Реорганизация, ликвидация, изменения типа и собственника образовательной организации

Реорганизация образовательного учреждения – это прекращение и (или) изменение организационно-правовой формы или правового статуса учреждения при сохранении правопреемственности. Реоргани- зовать организацию означает ее преобразовать, переустроить структуру, управление при сохранении основных средств, производственного потенциала предприятия.


 

Реорганизация юридического лица (ст. 57–60 ГК РФ) связана с пра- вопреемством реорганизованного юридического лица и необходимостью его соответствующего надлежащего правового оформления (наличие передаточного акта и разделительного баланса, государственная реги- страция вновь возникшего юридического лица либо внесение изменений в учредительные документы существующих юридических лиц и т.д.). При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обя- занности реорганизованного юридического лица как единое целое (универсальное правопреемство) в соответствии с передаточным актом

(ст. 59 ГК РФ).

Следует отметить, что переходят права и обязанности, которые не только признаются или оспариваются сторонами, но и те, которые на момент реорганизации не выявлены, но существуют независимо от указания на них в передаточном акте1.

В частности, ст. 75 ТК РФ устанавливается, что при реорганизации образовательного учреждения к вновь возникшим юридическим лицам переходят трудовые обязательства перед работниками и обязательства по обеспечению реализации права граждан на бесплатное и общедо- ступное образование.

Реорганизация образовательного учреждения может быть осущест- влена по решению его учредителей (участников) либо органа юридиче- ского лица, уполномоченного на то учредительными документами (п. 1 ст. 57 ГК РФ). Основаниями для проведения реорганизации являются, например, невыполнение уставных целей и задач; изменение контин- гента обучающихся, проживающих на территории, обслуживаемой образовательным учреждением; изменение образовательных запросов населения2.

Согласно п. 2.1 ст. 16 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и ст. 18 Федерального закона «Об автономных учрежде- ниях», принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных или казенных учреждений, если иное не установлено актом Правительства Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном:


1 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.11.2006. Дело № А43-2804/2006-2-55.

2 Приказ Министерства образования и науки Калужской области от 20 октября 2009 г. № 608/1 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке порядка реорганизации и (или) ликвидации муниципальных общеобразовательных учрежде- ний» // URL: http://www.regionz.ru/index.php?ds=688607 (дата обращения: 31.10.2015).


 

• Правительством Российской Федерации – в отношении феде- ральных учреждений;

• высшим исполнительным органом государственной власти субъ- екта Российской Федерации – в отношении учреждений субъекта Российской Федерации;

• местной администрацией муниципального образования – в от- ношении муниципальных учреждений.

Так, решение о реорганизации федерального учреждения в форме разделения, выделения, слияния (если возникшее при слиянии юри- дическое лицо является федеральным казенным учреждением) или присоединения (в случае присоединения федерального бюджетного или автономного учреждения к казенному учреждению) принимается Правительством Российской Федерации, а решение о реорганизации федерального учреждения в форме слияния или присоединения – Ми- нистерством образования и науки Российской Федерации1.

ГК РФ предусмотрено пять форм реорганизации образовательного учреждения: слияние, присоединение, разделение, выделение и пре- образование.

При реорганизации в форме слияния одного юридического лица с другим создается новое юридическое лицо, к которому по передаточ- ному акту переходят все имущественные права и обязанности каждой из реорганизованных организаций. Реорганизуемые учреждения при слиянии прекращают свою деятельность как самостоятельные юри- дические лица. Капитал нового юридического лица, образовавшегося в результате слияния организаций, равен сумме активов и пассивов всех слившихся юридических лиц.

При реорганизации в форме присоединения одного юридического к другому юридическому лицу по передаточному акту к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного юридического лица. Свое существование прекращает та организация, которая была присоединена. Соответственно, присоединившееся об- разовательное учреждение теряет свой государственный статус и са- мостоятельность как юридическое лицо.

При реорганизации в форме разделения создается два или более новых юридических лица, а прежнее учреждение прекращает свое


1 Пункты 9–10 постановления Правительства Российской Федерации от 26.07.2010

№ 539 «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и лик- видации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 31. Ст. 4238.


 

существование. При разделении образовательного учреждения его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При реорганизации в форме выделения юридическое лицо продол- жает функционировать в прежнем своем качестве, но отдельные его структуры или подразделения обособляются, на их базе создается одно или несколько новых юридических лиц. К каждому из юридических лиц переходят по разделительному балансу или акту в соответствующих частях права и обязанности реорганизованного юридического лица.

Под реорганизацией образовательного учреждения в форме преобра- зования понимается изменение организационно-правовой формы либо изменение правового статуса (типа, вида, категории) образовательного учреждения (например, преобразование общеобразовательной школы в лицей или наоборот). При этом к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного образователь- ного учреждения в соответствии с передаточным актом.

Иные способы изменения правового статуса образовательных уч- реждений не являются реорганизацией (изменение типа существующего учреждения или изменение собственника учреждения).

В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона «О некоммерче- ских организациях» изменение типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения, а также изменение типа казенного учреждения в целях создания бюджетного учреждения осуществляются в порядке, устанавливаемом:

• Правительством Российской Федерации – в отношении феде- ральных учреждений;

• высшим исполнительным органом государственной власти субъ- екта Российской Федерации – в отношении учреждений субъекта Российской Федерации;

• местной администрацией муниципального образования – в от- ношении муниципальных учреждений.

Изменение типа существующего бюджетного или казенного уч- реждения в целях создания автономного учреждения, а также измене- ние типа существующего автономного учреждения в целях создания бюджетного или казенного учреждения осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Такие виды реорганизации юридических лиц, как разделение или выделение, могут осуществляться по решению уполномоченных на то государственных органов, а слияние, присоединение и преобразо- вание – только с их согласия.


 

Образовательная организация может создаваться в форме, установ- ленной гражданским законодательством для некоммерческих организа- ций (п. 3 ст. 50 ГК РФ; глава 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Особенностями реорганизации образовательных учреждений яв- ляются ограничения по выбору организационно-правовых форм и не- обходимость проведения экспертной оценки последствий принятых решений.

Решение о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, яв- ляющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, а также о сдаче объектов собственности в аренду, реорганизации или ликвидации государственных организаций, муниципальных органи- заций, образующих социальную инфраструктуру для детей, допуска- ется на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их соци- альной защиты и социального обслуживания (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о ре- конструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликви- дации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося федеральной государственной собственностью, а также о реоргани- зации или ликвидации федеральных государственных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством Российской Федерации, а в отношении объекта социальной инфра- структуры для детей, являющегося государственной собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организа- ций субъекта Российской Федерации, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений – уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае отсутствия экспертной оценки о последствиях реоргани- зации для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей решение о реорганизации об-


 

разовательного учреждения признается недействительным с момента его вынесения.

Отдельного внимания заслуживает процедура изменения собствен- ника имущества образовательного учреждения.

Перераспределение имущества между публично-правовыми об- разованиями осуществляется в порядке и на основании федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законода- тельные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с при- нятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодатель- ных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1.

В соответствии с подп. «б» п. 4 ст. 31 Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законода- тельные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»2 решения о передаче имущества из феде- ральной собственности в собственность субъектов Российской Федера- ции или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5.13 постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государ- ственным имуществом»3 таким федеральным органом исполнительной власти является Росимущество.

Ликвидация юридического лица, в отличие от реорганизации, оз- начает полное прекращение его деятельности без перехода прав и обя- занностей в порядке правопреемства к другим юридическим лицам.

Порядок ликвидации образовательного учреждения определен ГК РФ и предусматривается в уставе организации. Ликвидация обра- зовательного учреждения может осуществляться:

1) по решению учредителя (участников) либо органа образова- тельного учреждения, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который


1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 35. Ст. 3607.

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 1. Ст. 10.

3 Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 23. Ст. 2721.


 

создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

2) по решению суда.

Требование о ликвидации юридического лица может быть предъ- явлено в суд государственным органом или органом местного са- моуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. В частности, действующим законодательством не предусмотрено право администрации района на предъявление иска о ликвидации образовательного учреждения, не являющегося муници- пальным. Следовательно, органы, не получившие соответствующего права, обращаться в арбитражный суд с подобными исками не могут. Принятие решения о ликвидации муниципальной общеобразо- вательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения. В соответствии со ст. 2 и 31 Федерального закона от 06.10.2003

№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправ- ления в Российской Федерации»1:

• сельское поселение – это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сель- ских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

• для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государ- ственной власти проводится опрос граждан на всей территории муниципального образования или на части его территории. Результаты опроса носят рекомендательный характер. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Жители муниципального образования должны быть проинфор- мированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

Решение о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, яв- ляющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, а также о сдаче объектов собственности в аренду, реорганизации или


1 Российская газета от 08.10.2003. № 202.


 

ликвидации государственных организаций, муниципальных органи- заций, образующих социальную инфраструктуру для детей, допуска- ется на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им ме- дицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Рос- сийской Федерации»).

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о ре- конструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликви- дации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося федеральной государственной собственностью, а также о реоргани- зации или ликвидации федеральных государственных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством Российской Федерации, а в отношении объекта социальной инфра- структуры для детей, являющегося государственной собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организа- ций субъекта Российской Федерации, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений – уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Вам предлагается выполнить практические задания к насто-
? ящему параграфу в рабочей тетради.

В случае отсутствия экспертной оценки о последствиях реоргани- зации для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей решение о реорганизации или ликвидации образовательного учреждения может быть признано недействительным с момента его вынесения.

 

Дидактические единицы параграфа (ключевые слова) Реорганизация образовательного учреждения, ликвидация юридиче- ского лица, сельское поселение.













Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте процедуры реорганизации, ликвидации, изменения типа или собственности образовательных организаций.


 

2. Назовите формы реорганизации образовательных организаций.

3. Какие существуют особенности реорганизации, ликвидации и из- менения типа образовательных организаций?

Список рекомендуемой литературы по теме Нормативные источники:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Рос-

сийской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru от 30.12.2012.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3823

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Фе- дерации. 1994. № 32. Ст. 3301.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3824.

Литература:

1. Куров С.В. Образование и гражданское право: Учебное пособие / С.В. Куров. – М.: 2004. – 123 с.

2. Левицкий М.Л. Совершенствование правового положения государ- ственных и муниципальных учреждений // Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2010. № 4. – С. 8–12, 14–18.

3. Левицкий М.Л. Предпосылки и риски совершенствования правово- го положения образовательных учреждений // Профессиональное образование. Столица. 2010. № 7. – С. 4–9.

4. Матвеев В.Ю. Правовой статус учреждений – зависимость или са- мостоятельность // Директор школы. 2010. – № 7.

5. Рожков А.И. Доходная и внебюдженая деятельность образователь- ных учреждений: правовой аспект / А.И. Рожков. – М., 2005.

6. Рожков А.И., Матвеев В.Ю. Правовые основы управления школы: Учебное пособие / А.И. Рожков, В.Ю. Матвеев. – М.: АПКиППРО, 2009. – 56 с.

7. Сырых В.М. Образовательное право как отрасль российского права / В.М. Сырых. – М., 2000. – 134 с.

8. Феклин С.И. Правовой статус образовательного учреждения: Ме- тодическое пособие / С.И. Феклин. – М.: Арсенал образования, 2008. – 105 с.

9. Феклин С.И. Правовой статус руководителя образовательного уч- реждения (в вопросах и ответах): Методическое пособие / С.И. Фек- лин. – М.: Арсенал образования, 2008. – 80 с.

10. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. 3-е изд., дополн. и испр. / В.Н. Хропанюк – М.: Омега-Л, 2008. – 384 с.


 

11. Шаклеина Е.В. К вопросу о правовом статусе образовательного уч- реждения. Научные труды. Вып. 3. В 3 т. Т. 1 / Е.В. Шаклеина. – М.: Рос. акад. юрид. наук, 2003. – С. 958–965.

Официальные сайты в сети Интернет:

1. http://минобрнауки.рф/ – информационный портал Минобрнауки России.

2. http://obrnadzor.gov.ru/ – информационный портал Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

3. http://www.educom.ru/ – портал Департамента образования города Москвы.

4. http://www.fadm.gov.ru/ – портал Федерального агентства по делам молодежи.

5. http://ege.edu.ru/ru/index.php – официальный информационный портал единого государственного экзамена.

6. http://ru.education.mon.gov.ru/ – информационный ресурс «Образо- вание России».

7. http://vestnik.edu.ru/ – информационный ресурс «Вестник образования».

8. http://www.lexed.ru/ – портал ФГБУ Федерального центра образо- вательного законодательства.

9. http://www.ed-union.ru/ – портал профессионального союза работ- ников образования и науки РФ.

10. http://fcior.edu.ru/ – портал Федерального центра информационно-об- разовательных ресурсов.

11. http://school-collection.edu.ru/ – информационный ресурс «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».

12. http://window.edu.ru/ – информационный ресурс «Единое окно до- ступа к информационным ресурсам».

13. http://www.edu.ru/ – информационный портал «Российское образование».

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: