваниеКонсультации).

2. Медицинская карта (МедКарта) – номер медицинской карты (№МедКарты), болезни, приёмы, код сотрудника (КодСотрудника), код пациента (КодПациента), номер услуги (№Услуги).

3. Пациент – код пациента (КодПациента), фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения (ДатаРождения), адрес, номер паспорта (№Паспорта), номер медицинского полиса (№МедПолиса).

4. Работники – код сотрудника (КодСотрудника), фамилия, имя, отчество, номер паспорта (№Паспорта), должность, телефон.

5. Услуги – номер услуги (№Услуги), код сотрудника (КодСотрудника), код консультации (КодКонсультации), название услуги (НазваниеУслуги).

Вторым этапом построения модели управления поликлиникой является инфологическое проектирование базы данных «Поликлиника».

Инфологическая модель должна включать такое формализованное описание предметной области, которое легко будет «читаться» не только специалистами баз данных. Инфологическое проектирование, прежде всего, связано с попыткой представления семантики предметной области в модели базы данных. Реляционная модель данных в силу своей простоты и лаконичности не позволяет отобразить семантику, то есть смысл предметной области.

Реляционная модель – логическая модель данных, основанная на понятии математических отношений [10].

Модель «сущность-связь» называют также «ER-моделью» (essence-сущность, relation-связь) построена средствами StarUML и представлена на рис.2.6

Между выявленными сущностями базы данных «Поликлиника» построены следующие связи:

1. Между атрибутами работники и медицинская карта (МедКарта) связь 1:M, так как работник может заполнять несколько медицинских карт, сколько угодно раз.

2. Между атрибутами работники и услугами связь 1:М, так как работник может выполнять несколько услуг.

3. Между атрибутами пациент и медицинская карта связь 1:М, так как в поликлинике существует большое количество пациентов и у каждого есть своя мед.карта.

4. Между атрибутами консультации услугами связь1:1, так как одна услуга включает в себя одну консультацию.

5. Между атрибутами услуги и медицинской картой установлена связь «столбцов подстановки».

6. Между таблицами услуги и консультация установлена связь «столбцов подстановки».

Третьим этапом построения модели управления трудовыми ресурсами охранного предприятия является построение реляционной модели базы данных «Поликлиника».

Одна из главных идей заключается в том, что связи между данными должны устанавливаться в соответствии с их внутренними логическими взаимоотношениями. Реляционная база данных представляет собой информацию об объекте, представленную в виде двумерного массива - таблиц объединенных определенными связями.

Таким образом, для оптимизации управления поликлиникой построена инфологическая и реляционная модель базы данных «Отдел кадров». Для которых определены сущности, атрибуты сущностей и связи, что соответствует требованиям, предъявляемым к проектированию базы данных.

 

Программная реализация управления информационной системой «Поликлиника»

Программная реализация модели управления поликлиникой выполнена средствами управления базами данных Microsoft Office Access 2007. Разработанная база данных «Поликлиника», позволившая оптимизировать управление медицинским учреждением – поликлиникой.

В Microsoft Office Access 2007 построены отношения. Таблица Работники представлена на рисунке 2.1 и в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Работники

Имя поля Тип данных Тип поля
КодСотрудника Счетчик Ключевое
Фамилия Текстовый  
Имя Текстовый  
Отчество Текстовый  
№Паспорта Текстовый Уникальное
Должность Текстовый Мастер подстановки
Телефон Текстовый  


Рисунок 2.1 - Отношение Работники

 

Таблица Пациент представлена в таблице 2.2 и на рисунке 2.2.

 

 

Таблица 2.2 - Пациент

Имя поля Тип данных Описание
КодПациента Счетчик Ключевое
Фамилия Текстовый  
Имя Текстовый  
Отчество Текстовый  
Пол Текстовый  
ДатаРождения Дата/время  
Адрес Текстовый  
№Паспорта Текстовый Уникальное
№МедПолиса Текстовый Уникальное

 

Рисунок 2.2 - Отношение Пациент

Таблица Консультация представлена в таблице 2.3 и на рисунке 2.3.

Таблица 2.3

Консультация

Наименование Тип данных Тип поля
КодКонсультации Счетчик Ключевое
НазваниеКонсультации Текстовый Мастер подстановки


Рисунок 2.3 - Отношение Консультация

 

Таблица Услуги представлена в таблице 2.4 и на рисунке 2.4.

Таблица 2.4 - Услуги

Имя поля Тип данных Тип поля
№Услуги Счетчик Ключевое
КодСотрудника Числовой Мастер подстановки
КодКонсультации Числовой Мастер подстановки
Название услуги Числовой Мастер подстановки

Рисунок 2.4 - Отношение Услуги

 

Таблица Медицинской карты (МедКарты) представлена в таблице 2.5 и на рисунке 2.5.

 

 

Таблица 2.5 - Медицинская карта (МедКарта)

Имя поля Тип данных Тип поля
№МедКарты Счетчик Ключевое
Болезни Текстовый  
Приёмы Дата/время  
КодСотрудника Числовой Мастер подстановки
КодПациента Числовой Мастер подстановки
№Услуги Числовой Мастер подстановки


Рисунок 2.5 - Отношение МедКарта

Схема данных управления поликлиникой представлена на рисунке 2.6.

Рисунок 3.6 - Схема данных «Поликлиники»

Для удобства ввода информации пользователями БД «Поликлиника» созданы экранные формы. Форма предоставляет возможности для: ввода и просмотра информации базы данных, изменения данных, печати, создания сообщений.

В данной базе данных созданы следующие экранные формы:

1. Работники.

2. Пациент.

3. Консультация.

4. Услуги.

5. Медицинская карта (МедКарта).

6. Общая форма.

7. Пользовательская форма.

Форма «Работники» представлена на рисунке 2.7, она отображает всю необходимую информацию о работниках, а также имеет удобный интерфейс для быстрого поиска.

Рисунок 2.7 - Форма «Работники»

Форма «Пациент» изображена на рисунке 2.8, она предоставляет информацию о пациентах данной поликлиники.


Рисунок 2.8 - Форма «Пациент»


На рисунке 2.9 представлена форма «Консультация», которая включает в себя код консультации, а также её название.

Рисунок 2.8 - Форма «Консультация»


Форма «МедКарта» показана на рисунке 2.10.

Рисунок 2.10 - Форма «МедКарта»

«Общая форма» включает в себя несколько форм (рис.2.11).


Рисунок 2.11 - «Общая форма»


«Пользовательская форма» (рис. 2.12) предназначена для работников поликлиники, она имеет удобный интерфейс, включает в себя все необходимые для работы возможности, данная форма проста в использовании.

Рисунок 2.12 - «Пользовательская форма»

Таким образом, создана основа базы данных «Поликлиника» из взаимосвязанных таблиц. Для удобства пользователей поликлиники созданы экранные формы, упрощающие просмотр информации, ввод и изменение данных в базе данных. Для ряда полей использовался мастер подстановок, чтобы избежать повторного набора данных.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: