Юридическая ответственность обучающихся

В целях эффективного регулирования в праве предусмотрен меха- низм принуждения в случае, если одна из сторон, участвующих в пра- воотношениях, не исполняет или ненадлежащим образом исполняет обязанности. Не являются исключением и участники образовательных отношений – обучающиеся, к которым применяются меры ответственно- сти в случае, если они не исполняют возложенные на них обязанности. Ответственность обучающихся предусмотрена Федеральным зако- ном «Об образовании в РФ», нормами гражданского, административ-

ного, уголовного права.

К обучающимся могут быть применены меры педагогического воз- действия и меры дисциплинарных взысканий. Меры педагогического воздействия не имеют какого-либо существенного правового регули- рования, за исключением запрета применения насилия к обучающимся, а также закрепленных ст. 48 Федерального закона «Об образовании в РФ» обязанностей педагогических работников соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессио- нальной этики; уважать честь и достоинство обучающихся.

Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания устанавливается приказом Минобрнауки России от 15.03.2013 № 185 «Об утверждении Порядка применения к об- учающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания»1.


1 Российская газета от 26.06.2013. № 136.


 

Основанием для наступления дисциплинарной ответственности обучающихся является совершение обучающимися дисциплинарного проступка. Понятие дисциплинарного проступка не определяется в за- конодательстве об образовании. Не все нарушения со стороны обучаю- щегося могут рассматриваться в качестве дисциплинарного проступка, поэтому Федеральный закон «Об образовании в РФ» четко ограничивает основания для применения дисциплинарных взысканий посредством перечисления локальных нормативных актов, закрепляющих прави- ла, нарушение которых рассматривается как дисциплинарный про- ступок.

Так, обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию и впоследствии не ликвидировавшие в установленные сроки академи- ческую задолженность, считаются не выполнившими обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана и подлежат отчислению из образовательной организации (ч. 11 ст. 58 Федерального закона «Об образовании в РФ»). Отчисление по данному основанию не является мерой дисциплинарного взыскания, урегулированного ст. 43 Федерального закона «Об образовании в РФ». В случае отчисления за невыполнение обязанностей по добросовест- ному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана не требуется соблюдать процедуру привлечения к дисциплинар- ной ответственности.

Таким образом, под дисциплинарным проступком обучающегося можно понимать неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осущест- вления образовательной деятельности.

Обучающийся должен как осознавать запрещенный характер сво- их действий, так и предвидеть возможность наступления негативных последствий этих действий, если таковые последствия предусмотрены нормами соответствующих локальных актов организации, осущест- вляющей образовательную деятельность, что говорит о наличии вины обучающегося в совершении поступка. У обучающегося обязательно необходимо затребовать письменные объяснения, что также говорит о необходимости оценки вины обучающегося в совершенном проступке. Если по истечении трех учебных дней указанное объяснение обучаю- щимся не представлено, то составляется соответствующий акт. Отказ или уклонение обучающегося от предоставления им письменного объясне- ния не является основанием для освобождения его от дисциплинарного взыскания.


 

Согласно ч. 4 ст. 43 Федерального закона «Об образовании в РФ», за неисполнение или нарушение требований, установленных локальными нормативными актами по вопросам организации и осуществления об- разовательной деятельности, к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания:

• замечание;

• выговор;

• отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Данный перечень видов дисциплинарных взысканий является ис- черпывающим, иные меры дисциплинарных взысканий не могут быть установлены нормативными правовыми документами с юридической силой ниже, чем федеральный закон, в том числе локальными актами образовательной организации. Следует отметить, что за каждый дис- циплинарный проступок может быть применена одна мера дисципли- нарного взыскания. При этом не допускается применение мер дисци- плинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.

Отметим, что к таким категориям, как обучающиеся по программам дошкольного и начального общего образования, а также обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости), меры дис- циплинарного взыскания не применяются.

При выборе меры дисциплинарного взыскания образовательная организация должна учитывать (ч. 7 ст. 43 Федерального закона «Об образовании в РФ»):

• тяжесть дисциплинарного проступка;

• причины и обстоятельства, при которых он совершен;

• предыдущее поведение обучающегося;

• его психофизическое и эмоциональное состояние;

• мнение советов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Мера дисциплинарного взыскания применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени отсутствия обучающегося по причине болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком, а также времени, необходимого на учет мнения советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся образовательной


 

организации, но не более семи учебных дней со дня представления руководителю образовательной организации мотивированного мне- ния указанных советов и органов в письменной форме. При этом ру- ководитель образовательной организации, получив мотивированное мнение указанных советов, должен принять решение о применении дисциплинарного взыскания не позднее семи учебных дней. Оба эти требования должны быть соблюдены образовательной организацией. Применение к обучающемуся меры дисциплинарного взыскания оформляется приказом руководителя образовательной организации, который доводится до обучающегося, родителей (законных предста- вителей) несовершеннолетнего обучающегося под роспись в течение трех учебных дней со дня его издания, не считая времени отсутствия обучающегося в образовательной организации. Отказ обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучаю- щегося ознакомиться с указанным приказом под роспись оформляется

соответствующим актом.

Обучающийся, родители (законные представители) несовершен- нолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегули- рованию споров между участниками образовательных отношений, а также в судебном порядке меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.

Если в течение года со дня применения меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся не будет применена новая мера дисципли- нарного взыскания, то он считается не имеющим меры дисциплинарного взыскания. Руководитель образовательной организации до истечения года со дня применения меры дисциплинарного взыскания имеет право снять ее с обучающегося по собственной инициативе, просьбе самого обучающегося, родителей (законных представителей) несовер- шеннолетнего обучающегося, ходатайству советов обучающихся или советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Отметим, что применение такой меры дисциплинарного взыска- ния, как отчисление, к несовершеннолетним крайне затруднительно и требует соблюдения ряда дополнительных условий.

Так, для лиц, достигших 15-летнего возраста, отчисление возможно одновременно при соблюдении следующих условий:

• дисциплинарные проступки были совершены неоднократно;

• ранее применялись и меры дисциплинарного взыскания, и меры педагогического воздействия;

• данные меры не дали результата, был совершен новый дисци- плинарный проступок;


 

• дальнейшее пребывание обучающегося в организации оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образо- вательную деятельность, а также нормальное функционирование организации.

Отчисление несовершеннолетнего обучающегося не применяется также, если сроки ранее примененных к обучающемуся мер дисципли- нарного взыскания истекли и (или) меры дисциплинарного взыскания сняты в установленном порядке.

Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, до- стигшего 15-летнего возраста и не получившего основного обще- го образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согла- сия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Об отчислении образовательная организация незамедлительно обязана проинформировать орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Орган местного самоуправления, осу- ществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним общего образования.

Кроме того, следует отметить, что дополнительные ограничения устанавливаются на отчисление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом данные ограничения действуют при лю- бых основаниях для отчисления. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», отчисле- ние указанных категорий обучающихся, достигших пятнадцати лет, до получения ими общего образования, возможно только с согласия органов опеки и попечительства и комиссии по делам несовершенно- летних и защите их прав.

Как уже было ранее отмечено в § 3 главы II «Юридическая от- ветственность образовательной организации» настоящего учебного пособия, гражданско-правовая ответственность возникает в связи с совершением гражданско-правового нарушения и выражается в воз- ложении на правонарушителя (обучающегося) обязанности по совер- шению определенных действий имущественного характера, которые направлены на удовлетворение законных интересов лица, чьи права были нарушены. На практике распространены случаи привлечения к гражданско-правовой ответственности обучающегося или его роди-


 

телей (законных представителей) в результате повреждения имущества образовательной организации (разбитые стекла, повреждение мебе- ли или стен, а также иные правонарушения, имеющие последствия имущественного характера). Однако дети, не достигшие 14-летнего возраста, не несут имущественную ответственность за причиненный ими вред, вред возмещается их родителями или иными законными представителями, если не докажут, что вред возник не по их вине. Несовершеннолетние обучающиеся в возрасте от 14 до 18 лет несут имущественную ответственность самостоятельно, если имеют доход или собственное имущество, в противном случае ответственность за них несут родители (иные законные представители). Обучающиеся, достигшие возраста 18 лет, несут гражданско-правовую ответствен- ность самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных гражданским законодательством.

Следует также иметь в виду то обстоятельство, когда несовершен- нолетний обучающийся причинил имущественный ущерб: если он находился в этот момент под надзором образовательной организации, которая обязана осуществлять за ним надзор, то образовательная орга- низация отвечает за причиненный обучающимся вред, если не докажет, что вред возник не по ее вине при осуществлении надзора (ст. 1073 ГК РФ). Если обучающийся причинил вред, не находясь под надзором образовательной организации, то за причиненный вред отвечает он сам или его родители (иные законные представители), если не докажут, что вред возник не по их вине.

В случае совершения обучающимся мелкого хищения, мелкого хулиганства или других административных правонарушений к нему применяются меры административной ответственности в соответ- ствии с нормами КоАП РФ. Основанием для применения администра- тивной ответственности выступает совершение административного правонарушения (проступка), т.е. противоправного, виновного действия (бездействия) физического лица (в данном случае обучающегося), за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Административная ответственность наступает для лиц, которым на момент совершения правонарушения исполнилось 16 лет. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответ- ственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2013


 

№ 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»1. Таким образом, администра- тивное законодательство применяется к несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет. Именно комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовер- шеннолетними, за исключением случаев, предусмотренных КоАП РФ. Административное наказание применяется к несовершеннолет- ним или к их родителям не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении – не позднее двух месяцев со дня его обнаружения. Административная ответственность родителей предусмотрена законодательством в связи с совершением несовершеннолетним таких правонарушений, за которые сами несовершеннолетние не несут юридической ответственности, но

подвергаются иным мерам правового принуждения.

За совершение административных правонарушений могут приме- няться к несовершеннолетним все виды наказаний, предусмотренные ст. 3.2 КоАП РФ, за исключением административного ареста (в рам- ках административного права не предусмотрены специальные виды административных наказаний, назначаемых несовершеннолетним). Кроме того, совершение административного правонарушения лицом, не достигшим 18-летнего возраста, является обстоятельством, смяг- чающим ответственность.

Возникновение уголовной ответственности обучающегося связано с фактом совершения им преступления. Под преступлением понима- ется виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Является ли совершенное действие или бездействие обучающегося уголовно наказуемым, можно определить следующим образом: совершение конкретного преступления обучаю- щимся должно быть запрещено (должно упоминаться) УК РФ.

Уголовная ответственность обучающихся по общему правилу на- ступает с 16 лет, а в отдельных случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 20 УК РФ, – с 14 лет. Максимальный возраст наступления уголовной ответ- ственности законодательством Российской Федерации не установлен. Заметим, что преступления обучающимися совершаются как в пери-

од нахождения в образовательной организации, так и вне ее. В период нахождения в образовательной организации наиболее часто совер- шаются: причинение вреда здоровью различной степени тяжести,


1 Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru от 08.11.2013.


 

хищение имущества у других учащихся или учителей, приобретение или хранение наркотических средств или психотропных веществ, вы- могательство денег или имущества старшими обучающимися у млад- ших, сообщение о заложенном взрывном устройстве на территории школы, повреждение имущества образовательной организации и др. За пределами образовательной организации среди обучающихся рас- пространено совершение таких преступлений, как: угон автомобиля, грабежи и разбои, хулиганство, уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами и др. УК РФ предусмотрены особенности уголовной ответственности несовершеннолетних (глава 14 УК РФ). При этом несовершеннолет- ними признаются лица, достигшие 14-летнего возраста, но которым не исполнилось 18 лет на момент совершения преступления. В исклю- чительных случаях с учетом характера совершенного преступления, личности виновного суд может применить положения главы 14 УК РФ

к лицам в возрасте от 18 до 20 лет.

Наказания, назначаемые несовершеннолетним обучающимся, пре- дусмотрены ст. 88 УК РФ. К таким видам наказаний относятся: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, лишение сво- боды на определенный срок. При назначении наказания несовершен- нолетнему судом учитываются следующие обстоятельства:

– характер и степени общественной опасности преступления;

– личность виновного;

– обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

– как назначаемое наказание повлияет на исправление осужденного;

– условия жизни и воспитания несовершеннолетнего;

– уровень психического развития;

– иные особенности личности несовершеннолетнего;

– влияние старших по возрасту.

К несовершеннолетним применяются общие виды освобождения от уголовной ответственности и наказания, однако с некоторыми осо- бенностями, например, свои отличительные черты имеет порядок при- менения условно-досрочного освобождении от наказания и условного осуждения. Тем не менее уголовным законодательством Российской Федерации предусмотрено и применение специальных видов освобо- ждения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания:

1. Освобождение от уголовной ответственности с применением при- нудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90 УК РФ);


 

2. Освобождение от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 92 УК РФ).

Такими принудительными мерами воспитательного воздействия выступают: предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их замещающих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга с установлением особых требований к поведению несовершен- нолетнего (например, ограничение несовершеннолетнего в посещении каких-либо общественных мест или мероприятий); помещение несо- вершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Компетенция, полномочия и порядок применения данных мер регламентируются Федеральным законом от 24.06.1999

Вам предлагается выполнить практические задания к насто- ящему параграфу в рабочей тетради.
?

№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и пра- вонарушений несовершеннолетних».

 

Дидактические единицы параграфа (ключевые слова) Ответственность, гражданско-правовая ответственность обучающе- гося, административная ответственность обучающегося, уголовная

ответственность обучающегося, дисциплинарная ответственность обучающегося, дисциплинарный проступок, меры дисциплинарных взысканий, меры педагогического воздействия.












Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «ответственность обучающегося».

2. Определите понятие «несовершеннолетний» в вопросах примене- ния ответственности по Федеральному закону «Об образовании в РФ», гражданско-правовой ответственности, административной и уголовной ответственности.

3. Какие основания предусмотрены Федеральным законом «Об обра- зовании в РФ» для привлечения к дисциплинарной ответственности обучающегося?

4. Какие меры дисциплинарного взыскания применяются к обучаю- щемуся?

5. Укажите особенности привлечения обучающегося к гражданско-пра- вовой, административной и уголовной ответственности.

Список рекомендуемой литературы по теме Нормативные источники:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ, (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собра-


 

ние законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301; Собрание законодательства Российской Федерации 1996. № 5. Ст. 410.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правона- рушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Рос- сийской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru от 30.12.2012.

5. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно- летних» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999.

№ 26. Ст. 3177.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федера- ции от 15.03.2013 № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» // Российская газета от 26.06.2013. № 136.

Судебная практика:

1. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодатель- ства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2011. Апрель. № 4.

Литература:

1. Барабанова С.В. Актуальные вопросы ответственности в сфере образования // Ежегодник российского образовательного законо- дательства. 2011. Том 7. – С. 6–19.

2. Беженцев А.А. Административная ответственность несовершен- нолетних: проблемы интерпретации и применения // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. № 1. – С. 23–24.

3. Волкова Н.С., Дмитриев Ю.А. и др. Научно-практический ком- ментарий к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) // Волкова Н.С., Дмитриев Ю.А., Ере- мина О.Ю., Жукова Т.В., Кирилловых А.А., Павлушкин А.В., Пу- ляева Е.В., Путило Н.В. – М.: Деловой двор, 2013. – 440 с.

4. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (поглавный) / Под ред. В.Е. Усанова. – М.: Юркомпани, 2013. – 544 с.

5. Спиридонова Н.Ю. Образовательные отношения как объект граж- данско-правового регулирования // Евразийский юридический журнал. 2013. № 7 (62). – С. 109–110.


 

6. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник для бакалавров /отв. ред. А.И. Рарог. – М.: Проспект, 2013. – 496 с.

Электронные ресурсы в сети Интернет:

1. http://минобрнауки.рф/ – информационный портал Минобрнауки России.

2. http://www.lexed.ru/ – портал ФГБУ Федерального центра образо- вательного законодательства.

3. http://www.edu.ru/ – информационный портал «Российское образо- вание».

4. http://273-фз.рф/ – Информационный портал по внедрению эффектив- ных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций.

5. http://www.resobr.ru/ – информационный портал «Ресурсы образо- вания».


 

 




Глава IV.

Правовое положение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: