Участие родителей (законных представителей) обучающихся в образовательном процессе

После поступления в образовательную организацию обучающиеся часто задаются вопросами: сколько продолжаются каникулы, кому и в каком порядке предоставляется академический отпуск, возможен ли перевод с платного обучения на бесплатное, можно ли перевестись в другое образовательное учреждение – и другими.

Для ответа на эти и иные вопросы необходимо рассмотреть содержа- ние правового положения (статуса) обучающегося, так как именно такие его возможности определяют: какими правами обучающийся может пользоваться, какие обязанности должен нести и в каком случае насту- пает ответственность обучающегося. Следует отметить, что понятие обучающийся носит общий характер и зависит от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации. Поэтому к обучающимся относятся:

Воспитанники – лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, а также лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации.

Учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего об- разования, дополнительные общеобразовательные программы.

Студенты (курсанты) – лица, осваивающие образовательные про- граммы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы маги- стратуры.

Аспиранты – лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров.

– Также обучающимися могут быть адъюнкты, ординаторы, асси- стенты-стажеры, слушатели, экстерны. Обучающиеся, осваива- ющие дополнительные общеобразовательные программы в об-


 

щеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государствен- ной службе, имеют специальные названия, предусмотренные уста- вами этих образовательных организаций.

В праве под правовым положением (статусом) личности понимают ее фактическое общественное положение, урегулированное нормами права и определяемое совокупностью различных условий жизни общества, таких как экономические, политические, духовные и другие. Правовое положение (статус) обучающегося – это совокупность субъективных прав, обязанностей и юридической ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами об образовании. Подчеркнем, что обучающиеся, не достигшие 18-летнего возраста, обладают также и правами несовершеннолетних.

Международные стандарты прав обучающегося заложены между- народно-правовыми актами, такими как: Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских и полити- ческих правах 1966 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Конвенция о правах ре- бенка 1989 года и др.

Основы регулирования правового статуса обучающегося в Россий- ской Федерации определены федеральным законодательством (закоyами и подзаконными нормативными правовыми актами), законодатель- ством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами образовательной организации.

В состав федерального законодательства, регулирующего пра- вовое положение обучающихся, в том числе несовершеннолетних, входят Конституция РФ, СК РФ, ГК РФ, ТК РФ, Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Рос- сийской Федерации», Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ

«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»1, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации» и др.

Статьями 22–24, 28–29 Конституции Российской Федерации уста- новлены следующие права и свободы граждан, которые принадлежат и несовершеннолетним. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и до- брого имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефон-


1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3177.


 

ных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедо- вать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным спо- собом.

Реализация данных прав имеет свои особенности в рамках об- разовательного процесса. Например, распространение информации о частной жизни обучающегося в определенных пределах необходимо для эффективного ведения образовательной деятельности, право ис- поведовать религию, в частности, выполнять требуемые ритуалы, не всегда реализуемо с учетом расписания занятий и т.п. Обучающимся как части коллектива при реализации своих прав и интересов необ- ходимо соблюдать права и интересы других обучающихся и всего коллектива в целом.

В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, в том числе возможность получения на основе общедо- ступности и бесплатности в соответствии с ФГОС (ст. 43 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Статьей 34 Федерального закона «Об образовании в РФ» предус- матривается, что права всех обучающихся делятся на:

– академические права;

– права на получение мер социальной поддержки и стимулирова- ния обучающихся;

– иные права, прямо не относящиеся к академическим.

К академическим правам обучающегося относятся следующие.

1) Право на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения по- сле получения основного общего образования или после достижения 18 лет. До достижения обучающимися 18 лет указанное право за них реализуют родители (законные представители). Выбор образовательной организации зависит от имеющихся возможностей системы образо- вания: количество мест в образовательной организации ограничено условиями лицензии и спецификой организации образовательной


 

деятельности. Следует отметить, что в системе профессионального образования выбор формы получения образования и формы обуче- ния зависит от специальности, профессии и ограничен требованиями ФГОС.

2) Право на обучение с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья обучающегося, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции. Обучающийся вправе выбрать, обучаться ли в образовательной организации и осваивать об- щий учебный план или перейти на обучение в рамках индивидуального учебного плана. Если обучающийся по состоянию здоровья не может посещать образовательную организацию, то обучение может прово- диться дистанционно. Для оказания социально-педагогической и пси- хологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции создаются специальные центры, организованные органами власти субъектов Российской Федерации или органами местного само- управления. Также такие виды помощи (коррекции) могут оказываться и в самой образовательной организации, где учится обучающийся.

3) Право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами. Отметим, что ускоренное обучение является разновидностью обучения по индивидуальному учебному плану для тех обучающихся, которые имеют отличные от иных обучающихся способности. Порядок реализации данного права обучающегося должен быть урегулирован на уровне устава или локальных нормативных актов образовательной организации, договором между образовательной организацией и обу- чающимся (законными представителями обучающегося). При получе- нии образования в соответствии с индивидуальным учебным планом сроки получения образования могут быть изменены образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Под индивидуальным учебным планом понимают учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образова- тельных потребностей конкретного обучающегося. Обучение по инди- видуальному учебному плану означает, что образовательная организация должна предоставить обучающемуся возможность обучаться по такому плану, однако обучение по нему должно осуществляться в пределах образовательной программы и в соответствии с ФГОС. Обучающийся самостоятельно изучает предметы и добросовестно выполняет такой


 

план обучения, в том числе посещает предусмотренные планом заня- тия, выполняет задания, осуществляет самостоятельную подготовку по предметам. При разработке учебного плана не допускается увели- чение общего объема нагрузки, превышение максимального объема аудиторной нагрузки в неделю для обучающегося, изменение состава и структуры базовой (обязательной) части учебного плана.

Обучающийся, не имеющий академической задолженности и в пол- ном объеме выполнивший индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттеста- ции по соответствующим образовательным программам, допускаются к итоговой государственной аттестации.

4) Право на участие в формировании содержания своего профес- сионального образования при условии соблюдения ФГОС в порядке, установленном локальными нормативными актами. Данное право может быть ограничено условиями договора о целевом обучении. Обучающийся в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных основной образовательной программой, вправе выбрать конкретные дисциплины (модули), а в рамках научно-исследовательской деятельности – тему исследования. Порядок реализации права должен быть урегулирован локальными актами образовательной организации.

5) Право на выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления под- готовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого образовательной организацией после получения основного общего образования. Данное право корреспондируется с правом обучающе- гося на выбор дисциплин (модулей) при формировании содержания своего профессионального образования (см. п. 4). Различие состоит в том, что при реализации данного права речь идет о выборе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) за пределами основной об- разовательной программы.

Обучающийся вправе осуществить свой выбор в пределах того перечня учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), который предлагается образовательной организацией; право требовать введения интересующих обучающегося предметов не установлено.

6) Право на освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной програм- ме любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых


 

в других организациях, осуществляющих образовательную деятель- ность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновремен- ное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ. Порядок реализации права устанавливается непосредственно образовательной организацией. Так, например, обучаясь по образо- вательной программе высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» (квалификация (степень) бакалавриат), профиль «Иностранный язык», студент вправе освоить курсы или дисциплины, преподаваемые в других институтах (факультетах) вуза, например юридическом, экономическом и т.д.

Возможности обучающихся, закрепленные Федеральным законом

«Об образовании в РФ», позволяют осваивать курсы не только в учебных заведениях, в которых учится обучающийся, но и в других образова- тельных организациях. Так, в системе высшего профессионального образования практикуется возможность освоить учебные курсы сту- дентам из других вузов («вольным слушателям») в таких вузах, как: МГУ им. Ломоносова, НИУ Высшая школа экономики, Российский государственный гуманитарный университет, ВГИК, Московский физико-математический институт и др.

Студент, осваивающий основную образовательную программу, вправе помимо нее осваивать и любые другие предметы, дисциплины (модули), основную и дополнительную образовательные программы, а также получать профессиональное образование одновременно в не- скольких образовательных организациях. Такое сочетание возможно благодаря различным формам получения образования и обучения, обучению по индивидуальному учебному плану. Однако дополни- тельное освоение конкретных выбранных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) может стать невозможным в связи с временными ограничениями, вызванными расписанием занятий.

7) Право на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обуча- ющимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Порядок реализации права устанавливается непосредственно организацией, осуществляю- щей образовательную деятельность. Порядок может предусматривать как автоматический зачет результатов в случае соблюдения ряда тре- бований к зачитываемым результатам, так и прохождение аттестации по учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю). При этом порядок должен содержать гарантии качества освоения обучающимся зачиты- ваемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).


 

8) Право на отсрочку от призыва на военную службу, которая пре- доставляется в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998

№ 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»1.

Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют категории граждан, указанных в ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ

«О воинской обязанности и военной службе» и обучающихся по очной форме обучения. Так, например, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу обучающимся в образовательных организациях, которые имеют государственную аккредитацию по образовательным программам среднего (полного) общего образования – на время обу- чения, но до достижения ими 20 лет.

Отсрочка предоставляется только один раз. Однако в Федеральном законе от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрены исключения из данного правила.

9) Право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья. Механизм защиты данного права осущест- вляется посредством таких отраслей права, как: конституционное, гражданское и уголовное. Однако все необходимые условия для ре- ализации данного права заложены в ФГОС, лицензионных требова- ниях к занятию образовательной деятельностью, образовательных программах, образовательных программах для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Образовательная организация совместно с медицинским работником, являющимся работником медицинского кабинета образовательного учреждения, разрабатывает план меропри- ятий по прохождению обучающимися ежегодного профилактического осмотра. Образовательная организация определяет учебную нагрузку и режим занятий обучающихся по согласованию с органами здраво- охранения и в целях ненанесения вреда здоровью.

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидеми- ологическом благополучии населения»2 (с изменениями от 13.07.2015

№ 233-ФЗ) предусматривает, что в образовательных организациях, независимо от организационно-правовой формы, должны осущест- вляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающегося, в том числе меры по организации питания, проведение гигиенического воспитания и обучения детей, выполнение требований санитарного законодательства (соблюдение санитарно- эпидемиологических требований).


1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 13. Ст. 1475.

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 14. Ст. 1650.


 

Образовательная организация проводит раннее выявление неза- конного потребления наркотических средств и психотропных веществ посредством проведения социально-психологического тестирования обучающихся, а также профилактические медицинские осмотры обуча- ющихся в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, в том числе в вузах. Для проведения диагностирования необходимо письменное согласие обучающегося, достигшего возраста 15 лет, либо одного их родителей (законных представителей) обучаю- щегося, не достигшего 15-летнего возраста. В случае выявления неза- конного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающийся направляется в специализированную медицинскую орга- низацию, оказывающую наркологическую помощь. Наркологическая помощь обучающемуся оказывается на основании письменного со- гласия обучающегося, достигшего 15-летнего возраста, или одного из родителей (законных представителей) обучающегося, не достигшего 15-летнего возраста.

10) Свобода совести, информации, свободное выражение собствен- ных взглядов и убеждений. Реализация данного права предполагает, в том числе, и право на религиозную свободу, возможность выбора религиозного образования индивидуально или совместно с другими, обучения религии вне рамок образовательной программы в образо- вательной организации. Вместе с тем данное право тесное связано с принципом светскости образования.

Свобода информации заключается в возможности обучающегося пользоваться любыми информационными ресурсами в целях получения образования по образовательной программе. Свободное выражение собственных взглядов и убеждений предполагает возможность крити- ческого анализа поступающей информации, ее освоение, но при этом выражение собственной позиции по конкретному вопросу.

11) Право на каникулы – плановые перерывы при получении образо- вания для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законода- тельством об образовании и календарным учебным графиком. Вопросы продолжительности и периодичности каникул, в основном, решаются на уровне образовательных организаций в календарном учебном графи- ке. Поэтому для того, чтобы узнать, сколько продолжаются каникулы, необходимо ознакомиться, например, с уставом или иным локальным актом образовательной организации (правила внутреннего распорядка обучающихся, учебный график (план)). Каникулярные периоды отли- чаются в образовательных организациях различных типов, они могут быть в разные календарные даты и разной продолжительности: в об- щеобразовательной организации, например, могут быть установлены


 

каникулы продолжительностью для учащихся 1 класса в количестве 39 календарных дней, а для учащихся 2–11 классов – 32 календарных дня. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об определении порядка организации и осущест- вления образовательной деятельности по основным общеобразователь- ным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»1 предусмотрено, что для образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, сроки начала и окончания каникул определяются образо- вательной организацией самостоятельно.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении порядка организации и осущест- вления образовательной деятельности по образовательным програм- мам среднего профессионального образования»2 устанавливает, что продолжительность каникул, предоставляемых обучающимся средних профессиональных организаций в процессе освоения ими программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, составляет не менее двух недель в зимний период при сроке получения среднего профессионального образования один год и не менее десяти недель в учебном году, в том числе не менее двух недель в зимний период, – при сроке получения среднего профессионального образования более одного года. Продолжительность каникул, предоставляемых обучаю- щимся средних профессиональных организаций в процессе освоения ими программ подготовки специалистов среднего звена, составляет от восьми до одиннадцати недель в учебном году, в том числе не менее двух недель в зимний период.

Для высших учебных заведений периоды каникул определяются самостоятельно в календарном учебном графике (п. 17 приказа Ми- нистерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013

№ 1367 (в редакции от 15.01.2015) «Об утверждении Порядка органи- зации и осуществления образовательной деятельности по образователь- ным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»)3. Также в ряде ФГОС указывается минимальный период каникулярного времени, в том числе в летний или зимний период.

Установление сроков каникул определяется исходя из цели – охра- на здоровья обучающихся. При этом в период каникул запрещается


1 Российская газета от 16.10.2013. № 232.

2 Российская газета от 07.08.2013. № 172.

3 Российская газета от 12.03.2014. № 56.


 

применять к обучающимся меры дисциплинарных взысканий. В ка- никулярное время образовательная организация вправе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся (с круглосуточным или дневным пребыванием), а также могут быть организованы физ- культурно-спортивные лагеря, обеспечение участия обучающихся в тренировочных сборах, проводимых физкультурно-спортивными или непосредственно образовательными организациями (ч. 8 ст. 84 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Федеральный закон «Об образовании в РФ» гарантирует обучаю- щимся право на посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом, в соответствии с локальным нормативным актом организации, т.е. привлекать обучающихся в каникулы к каким-либо мероприятиям образовательная организация может только с их согласия, а примени- тельно к несовершеннолетним обучающимся – с согласия их законных представителей.

Обучающимся по основным профессиональным образовательным программам после прохождения итоговой аттестации предоставляются по их заявлению каникулы в пределах срока освоения соответствующей основной образовательной программы, по окончании которых произ- водится отчисление обучающихся в связи с получением образования.

12) Право на академический отпуск в порядке и по основаниям, которые определены приказом Минобрнауки России от 13.06.2013

№ 4551, а также на отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»2. Данным правом могут вос- пользоваться студенты (курсанты), обучающиеся в образовательных организациях среднего профессионального или высшего образования, аспиранты (адъюнкты), ординаторы и ассистенты-стажеры.

Академический отпуск предоставляется обучающемуся в связи с невозможностью освоения образовательной программы в образова- тельной организации по медицинским показаниям, семейным и иным обстоятельствам на период времени, не превышающий двух лет. Ака- демический отпуск предоставляется обучающемуся неограниченное количество раз. Основанием для принятия решения о предоставлении обучающемуся академического отпуска является личное заявление обучающегося, а также заключение врачебной комиссии медицинской организации (для предоставления академического отпуска по меди-


1 Российская газета от 03.07.2013. № 142.

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1929.


 

цинским показаниям), повестка военного комиссариата, содержащая время и место отправки к месту прохождения военной службы (для предоставления академического отпуска в случае призыва на военную службу), документы, подтверждающие основание предоставления академического отпуска (при наличии). Решение о предоставлении академического отпуска принимается руководителем организации или уполномоченным им должностным лицом в десятидневный срок со дня получения от обучающегося заявления и прилагаемых к нему документов (при наличии) и оформляется приказом руководителя организации или уполномоченного им должностного лица.

Обучающимся, находящимся в академическом отпуске по меди- цинским показаниям, назначаются и выплачиваются ежемесячные компенсационные выплаты в соответствии с постановлением Прави- тельства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1206 «Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан»1.

Отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет предоставляется на основании положений ТК РФ.

Нахождение студента в академическом отпуске, а также отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет не является основанием для прекращения выплаты назначенной обучающемуся государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии.

13) Право на перевод для получения образования по другой про- фессии, специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об обра- зовании. Данное право реализуется при получении профессионального образования и осуществляется по личному заявлению студента. Обра- зовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие порядок и основания перевода обучающихся. В государственном, муниципальном образо- вательном учреждении при переводе на места, финансируемые за счет бюджетных средств, общая продолжительность обучения студента не должна превышать срок, установленный рабочим учебным планом принимающего образовательного учреждения. Перевод студентов осуществляется на свободные места на соответствующем курсе по специальности, форме обучения, на которые студент хочет перейти.


1 Российская газета от 12.11.1994. № 219–220.


 

При переводе во внимание принимается соотнесение изученных дисциплин по одной профессии, специальности и по профессии, специ- альности, на которую осуществляется перевод. Как правило, перевод на другую профессию, специальность требует формирования инди- видуального учебного плана, предусматривающего сдачу дисциплин, учебных предметов, модулей, которые не изучались студентом в рамках обучения по другой профессии, специальности.

Федеральным законом «Об образовании в РФ» также предусмотрены гарантии перевода в другие образовательные организации в случае, когда завершение образования в той организации, где было начато его получение, невозможно, например, в результате аннулирования лицен- зии или лишения образовательной организации государственной аккре- дитации.

14) Право на переход с платного обучения на бесплатное обучение. Порядок и случаи перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное утверждены приказом Минобрнауки России от 06.06.2013 № 4431. Данный нормативный акт закрепляет воз- можность перехода граждан Российской Федерации, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, с платного обучения на бесплатное внутри об- разовательной организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования и высшего образования, а также иностранных граждан, которые в соответствии с законодательством Рос- сийской Федерации вправе обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Переход с платного обучения на бесплатное осуществляется при наличии свободных мест, финансируемых за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета (федерального, субъекта Российской Федерации, муниципального) по соответствующей образовательной программе по профессии, специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе.

Образовательной организацией обеспечивается открытость информа- ции о количестве вакантных бюджетных мест для перехода с платного обучения на бесплатное, сроках подачи обучающимися заявлений на переход с платного обучения на бесплатное путем размещения ука- занной информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети

«Интернет».


1 Российская газета от 25.07.2013. № 161.


 

Правом на переход с платного обучения на бесплатное обладает лицо, обучающееся в образовательной организации на основании договора об оказании платных образовательных услуг, не имеющее на момент подачи заявления академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения, при наличии одного из следующих условий:

а) сдачи экзаменов за два семестра обучения, предшествующих подаче заявления, на оценку «отлично»;

б) отнесения к следующим категориям граждан (за исключением иностранных граждан, если международным договором Рос- сийской Федерации не предусмотрено иное):

– детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– граждан в возрасте до двадцати лет, имеющих только одного родителя – инвалида I группы, если среднедушевой доход се- мьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

в) утраты обучающимся в период обучения одного или обоих ро- дителей (законных представителей) или единственного родителя (законного представителя).

Решение о переходе обучающегося с платного обучения на бес- платное принимается специально создаваемой образовательной ор- ганизацией комиссией с учетом мнения представителя студенческого совета образовательной организации. Причем приоритет отдается обучающимся, имеющим отличную успеваемость.

15) Право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня. Порядок и условия осуществления перевода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образова- ния и высшего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующим образователь- ным программам, в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования лицензии, лишения организации государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, истечения срока дей- ствия государственной аккредитации по соответствующей образова- тельной программе утверждены приказом Минобрнауки России от 14.08.2013 № 9571.


1 Российская газета от 25.09.2013. № 214.


 

Перевод обучающихся осуществляется в принимающую организацию на имеющие государственную аккредитацию образовательные програм- мы соответствующих уровня и направленности, на ту же профессию, специальность среднего профессионального образования и высшего образования с сохранением формы обучения, курса обучения, основы обучения (за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов или за счет средств физических и (или) юридических лиц), а также стоимости обучения (при обучении по договорам об оказании платных образова- тельных услуг с физическими и (или) юридическими лицами). Перевод несовершеннолетних обучающихся осуществляется на основании письменного согласия родителей (других законных представителей) и письменного согласия несовершеннолетнего обучающегося, перевод со- вершеннолетних обучающихся – на основании их письменного согласия. Перевод обучающихся не зависит от периода (времени) учебного года.

16) Право на восстановление для получения образования в обра- зовательной организации, реализующей основные профессиональные образовательные программы, в порядке, установленном законодатель- ством об образовании. Согласно ст. 62 Федерального закона «Об об- разовании в РФ», лицо, отчисленное из организации, осуществляю- щей образовательную деятельность, по инициативе обучающегося до завершения освоения основной профессиональной образовательной программы, имеет право на восстановление для обучения в этой ор- ганизации в течение пяти лет после отчисления из нее при наличии в ней свободных мест и с сохранением прежних условий обучения, но не ранее завершения учебного года (семестра), в котором указанное лицо было отчислено. Порядок и условия восстановления определя- ются локальным нормативным актом образовательной организации.

17) Право на участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом. Устав образовательной орга- низации определяет структуру и компетенцию органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий. Образовательная организация обеспечивает открытость этой информации, в том числе доступ через Интернет. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (п. 6 ст. 26) предусматривает, что колле- гиальные органы обучающихся могут создаваться в форме:

1) советов обучающихся (в сфере профессионального образо- вания – студенческих советов), советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

2) профессиональных союзов обучающихся (представительные органы обучающихся).


 

При принятии локальных актов образовательной организацией, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, а также при применении мер дисциплинарного взыскания образовательная организация обязана учесть мнение советов обучаю- щихся, студенческих советов (при их наличии).

В сфере профессионального образования также учитывается мнение студенческих советов при назначении стипендии, выплаты материаль- ной поддержки обучающимся, установление размера платы за поль- зование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии.

18) Право на ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образователь- ной деятельности, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации. Образовательная орга- низация обеспечивает размещение на своем официальном сайте в сети

«Интернет» копий устава образовательной организации, лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями), свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями), локальных нормативных актов по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламен- тирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания пере- вода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образова- тельной программе, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора (ст. 32 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Помимо этого при приеме в образовательную организацию послед- няя обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, с лицензией на осуществление об- разовательной деятельности, со свидетельством о государственной ак- кредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся. При проведении приема на конкурсной основе поступающему предоставляется также


 

информация о проводимом конкурсе и об итогах его проведения (ч. 2 ст. 55 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Порядок ознакомления с основными документами, регламентиру- ющими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации, рекомендуется урегулировать на уровне локальных актов образовательной организации.

19) Право на обжалование актов образовательной организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Данные акты могут быть обжалованы как в комиссию по урегули- рованию споров между участниками образовательных отношений, созданную в образовательной организации, так и в суд. Вопрос пра- вомерности акта может быть поставлен перед прокуратурой, органами контроля и надзора в сфере образования, учредителем.

20) Право на бесплатное пользование библиотечно-информацион- ными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образова- тельной организации. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания определено ст. 35 Федерального закона «Об образовании в РФ». В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации обра- зовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные), обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Обучающимся, осваивающим ос- новные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований в пределах ФГОС, на время обучения бесплатно предоставляются в пользование учебники, учебные пособия, учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. Пользование учебника- ми и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами ФГОС и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образова- тельную деятельность.

Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образова- тельной программе устанавливаются соответствующими ФГОС.

21) Право на пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации. Реализация данного права возможна при наличии в образовательной организации соответствующей инфраструктуры. Порядок пользования объектами устанавливается локальными нормативными актами.


 

22) Право на развитие своих творческих способностей и интере- сов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых ме- роприятиях. Обучающиеся, осваивая конкретную образовательную программу, формируют общие и профессиональные компетенции, позволяющие развивать творческие и научные способности, духов- но-нравственные начала, спортивные интересы.

23) Право на опубликование своих работ в изданиях образовательной организации на бесплатной основе. Реализация данного права зависит от наличия у образовательной организации соответствующих изда- ний.

24) Право на поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спор- тивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности. Меры поощрения обучающихся разрабатываются для выявления и развития особых спо- собностей обучающихся. Для установления порядка применения мер поощрения может быть принят локальный нормативный акт.

25) Право на совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения ин- дивидуального учебного плана. Реализация данного права не должна наносить ущерб обучающемуся в освоении образовательной програм- мы. Глава 26 ТК РФ закрепляет гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования, а также работникам, допущенным к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук в образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию.

26) Право на получение информации от образовательной организа- ции о положении в сфере занятости населения Российской Федерации по осваиваемым ими профессиям, специальностям и направлениям подготовки. Реализация данного права ограничена объемом инфор- мации, который готова предоставить образовательная организация.

27) Право на участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в научно-исследовательской, научно-технической, экспе- риментальной и инновационной деятельности, осуществляемой обра- зовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций. Данные права реализуются студентами образовательной организации высшего образования.

28) Право на направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в том


 

числе в рамках академического обмена, в другие образовательные организации и научные организации, включая образовательные орга- низации высшего образования и научные организации иностранных государств. Данные права реализуются студентами образовательной организации высшего образования.

Перечень предоставляемых академических прав обучающимся средних профессиональных образовательных организаций не является закрытым (ограниченным), так как обучающиеся вправе осуществлять иные академические права, предусмотренные Федеральным законом

«Об образовании в РФ», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами.

Вторая группа прав обучающихся – права на получение мер со- циальной поддержки и стимулирования, предусмотрена ч. 2 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в РФ». Данная группа прав включает в себя:

1) право на полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации1;

2) право на обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации2;

3) право на обеспечение местами в интернатах, а также предо- ставление в соответствии со ст. 39 Федерального закона «Об образовании в РФ» и жилищным законодательством жилых помещений в общежитиях;

4) право на предоставление мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте в случаях и в порядке, которые установлены ст. 40 Федерального закона «Об образовании в РФ» и законодательством субъектов Российской Федерации;

5) право на получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об об- разовании. Виды стипендий и порядок их назначений устанав- ливается ст. 36 Федерального закона «Об образовании в РФ»;

6) право на предоставление образовательного кредита в соответ- ствии со ст. 104 Федерального закона «Об образовании в РФ». Правила предоставления государственной поддержки образо-


1 Обеспечение вещевым имуществом (обмундированием) предусмотрено ст. 38 Федерального закона «Об образовании в РФ».

2 Основные гарантии организации питания закреплены ст. 37 Федерального закона

«Об образовании в РФ».


 

вательного кредитования утверждены постановлением Прави- тельства Российской Федерации от 18.11.2013 № 10261.

Перечень мер социальной поддержки, предусмотренных Феде- ральным законом «Об образовании в РФ», не является исчерпываю- щим. Иные меры социальной поддержки могут предусматриваться нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и локальными нормативными актами образовательных организаций. Обучающиеся обладают и правами, не относящимися к академи-

ческим (третья группа прав обучающихся):

1) право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Порядок реализации данного права должен быть установлен локальными нормативными актами образовательной организации;

2) право на участие в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах, созданных в соответствии с за- конодательством Российской Федерации, а также на создание общественных объединений обучающихся в установленном федеральным законом порядке. Особенности реализации дан- ного права устанавливаются гражданским законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы деятельно- сти общественных объединений. Принуждение обучающихся к вступлению в общественные объединения, в том числе в по- литические партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих объединений и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается;

3) право на создание студенческих отрядов, представляющих собой общественные объединения обучающихся, целью дея- тельности которых является организация временной занятости таких обучающихся, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики. Данное право предоставляется обучающимся, осваивающим основные обра- зовательные программы профессионального образования;

Помимо прав обучающиеся выполняют обязанности, возложенные на них законодательством об образовании. Статьей 43 Федерального закона «Об образовании в РФ» предусмотрены следующие обязанно- сти обучающихся:


1 Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru от 20.11.2013.


 

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выпол- нять индивидуальный учебный план, в том числе посещать пред- усмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подго- товку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распо- рядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осу- ществления образовательной деятельности. Выполнение требо- ваний устава и локальных нормативных актов образовательной организации должно быть обусловлено законным характером данных требований, а также законной процедурой принятия актов. В случае если локальный нормативный акт устанавливает требование, противоречащее закону, его выполнение не может быть вменено в обязанность обучающемуся. В случае если не была соблюдена процедура принятия акта (например, не был про- веден обязательный учет мнения совета обучающихся), данный акт также не может считаться обязательным для обучающихся;

3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стре- миться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию. Установленная обязанность, скорее, относится к числу моральных, чем правовых, обязанностей, по- скольку никакой ответственности за ее неисполнение быть не может;

4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися. Обязанность уважать честь и достоинство дру- гих обучающихся и работников образовательной организации охраняется нормами иных отраслей законодательства, которые устанавливают ответственность за оскорбление и клевету и иные нарушения;

5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность. Обязанность бережного отно- шения к имуществу образовательной организации охраняется нормами иных отраслей законодательства, которые устанавлива- ют ответственность за причинение имущественного вреда.

Иные обязанности обучающихся могут быть установлены законо- дательством (но не на уровне подзаконных нормативных актов) либо договором об образовании (при его наличии).


 

Участие родителей (законных представителей) обучающихся в об- разовательном процессе. Представление интересов обучающихся, не достигших восемнадцатилетнего возраста, осуществляют родители и иные законные представители.

Законными представителями несовершеннолетнего выступают лица, которые действуют от его имени и в его интересах, обеспечи- вают защиту прав несовершеннолетнего в пределах, установленных законодательством Российской Федерации. Эти лица являются пред- ставителями несовершеннолетнего в силу закона, и именно с ними образовательные организации будут решать вопросы обучения детей. По общему правилу, законными представителями обучающихся являются их родители. Родители выступают в защиту прав и интересов своих детей в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий (п. 1 ст. 64 СК РФ). В случае отсутствия родителей законными представителями несовершеннолетнего могут быть: усыновители, опекуны, попечители, руководитель воспитательного, лечебного и иного учреждения, в кото- ром ребенок находится на полном государственном обеспечении. От данных лиц не требуются для подтверждения их прав дополнительные уполномочивающие документы, кроме удостоверяющих их положение по отношению к ребенку (постановление о назначении опекуном (по- печителем), договор о передаче на воспитание приемным родителям, должностное удостоверение руководителя дома ребенка, детского дома, других аналогичных воспитательных, лечебных учреждений и учреж-

дений социальной защиты с копией приказа о зачислении ребенка).

Основным правом законных представителей в сфере образования является преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Однако права родителей (законных пред- ставителей) на выбор формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность, ограничено получени- ем ребенком основного общего образования. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организа- ции оказывают помощь законным представителям несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Согласно ч. 3 ст. 44 Федерального закона «Об образовании в РФ», законные представители вправе:


 

1. Знакомиться с уставом организации, осуществляющей образо- вательную деятельность, лицензией на осуществление образо- вательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности. Порядок такого ознакомления целесообразно определить локальными нормативными актами организации, причем он должен предусматривать не только воз- можность ознакомиться с документами на сайте, но и возможность ознакомиться с ними в здании образовательной организации.

2. Знакомиться с содержанием образования, используемыми мето- дами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей. Данное право реализуется с учетом обеспечения конфиденциальности персо- нальных данных иных обучающихся, например, обучающихся совместно с их ребенком.

3. Защищать права и законные интересы обучающихся. Способами защиты прав являются как общепринятые способы, например обращение в суд, прокуратуру, контролирующие и надзирающие органы, так и специально предусмотренные законодательством об образовании способы, например обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

4. Получать информацию обо всех видах планируемых обследова- ний (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или уча- стия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся. Оформление согласия либо отказа целесообразно осуществлять в письменной форме.

5. Принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации. Фактически такой формой может являться включение представителей родителей в органы управления образовательной организацией. Количество представителей родителей в составе органов управления, порядок их выбора, а также полномочия соответствующих органов управления оп- ределяются уставом.

6. Дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий обра- зование в семье, по решению его родителей (законных предста-


 

вителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации.

7. Присутствовать при обследовании детей психолого-медико-пе- дагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

Следует помнить, что мнение (выражение согласия) родителей (иных законных представителей) в образовательном процессе учитывается при решении следующих вопросов:

– управление образовательной организацией, а также принятие образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы участников обра- зовательных отношений (ч. 6 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в РФ»). Для этого создаются советы родителей (законных представителей) как инструмент защиты и соблюдения прав обучающихся. Также ч. 1 ст. 38 Федерального закона «Об образовании в РФ» закреплено положение о том, что в случае принятия локального нормативного акта образовательной орга- низацией, устанавливающего требование к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения требуется мнение, в том числе, совета родителей;

– привлечение несовершеннолетних обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой (ч. 4 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в РФ»). Таким образом, привлечение детей к уборке территории школы, например, не может осуществляться без согласия родителей (иных законных представителей);

– перевод несовершеннолетних обучающихся из образовательной организации в случае прекращения ее деятельности, аннулиро- вания лицензии на осуществление образовательной деятельно- сти, лишения образовательной организации государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе в другие ор- ганизации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направ- ленности (ч. 9 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в РФ»);

– выбор меры дисциплинарного взыскания (ч. 7 ст. 43 Федераль- ного закона «Об образовании в РФ») в отношении несовершен-


 

нолетнего обучающегося. При избрании меры дисциплинарного взыскания учитывается мнение советов родителей. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста 15 лет и не получившего основного общего образова- ния, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

– принятие на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной основной общеобразовательной программе (ч. 3 ст. 55 Федерального закона «Об образовании в РФ»);

– оставление несовершеннолетнего обучающегося на повторное об- учение, перевод на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-меди- ко-педагогической комиссии либо обучение по индивидуальному учебному плану. Решение по данным вопросам принимается родителями (иными законными представителями) в случае, если ребенок, обучаясь по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировал в установленные сроки академические задолжен- ности с момента их образования (ч. 9 ст. 58 Федерального закона

«Об образовании в РФ»);

– оставление несовершеннолетним обучающимся, не достигшим возраста пятнадцати лет, общеобразовательной организации до получения основного общего образования (ч. 6 ст. 66 Федераль- ного закона «Об образовании в РФ»);

– прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем, чем 6,5 лет, или более позднем, чем 8 лет, воз- расте (ч. 1 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в РФ»);

– выбора одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (моду- лей), включенных в основные общеобразовательные программы, направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных тради- циях мировой религии (мировых религий), или альтернативных им учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) (ч. 1 и 2 ст. 81 Федерального закона «Об образовании в РФ»);

– возникновение, изменение и прекращение образовательных отношений на основании ст. 54, 57, 61 Федерального закона

«Об образовании в РФ».


 

Вам предлагается выполнить практические задания к насто- ящему параграфу в рабочей тетради.
?

При обсуждении вопроса об ответственности законных представи- телей следует отметить, что меры ответственности далеко не всегда эффективно обеспечивают мотивацию родителей исполнять свои обязанности добросовестно. Фактически никакой специфической ответственности они понести не могут. Федеральным законом «Об образовании в РФ» (ч. 6 ст. 44) предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответствен- ность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (гражданскую, административную, уголовную). Специфическая от- ветственность именно родителей возможна только в рамках семей- ного законодательства, но ограничение либо лишение родительских прав – это мера крайне жесткая, и в связи с этим точно так же редко применяемая, и применяемая за существенно более грубые нарушения родителями своих обязанностей, чем просто нарушение обязанностей в сфере образования.

 




































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: