Государственная регламентация в сфере образования

Конституция РФ (ст. 43) и Федеральный закон «Об образовании в РФ» (ст. 5) гарантируют право каждого в Российской Федерации на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, проис- хождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бес- платность в соответствии с ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профес- сионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Одним из условий, позволяющим реализовывать гарантированное право на качественное и безопасное образование, является государ- ственная регламентация образовательной деятельности.

Под государственной регламентацией понимается установление уполномоченными органами государственной власти единых требо- ваний (правил, процедур) и проверку соблюдения организациями этих требований.

В соответствии со ст. 90 Федерального закона «Об образовании в РФ» государственная регламентация образовательной деятельности в Российской Федерации направлена на установление единых тре- бований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований. Государство устанавливает единые правила к условиям осуществле- ния образовательной деятельности в форме лицензионных требований к соискателю лицензии и лицензиату, к качеству образования в виде ФГОС, к организации и осуществлению образовательной деятельности по основным и дополнительным образовательным программам, кото-

рые в лице уполномоченных органов контролируют их выполнение. Государственная регламентация образовательной деятельности пред-

ставляет собой совокупность используемых органами государственной

власти правовых и административных процедур, включающих в себя:

– лицензирование образовательной деятельности;

– государственную аккредитацию образовательной деятельности;

– федеральный государственный контроль качества образования;


 

– федеральный государственный надзор в сфере образования.

Лицензирование образовательной деятельности. Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, в том числе только на основании специального разрешения (лицензии)1.

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в со- ответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности (ч. 1 ст. 91 Федерального закона «Об образовании в РФ»). В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О лицензировании» лицензированию подлежит образовательная деятельность, то есть

деятельность по реализации образовательных программ.

Под лицензированием понимается деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекра- щению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке инфор- мации по вопросам лицензирования2.

Особенности лицензирования образовательной деятельности в части порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии, порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии устанавливаются Федеральным законом «Об образовании в РФ» (ст. 91).

Положением о лицензировании образовательной деятельности (далее по тексту настоящей главы – положение о лицензировании) устанавливается исчерпывающий перечень лицензируемых образова- тельных услуг (перечня лицензируемых образовательных программ)3.

 


1 Лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (вы- полнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (ст. 3 Федерального закона

«О лицензировании»).

2 Статья 3 Федерального закона «О лицензировании».

3 Приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 28.10.2013

№ 966 «О лицензировании образовательной деятельности» // Официальный интер- нет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru от 30.10.2013.


 

Не подлежит лицензированию деятельность, не связанная с реализа- цией образовательных программ (проведение семинаров, конференций, круглых столов и иных подобных мероприятий, присмотр и уход за детьми1, консультации, обучающие и иные занятия без проведения итоговой аттестации и выдачи документов об образовании и (или) квалификации).

Лицензированию подлежит не сама организация, а осуществляемая образовательная деятельность. Процедура лицензирования образова- тельной деятельности включает в себя проведение экспертизы и при- нятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) лицензии на осущест- вление образовательной деятельности.

За получением лицензии на осуществление образовательной дея- тельности в лицензирующие органы могут обратиться с письменным заявлением следующие соискатели лицензии:

– образовательные организации;

– организации, осуществляющие обучение;

– индивидуальные предприниматели, осуществляющие образова- тельную деятельность с привлечением работников и (или) иных специалистов.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом:

– федеральным органом исполнительной власти, осуществля- ющим функции по контролю и надзору в сфере образования (Рособрнадзор2);

– органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.

Рособрнадзор осуществляет лицензирование образовательной де- ятельности следующих организаций:

– организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

– федеральных государственных профессиональных образователь- ных организаций, реализующих образовательные программы


1 Присмотр и уход за детьми – это комплекс мер по организации питания и хо- зяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 594

«Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo. gov.ru от 18.07.2013.


 

среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, нау- коемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

– российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представи- тельств Российской Федерации при международных (межгосу- дарственных, межправительственных) организациях;

– иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации.

Остальные организации (например, дошкольные и общеобразова- тельные организации) и индивидуальные предприниматели1 получают лицензию на осуществление образовательной деятельности в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осущест- вляющих переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, на территории которых они реализуют образовательные программы2.

Процедура получения лицензии регламентируется Федеральным законом «О лицензировании», Федеральным законом «Об образовании в РФ» и положением о лицензировании образовательной деятельности. Для получения лицензии соискатель подает в лицензирующий орган по установленной форме заявление и необходимые документы.


1 Индивидуальный предприниматель обязан получить лицензию при осущест- влении образовательной деятельности с привлечением педагогических работников, то есть в случае непосредственного участия в реализации образовательных программ иных лиц на основе трудового договора или гражданско-правового договора (ч. 5 ст. 32 и ч. 2 ст. 91 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

2 Место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензиро- ванию, – объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата (ст. 3 Федерального закона «О ли- цензировании»).


 

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему доку- менты1соискателем лицензии представляются в лицензирующий орган непосредственно, представителем по доверенности, направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа.

При направлении заявления в лицензирующий орган с использовани- ем информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», иных федеральных государственных информационных систем, региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а также ин- формационных систем участников межведомственного взаимодействия документы подписываются (заверяются) и согласуются электронной цифровой подписью лица, имеющего соответствующие полномочия2. Если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушени-

ем установленных требований и (или) документы представлены не в полном объеме, то в течение трех рабочих дней со дня приема за- явления о предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает соискателю лицензии уведомление о необходимости устранения в три- дцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления доку- ментов, которые отсутствуют, или направляет такое уведомление заказ- ным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицен- зирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении. Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа. В случае принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии она оформляется одновременно с приказом (распоряжением).


1 В заявлении указываются сведения, предусмотренные ст. 13 Федерального закона «О лицензировании». Перечень прилагаемых к заявлению документов указан в п. 10 постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966

«О лицензировании образовательной деятельности».

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2012 № 722 «Об утверждении правил предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012.

№ 30. Ст. 4285.


 

Соискателю при положительном решении лицензирующего органа выдается установленного образца лицензия с приложением1. В прило- жении к лицензии указываются сведения:

– о видах образования, об уровнях образования (для профессиональ- ного образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квали- фикации), о подвидах дополнительного образования;

– адреса мест осуществления образовательной деятельности (за ис- ключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения).

Переоформление лицензии осуществляется лицензирующим орга- ном в следующих случаях:

– реорганизации юридического лица в форме преобразования;

– реорганизации юридических лиц в форме присоединения при наличии лицензии у присоединяемого юридического лица;

– реорганизации юридических лиц в форме их слияния при наличии лицензии у одного реорганизованного юридического лица или лицензий у нескольких реорганизованных юридических лиц;

– изменения наименования, адреса места нахождения юридичес- кого лица (изменения места жительства, имени, фамилии и (в слу- чае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность);

– изменение адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности;

– изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

– изменение наименований образовательных программ, указанных в приложении к лицензии, в целях их приведения в соответствие с перечнями профессий, специальностей и направлений подготов- ки, предусмотренными частью 8 статьи 11 Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации»;

– установление бессрочного срока действия лицензии.

 


1 Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1320 «Об утверждении формы лицензии на осуществление образовательной деятельности, формы приложения к ли- цензии на осуществление образовательной деятельности и технических требований к указанным документам» // Российская газета от 29.01.2014. № 18.


 

Лицензия на осуществление образовательной деятельности дей- ствует бессрочно.

За предоставление или переоформление лицензирующим органом лицензии (приложения к лицензии), а также выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах1.

При осуществлении лицензированной образовательной деятельно- сти необходимо соблюдать лицензионные требования, предусмотрен- ные Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966.

Лицензирующим органом осуществляется лицензионный контроль соблюдения лицензиатами лицензионных требований посредством проведения плановых и внеплановых проверок в соответствии с Феде- ральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госу- дарственного контроля (надзора) и муниципального контроля»2 и ст. 19 Федерального закона «О лицензировании». Первая плановая проверка может быть проведена по истечении одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии. В случае выявления при лицензионном контроле нарушений лицен- зиатом лицензионных требований лицензирующим органом выдается предписание и возбуждается дело об административном правонару- шении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об

административных правонарушениях.

Действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в следующих случаях:

– привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований3, выданного лицен- зирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

– назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое


1 Ст. 333.33 и ст. 333.18 НК РФ (часть вторая).

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.

3 Перечень грубых нарушений предусмотрен п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».


 

нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотре- ния заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии. Действие лицензии прекращается в связи с прекращением вида деятельности лицензиата, на который предоставлена лицензия, в сле-

дующих случаях:

1) представление лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности;

2) прекращение физическим лицом деятельности в качестве инди- видуального предпринимателя в соответствии с законодатель- ством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

3) прекращение деятельности юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринима- телей (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);

4) наличие решения суда об аннулировании лицензии.

Государственная аккредитация образовательной деятельности представляет собой процедуру подтверждения соответствия реализу- емых основных образовательных программ требованиям ФГОС (об- разовательных программ требованиям образовательных стандартов). ФГОС включают в себя требования к структуре основных образо- вательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участ- никами образовательных отношений) и их объему; условиям реали- зации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; результатам

освоения основных образовательных программ.

Не подлежит государственной аккредитации образовательная дея- тельность в следующих случаях:

– реализация образовательных программ дошкольного образования;

– реализация дополнительных образовательных программ1;


1 К дополнительным образовательным программам относятся:

– дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные обще- развивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы);


 

– реализация образовательных программ профессионального об- учения;

– осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем непосредственно (самостоятельно).

Целью государственной аккредитации образовательной деятель- ности является подтверждение соответствия ФГОС образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также индивидуальными предпринимателями, за ис- ключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Государственная аккредитация не является обязательным услови- ем для осуществления образовательной деятельности на территории Российской Федерации. Государственная аккредитация предоставляет организациям, осуществляющим образовательную деятельность, и ин- дивидуальным предпринимателям следующие возможности:

– получение бюджетных средств на реализацию образовательных программ1;

– проведение государственной итоговой аттестации выпускников и выдача им документа об образовании и (или) о квалификации по образцу, установленному Минобрнауки России;

– предоставление права на отсрочку от призыва на военную службу2.

Государственная аккредитация осуществляется аккредитационным органом:

– федеральным органом исполнительной власти, осуществля- ющим функции по контролю и надзору в сфере образования (Рособрнадзор);

– органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.

Рособрнадзор осуществляет государственную аккредитацию обра- зовательной деятельности следующих организаций:

– организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;


– дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки).

1 Федеральный закон «Об образовании в РФ» (п. 6 ч. 1, ч. 2 ст. 8, ст. 100).

2 Ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 13. Ст. 1475.


 

– федеральных государственных профессиональных образователь- ных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, нау- коемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

– российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представи- тельств и консульских учреждений Российской Федерации, пред- ставительств Российской Федерации при международных (меж- государственных, межправительственных) организациях;

– иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации;

– иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории Рос- сийской Федерации.

Остальные организации (например, дошкольные и общеобразова- тельные организации) и индивидуальные предприниматели проходят государственную аккредитацию в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные пол- номочия Российской Федерации в сфере образования.

Процедура государственной аккредитации образовательной дея- тельности регламентируется:

– Федеральным законом «Об образовании в РФ»;

– Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности1.

Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности устанавливаются:

– требования к заявлению о государственной аккредитации, пе- речень включаемых в него сведений, требования к документам, необходимым для проведения государственной аккредитации

 


1 Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1039

«О государственной аккредитации образовательной деятельности» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru от 29.04.2013.


 

и прилагаемым к заявлению о государственной аккредитации, и их перечень;

– порядок представления организацией, осуществляющей образова- тельную деятельность, заявления о государственной аккредитации и документов, необходимых для проведения государственной аккредитации, порядок их приема аккредитационным органом, случаи и основания, при наличии которых аккредитационный орган принимает решение о возврате заявления о государственной аккредитации и прилагаемых к нему документов;

– порядок проведения аккредитационной экспертизы, в том числе порядок привлечения экспертов и (или) экспертных организаций к проведению аккредитационной экспертизы;

– особенности проведения аккредитационной экспертизы при прове- дении государственной аккредитации образовательной деятельно- сти образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, в части подтверждения образовательного ценза педагогических работников таких образовательных органи- заций, а также образовательной деятельности загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации;

– порядок принятия решения о государственной аккредитации, об отказе в государственной аккредитации, о приостановлении действия государственной аккредитации, возобновлении действия государственной аккредитации или лишении государственной аккредитации, в том числе с участием коллегиального органа аккредитационного органа;

– порядок предоставления аккредитационным органом дубликата свидетельства о государственной аккредитации;

– основания и порядок переоформления свидетельства о государ- ственной аккредитации;

– особенности проведения аккредитационной экспертизы при проведении государственной аккредитации образовательной де- ятельности образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы высшего образования в соответствии с самостоятельно установленными образователь- ными стандартами; образовательной деятельности по професси- ональным образовательным программам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, и профессиональным образовательным программам в области информационной безо- пасности; образовательной деятельности при отсутствии обучаю- щихся, завершающих обучение по реализуемым образовательным программам в текущем учебном году.


 

Государственная аккредитация проводится на основании представ- ленных в аккредитационный орган по установленной форме заявления1 о государственной аккредитации и прилагаемых к нему документов, сведений.

Заявление о проведении государственной аккредитации образо- вательной деятельности и прилагаемые к нему документы подаются в аккредитационный орган одним из следующих способов:

– на бумажном носителе уполномоченным представителем орга- низации, осуществляющей образовательную деятельность, или заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведом- лением о вручении;

– в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, через информационно-телекоммуникационные сети общего пользования, в том числе сеть «Интернет», включая фе- деральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», региональные порталы государственных и муниципальных услуг. Аккредитационный орган в течение одного рабочего дня со дня поступления заявления и прилагаемых документов проводит их прием по описи и регистрацию, а в течение 10 рабочих дней со дня регистра- ции заявления и прилагаемых документов проверяет соответствие организации, осуществляющей образовательную деятельность, а  также

заявления и прилагаемых документов следующим требованиям:

– отнесение государственной аккредитации к компетенции аккре- дитационного органа;

– наличие лицензии на осуществление образовательной деятельно- сти по образовательным программам, заявленным организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для государ- ственной аккредитации;

– истечение 1 года со дня отказа организации, осуществляющей образовательную деятельность, в государственной аккредитации или лишения государственной аккредитации;

– правильность оформления и заполнения заявления и прилагаемых документов, полнота прилагаемых документов.


1 Приказ Минобрнауки России от 18.03.2014 № 193 «Об утверждении форм за- явлений о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации, о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации и о выдаче дубликата свидетельства о государственной аккредитации (временного свидетельства о государственной ак- кредитации)» // Российская газета от 21.05.2014. № 112.


 

В случае соответствия организации, осуществляющей образова- тельную деятельность, а также заявления и прилагаемых документов установленным требованиям, заявление и прилагаемые документы в течение 10 рабочих дней со дня их регистрации принимаются к рас- смотрению по существу.

Аккредитационный орган в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и прилагаемых документов к рассмотрению по существу направляет в адрес организации, осуществляющей образовательную деятельность, или вручает ее уполномоченному представителю соот- ветствующее уведомление.

Аккредитационный орган после принятия заявления и прилагаемых документов к рассмотрению по существу составляет аккредитационное дело организации, осуществляющей образовательную деятельность, и проводит аккредитационную экспертизу, которая осуществляется на принципах объективности ее проведения и ответственности экспертов за качество ее проведения.

Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в орга- низации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявлен- ным для государственной аккредитации образовательным программам ФГОС1.

Аккредитационная экспертиза проводится на основании распоря- дительного акта аккредитационного органа, который издается в те- чение 30 дней со дня приема заявления и прилагаемых документов к рассмотрению по существу и размещается на официальном сайте аккредитационного органа в сети «Интернет» в течение трех рабочих дней со дня его издания.

В распорядительном акте аккредитационного органа о проведении аккредитационной экспертизы указывается наименование органи- зации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) ее филиалы, в отношении которой проводится экспертиза, даты начала и окончания проведения аккредитационной экспертизы, определяется состав экспертов и (или) представителей экспертных организаций (далее – экспертная группа) и закрепляются за членами экспертной группы заявленные для государственной аккредитации образователь- ные программы с указанием уровня образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.

С целью обеспечения объективности проведения аккредитацион- ной экспертизы отбор экспертов и (или) экспертных организаций для


1 Ч. 12 ст. 92 Федерального закона «Об образовании в РФ».


 

ее проведения осуществляется из реестра экспертов и экспертных организаций в автоматизированном режиме с использованием метода случайного выбора с учетом следующих параметров:

а) уровень образования (для общего образования), укрупненной группы профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которых эксперт (экспертная организация) аккредитован для проведения аккредитационной экспертизы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в образовательных организациях высшего образования;

б) место жительства или место пребывания эксперта (место на- хождения экспертной организации);

в) при привлечении эксперта (экспертной организации) для про- ведения аккредитационной экспертизы основных професси- ональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну:

– наличие у эксперта допуска к работе со служебной информаци- ей, а также со сведениями, составляющими государственную тайну;

– наличие у экспертной организации лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государ- ственную тайну, соответствующей степени секретности.

В то же время для обеспечения учета особенностей отдельных об- разовательных организаций в состав экспертной группы включаются:

– эксперты из числа работников религиозных организаций, соот- ветствующих требованиям к экспертам и к экспертным органи- зациям (при проведении аккредитационной экспертизы частной образовательной организации, учредителем которой является религиозная организация);

– эксперты, соответствующие требованиям к экспертам, и (или) представители экспертных организаций, соответствующих тре- бованиям к экспертным организациям по представлению Ми- нистерства иностранных дел Российской Федерации в порядке, установленном Министерством образования и науки Российской Федерации1.


1 Приказ Минобрнауки России от 24.10.2014 № 1345 «Об утверждении Порядка включения в состав экспертной группы экспертов, соответствующих требованиям к экспертам, и (или) представителей экспертных организаций, соответствующих требованиям к экспертным организациям, при проведении аккредитационной экс- пертизы в отношении образовательных программ, реализуемых дипломатическими


 

Обязательным требованием, установленным законодательством, является требование о том, что эксперты и экспертные организации не могут находиться в гражданско-правовых отношениях (эксперты также в трудовых отношениях) с организацией, осуществляющей образова- тельную деятельность, при проведении аккредитационной экспертизы в отношении образовательной деятельности такой организации (ч. 13 ст. 92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Осуществляют экспертную деятельность эксперты и экспертные организации на основании гражданско-правового договора.

В период проведения аккредитационной экспертизы по решению аккредитационного органа может быть произведена замена одного или нескольких членов экспертной группы. Основаниями для замены члена (членов) экспертной группы являются:

а) письменное уведомление члена экспертной группы;

б) представление руководителя экспертной группы (с обоснованием необходимости замены);

в) неисполнение гражданско-правового договора членом экспертной группы.

Продолжительность выполнения работ членом экспертной группы при проведении аккредитационной экспертизы определяется объемом работ членов экспертной группы в соответствии с приказом Рособр- надзора «Об установлении нормативов трудозатрат и коэффициентов, учитывающих изменения сложности работ в зависимости от контин- гента обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, при проведении аккредитационной экспертизы».

Аккредитационная экспертиза проводится с выездом или без выезда экспертной группы в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или в ее филиал.

Без выезда в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, аккредитационная экспертиза проводится, если образова- тельная деятельность по образовательным программам, заявленным для государственной аккредитации, осуществляется загранучреждением. По решению аккредитационного органа без выезда в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или ее филиал аккредитационная экспертиза проводится, если образовательная дея- тельность по реализации образовательных программ, заявленных для

государственной аккредитации, осуществляется:


представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, пред- ставительствами Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях».


 

а) российской образовательной организацией, расположенной за пределами территории Российской Федерации;

б) образовательной организацией, созданной в соответствии с меж- дународным договором Российской Федерации и осуществля- ющей образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации;

в) иностранной образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность за пределами территории Рос- сийской Федерации.

При проведении аккредитационной экспертизы с выездом в орга- низацию, осуществляющую образовательную деятельность, или ее филиал члены экспертной группы предъявляют руководителю или иному должностному лицу организации, осуществляющей образова- тельную деятельность, или ее филиала документы, удостоверяющие личность, а также руководитель экспертной группы предъявляет ко- пию распорядительного акта аккредитационного органа о проведении аккредитационной экспертизы. Организация, осуществляющая обра- зовательную деятельность, или ее филиал обеспечивают для работы членов экспертной группы рабочие места с доступом в сеть «Интернет». При проведении аккредитационной экспертизы экспертная груп-

па использует документы и материалы, размещенные организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиалом на официальном сайте в сети «Интернет» (при наличии), запрашивает у организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала документы и материалы, необходимые для проведения аккредитационной экспертизы.

При проведении аккредитационной экспертизы в отношении об- разовательных программ, реализуемых с использованием лаборато- рий, созданных научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность, кафедр, созданных в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (на- учно-исследовательскую) деятельность, структурных подразделений, созданных на базе иных организаций и обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, организация, осуществляющая образова- тельную деятельность, представляет экспертной группе сведения, подтверждающие наличие условий, обеспечивающих соответствующую подготовку обучающихся с использованием указанных лабораторий, кафедр и структурных подразделений.

Имеются также особенности проведения аккредитационной экспер- тизы в отношении образовательной программы, реализуемой частной


 

образовательной организацией, учредителем которой является рели- гиозная организация (за исключением духовных образовательных организаций), в отношении образовательных программ, реализуемых загранучреждением, в отношении профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, находящейся в ведении федерального органа исполни- тельной власти в области обеспечения безопасности, федерального ор- гана исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выра- ботке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнитель- ной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекур- соров, а также в области противодействия их незаконному обороту.

По окончании проведения аккредитационной экспертизы члены экспертной группы готовят отчеты об аккредитационной экспертизе закрепленных за ними образовательных программ. В случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным програм- мам ФГОС к отчету об аккредитационной экспертизе прилагаются заверенные организацией, осуществляющей образовательную деятель- ность, копии документов, подтверждающих указанное несоответствие. Аккредитационный орган рассматривает заключение экспертной группы и принимает решение о соответствии или несоответствии содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим го- сударственную аккредитацию образовательным программам ФГОС в части каждого уровня образования, укрупненной группы профессий, специальности и направления подготовки, к которым относятся заяв- ленные к государственной аккредитации образовательные программы. Решение о государственной аккредитации или об отказе в государ- ственной аккредитации принимается аккредитационным органом, в том числе с участием коллегиального органа аккредитационного органа.

Коллегиальный орган является постоянно действующим органом и действует на основании положения, утверждаемого аккредитацион-


 

ным органом. Персональный состав коллегиального органа опреде- ляется аккредитационным органом. Решения коллегиального органа оформляются протоколом и носят рекомендательный характер для аккредитационного органа.

Решение о государственной аккредитации (об отказе в государ- ственной аккредитации) оформляется распорядительным актом ак- кредитационного органа.

Аккредитационный орган отказывает в государственной аккре- дитации образовательной деятельности по заявленным к государ- ственной аккредитации образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии одного из следующих оснований:

– выявление недостоверной информации в документах, представ- ленных организацией, осуществляющей образовательную дея- тельность;

– наличие отрицательного заключения, составленного по резуль- татам аккредитационной экспертизы.

Аккредитационный орган лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации обра- зовательной деятельности по образовательным программам, относя- щимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии одного из следующих оснований:

– повторное в течение срока действия государственной аккредита- ции нарушение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, законодательства в сфере образования, повлекшее за собой неправомерную выдачу документов об образовании и (или) о квалификации установленного образца;

– истечение срока приостановления действия государственной аккредитации (при отсутствии оснований для возобновления действия государственной аккредитации).

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе подать заявление о проведении государственной аккредитации не ранее чем через 1 год после отказа в государственной аккредитации или лишения ее государственной аккредитации.

Принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осущест- вляющей образовательную деятельность, осуществляется в срок, не превышающий 105 дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению


 

документов, при условии соответствия этих заявления и документов установленным требованиям.

При принятии решения о государственной аккредитации аккредита- ционный орган выдает организации, осуществляющей образовательную деятельность, свидетельство о государственной аккредитации1, срок действия которого составляет 6 лет (для организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации основных профессио- нальных образовательных программ) и 12 лет (для организации, осу- ществляющей образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ).

Продление срока действия свидетельства (временного свидетель- ства) не допускается.

Свидетельство переоформляется на период до окончания срока его действия в следующих случаях:

а) реорганизация организации, осуществляющей образователь- ную деятельность, в форме преобразования, изменение места нахождения или ее наименования, изменение фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя, указанного в сви- детельстве;

б) государственная аккредитация в отношении ранее не аккредито- ванных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

в) переоформление лицензии на осуществление образовательной деятельности в связи с прекращением реализации отдельных образовательных программ, реализуемых организацией, осу- ществляющей образовательную деятельность;

г) лишение государственной аккредитации в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специ- альностей и направлений подготовки либо образовательных программ в соответствии с пунктами 72(3) и 72(4) Положения;

д) изменение кодов и наименований укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки профессионального образования, указанных в приложении к свидетельству, при установлении Министерством образования и науки Российской Федерации соответствия отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и на-


1 Приказ Минобрнауки России от 27.01.2014 № 45 «Об утверждении форм свиде- тельств о государственной аккредитации, временного свидетельства о государственной аккредитации и приложений к ним, а также технических требований к указанным документам» // Российская газета от 19.03.2014. № 62.


 

правлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

Образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, возникшей в результате реорганизации в форме разделения или выделения, выдается временное свидетельство по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованными образовательной организацией или организацией, осуществляющей обучение, и которые имели государственную аккредитацию. Срок действия временного свидетельства составляет 1 год.

За выдачу свидетельства (временного свидетельства) уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах1.

Государственный контроль (надзор) в сфере образования. В Рос- сии функционирует значительное количество различных органов власти и должностных лиц, осуществляющих контрольные и (или) надзорные полномочия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпри- нимателей. Деятельность органов власти и должностных лиц органов контроля и надзора регламентируется соответствующими федераль- ными законами и подзаконными нормативными правовыми актами.

Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя2:

– федеральный государственный контроль качества образования;

– федеральный государственный надзор в сфере образования. Под федеральным государственным контролем качества образо-

вания понимается деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам ФГОС посредством орга- низации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам мер, предусмотренных законодательством об образовании.

Под федеральным государственным надзором в сфере образования понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управ-

 


1 Ст. 333.33 и ст. 333.18 НК РФ (часть вторая).

2 Проверка – это совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и ре- ализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.


 

ление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований зако- нодательства об образовании посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляе- мых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Государственный контроль (надзор) в сфере образования проводится:

– федеральным органом исполнительной власти, осуществля- ющим функции по контролю и надзору в сфере образования (Рособрнадзор);

– органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.

Рособрнадзор осуществляет проверки в отношении следующих организаций и органов власти:

– организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

– федеральные государственные профессиональные образователь- ные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, нау- коемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

– российские образовательные организации, расположенные за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представи- тельств и консульских учреждений Российской Федерации, пред- ставительств Российской Федерации при международных (меж- государственных, межправительственных) организациях;

– иностранные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации;

– органы исполнительной власти субъектов Российской Феде- рации, осуществляющие государственное управление в сфере образования.


 

В отношении иных организаций (например, дошкольные и обще- образовательные организации), индивидуальных предпринимателей и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, контроль и надзор осуществляют органы испол- нительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования. Процедура государственного контроля (надзора) в сфере образо- вания в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, регламентируется Федеральным законом от 26.12.2008

№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных пред- принимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»1 (далее по тексту настоящей главы – Фе- деральный закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об образовании в РФ».

Государственный контроль (надзор) в отношении органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, осуществляется с учетом положений статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту главы – Федеральный закон № 131-ФЗ).

Статьей 77 Федерального закона № 131-ФЗ закреплены полномочия по контролю и надзору за деятельностью органов местного само- управления и должностных лиц местного самоуправления органами прокуратуры, государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельно- стью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; принципы осуществления государ- ственного контроля (надзора), основания для проведения внеплановых проверок; установлены сроки и порядок разработки и согласования ежегодного плана проверок деятельности органов местного само- управления и должностных лиц местного самоуправления, в том числе определено, что плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года; установлен запрет на дуб- лирование контрольно-надзорных полномочий органов государствен- ного контроля (надзора) различных уровней и на требование органами государственного контроля (надзора) от органов местного самоуправ- ления и должностных лиц местного самоуправления осуществления


1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.


 

полномочий, не отнесенных в соответствии с Федеральным законом

№ 131-ФЗ и иными федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления соответствующего муниципального об- разования, а также финансового обеспечения из местного бюджета соответствующих расходов1.

Проводимые органами контроля (надзора) проверки в сфере образо- вания делятся на документарные и выездные; плановые и внеплановые. Документарная проверка проводится путем анализа и оценки све- дений, содержащихся в документах образовательной организации или индивидуального предпринимателя, и проводится по месту нахождения

проверяющего органа.

К числу таких документов образовательной организации относятся, прежде всего, локальные нормативные акты, документы распорядитель- ного характера, а также иные документы и информация о деятельности образовательной организации или индивидуального предпринимателя, которая может быть получена, например, из содержания официального сайта образовательной организации в сети «Интернет». Если докумен- тов, имеющихся в распоряжении проверяющего органа, недостаточно, то он осуществляет соответствующий запрос о предоставлении не- обходимых документов. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения (приказа) о проведении проверки.

Согласно ст. 11 Федерального закона о защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей образовательная организация или индивидуальный предприниматель обязаны направить необхо- димые документы в течение 10 рабочих дней со дня получения мо- тивированного запроса. Документы представляются в виде копий, заверенных печатью и подписью уполномоченного лица. Возможно направить документы по почте заказным письмом с уведомлением о вру- чении либо отвезти с нарочным в канцелярию органа контроля (над- зора).

Нарушение требования о предоставлении документов может повлечь за собой административную ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ.

Если при документарной проверке не представляется возможным удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа контроля (надзо- ра), а также если невозможно оценить соответствие деятельности образовательной организации или индивидуального предпринима-


1 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Рос- сийской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.


 

теля обязательным требованиям без выезда на место, то проводится

выездная проверка.

Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предприни- мателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содер- жащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) оценить соответствие деятельности юридического лица, инди- видуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по кон- тролю.

При осуществлении выездных проверок орган контроля (надзора) вправе привлекать экспертов и представителей экспертных органи- заций1.

По общему правилу, плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года и основанием для их проведения является ежегод- ный план проведения плановых проверок.

План проведения плановых проверок разрабатывается согласно Правилам подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предприни- мателей по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивиду- ального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридиче- ского лица, индивидуального предпринимателя;


1 Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контро- ля (надзора) и муниципального контроля»// Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.


 

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соот- ветствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осущест- вления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Образовательная организация, в отношении которой проводит- ся плановая проверка, должна быть уведомлена о ее проведении не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения. Уведомление осуществляется посредством направления копии распоряжения о на- чале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (например, отправкой факса с подтверждением о его получении).

Внеплановые проверки проводятся вне рамок ограничений перио- дичности, установленных для плановых проверок.

Основания для проведения внеплановых проверок в рамках феде- рального государственного надзора установлены Федеральным законом

№ 294-ФЗ и Федеральным законом «Об образовании в РФ»:

– истечение срока исполнения юридическим лицом, индивиду- альным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

– поступление в органы государственного контроля (надзора), ор- ганы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объ- ектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техно- генного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного насле- дия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение


 

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак- тера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

– приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведе- нии внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

– выявление аккредитационным органом нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности;

– выявление органами по контролю и надзору в сфере образова- ния нарушения требований законодательства об образовании, в том числе требований ФГОС, на основе данных мониторинга в системе образования1.

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основанием проведения которой является обращение о причинении вреда жизни и здоровью граждан, организации уведомляются не менее чем за 24 часа до начала ее про- ведения любым доступным способом.

Срок проведения выездной и документарной проверки не может превышать 20 рабочих дней.

Срок проведения плановой выездной проверки в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и рас- следований, может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней. Срок проведения проверки в отношении образовательной органи- зации, которая осуществляет свою деятельность на территории не- скольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, при этом общий срок проведения проверки не

может превышать 60 рабочих дней.

Орган контроля (надзора) и его должностные лица не могут выхо- дить за ее предмет, а также за свои полномочия. Если осуществляется


1 Ст. 97 Федерального закона «Об образовании в РФ» и постановление Прави- тельства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении монито- ринга системы образования» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru от 12.08.2013.


 

проверка только в рамках федерального государственного контроля качества образования, не допускается, например, проверка соответ- ствия зданий и помещений лицензионным требованиям и нормативам. Проверка в рамках федерального государственного надзора в сфере образования не может включать в себя анализ финансовой докумен- тации образовательной организации и индивидуальных предприни- мателей, поскольку это не относится к надзору за соблюдением зако- нодательства об образовании.

В случае выявления нарушения требований законодательства об образовании по итогам проверки в рамках федерального государ- ственного надзора орган контроля (надзора) выдает органу или орга- низации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения сроком до 6 месяцев.

В случае неисполнения указанного предписания (в том числе, если отчет, представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен) орган контроля (надзора) одновременно:

– возбуждает дело об административном правонарушении в по- рядке, установленном КоАП РФ;

– выдает повторно предписание об устранении ранее не устранен- ного нарушения сроком до 3 месяцев;

– запрещает прием в данную организацию полностью или час- тично.

До истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган контроля (надзора) должен быть уведомлен органом или орга- низацией об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, под- тверждающие исполнение указанного предписания. В течение 30 дней после получения такого уведомления орган контроля (надзора) проводит проверку содержащейся в нем информации. Прием в организацию, осущест


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: