Руководящих и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Права и обязанности педагогических работников образовательных организаций, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в РФ», ТК РФ, детализируются с учетом особенностей образователь- ной деятельности в локальных актах образовательных организаций.

Следовательно, на педагогов также в полной мере распространя- ются права и обязанности работников, предусмотренные ст. 21 ТК РФ, а также корреспондирующие им права и обязанности работодателя, предусмотренные ст. 22 ТК РФ. Таким образом, в отношении конкрет- ного, установленного трудовым и образовательным законодательством права работника всегда имеется соответствующая обязанность рабо- тодателя по соблюдению и обеспечению этого права и, наоборот, для конкретной обязанности работника существует право работодателя требовать от работника ее исполнения.

Определение педагогического работника дано в п. 21 ст. 2 Феде- рального закона «Об образовании в РФ». Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Правовой статус педагогического работника распространяется только на лиц, работающих в образовательных организациях в педагогических должностях, т.е. в должностях, для которых согласно квалификаци- онным характеристикам и принимаемым на их основе должностным инструкциям предусмотрено непосредственное выполнение работы по обучению, воспитанию. Дискуссионным остается вопрос, можно ли


 

к педагогическим работникам приравнивать руководящих работников образовательных учреждений. С одной стороны, в круг их должност- ных обязанностей по должности не входит выполнение функций по непосредственному обучению и воспитанию обучающихся, с другой стороны, преподавательская работа может выполняться ими допол- нительно к основной.

Следовательно, статус педагогического работника не распространя- ется на работников иных профессионально-квалификационных групп, например на административно-управленческий персонал. Однако в рамках внутреннего совместительства или совмещения работник, не являющийся по своей основной должности педагогическим работ- ником, может выполнять должностные обязанности педагогического работника. В части этих обязанностей на него будет распространяться статус педагогического работника.

В п. 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Феде- рации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»1 дается разъяснение о том, что за аморальный проступок могут быть уволены только те работники, которые занимаются воспитательной деятельностью, например учителя, воспитатели, преподаватели. Суды при рассмотрении трудовых споров исходят из того, что руководители организаций и их структурных под- разделений, выполняющие административные функции по отношению к подчиненным им работникам, не могут быть уволены за совершение аморального проступка. При рассмотрении конкретного дела суд вы- ясняет вопрос о том, входит ли в обязанности работника выполнение воспитательных функций, исследуя документы, предусматривающие трудовые обязанности данного работника.

Тем самым у руководящих работников образовательных организаций обнаруживается особое правовое положение. В ст. 51 Федерального закона «Об образовании в РФ» закреплен правовой статус руково- дителя образовательной организации. Так, кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.

Запрещается занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической дея- тельности по основаниям, установленным трудовым законодательством.


1 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2007. Март. № 3.


 

Кандидаты на должность руководителя государственной или му- ниципальной образовательной организации и ее руководитель (за ис- ключением руководителей, назначенных Президентом Российской Федерации и ректоров федеральных университетов) проходят обяза- тельную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кан- дидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций. В случаях, уста- новленных законодательством Российской Федерации, кандидаты на должность руководителя федеральной государственной образовательной организации также согласовываются с уполномоченным Президентом Российской Федерации федеральным государственным органом.

Руководитель образовательной организации в соответствии с за- конодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации:

1) избирается общим собранием, конференцией работников (об- щим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации (письмо Минобрнауки России от 11.09.2012 № ИР-758/08 «Об обеспечении перехода на конкурсную систему отбора руководителей общеобразова- тельных учреждений с публичным представлением кандидатами программ развития учреждения»1);

2) назначается учредителем образовательной организации;

3) назначается Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами (Федеральный закон от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном уни- верситете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском го- сударственном университете»2);

4) назначается Правительством Российской Федерации (для рек- торов федеральных университетов).

Особенности избрания, назначения на должность и статуса руково- дителя частной образовательной организации определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством.

Особенности замещения должностей, назначения на должности и статуса руководителя федеральной государственной образовательной

 


1 Вестник образования России. 2013. Март. № 6.

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 46. Ст. 5418.


 

организации, осуществляющей подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, определяются в порядке, установленном федеральными законами.

В ст. 51 Федерального закона «Об образовании в РФ» особо отме- чается, что должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, филиала государ- ственной или муниципальной образовательной организации не могут исполняться по совместительству.

Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.

Руководителям образовательных организаций предоставляются в по- рядке, установленном Правительством Российской Федерации, права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, такие как право на ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при проживании и работе в сельских населенных пунктах, право на предоставление компенса- ции расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.

В образовательной организации высшего образования по решению ученого совета может учреждаться должность президента образова- тельной организации высшего образования. Совмещение должностей ректора и президента образовательной организации высшего образо- вания не допускается. Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия определяются уставом образовательной организации высшего образования. После избрания президента государственной или муниципальной образова- тельной организации высшего образования между ним и учредителем этой образовательной организации заключается трудовой договор на срок до пяти лет. Прекращение трудового договора с президентом государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования осуществляется по основаниям, установленным трудовым законодательством, в том числе по основаниям прекраще- ния трудового договора с руководителем этой образовательной орга- низации.

Действующее в России законодательство устанавливает особенности правового статуса педагогических работников. Возникновение и реа-


 

лизация прав и обязанностей у педагогического работника напрямую зависит от заключения трудового договора.

Статья 46 Федерального закона «Об образовании в РФ» и ст. 331 ТК РФ закрепляют, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, т.е. лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалифика- ционным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

В настоящее время постановлением Правительства Российской Фе- дерации от 08.08.2013 № 678 утверждена «Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образова- тельную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»1.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный приказом Минздравсоцраз- вития России от 26.08.2010 № 761н2, в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» не только предус- матривает наличие у педагогических работников определенного уровня профессионального образования, но и содержит четкие требования к профилю полученной специальности по образованию. Уровень об- разования и квалификация работников образовательных организаций определяются на основании документов о соответствующем уровне образования и (или) квалификации установленного образца, которые перечислены в ст. 60 Федерального закона «Об образовании в РФ».

Несоответствие соискателя этим условиям является основанием для обоснованного отказа в приеме на работу в образовательную ор- ганизацию и в силу ч. 3 ст. 3 ТК РФ не может расцениваться как про- явление дискриминации.

Согласно ст. 331 ТК РФ, к педагогической деятельности не допу- скаются лица:

– лишенные права заниматься такой деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

– имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию за совершение преступлений, перечисленных в абз. 3 ч. 2 ст. 331 ТК РФ. Исключение составляют лица, уго- ловное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям, а также лица, указанные в ч. 3


1 Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru от 12.08.2013.

2 Российская газета от 20.10.2010. № 237.


 

ст. 331 ТК РФ, если имеется решение комиссии по делам не- совершеннолетних и защите их прав о допуске данных лиц к педагогической деятельности;

– имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умыш- ленные тяжкие и особо тяжкие преступления, которые не пере- числены в абз. 3 ч. 2 ст. 331 ТК РФ;

– признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

– имеющие заболевания, включенные гв перечень, утвержденный Министерством здравоохранения Российской Федерации. Педа- гогическая деятельность относится к работам, при выполнении которых предусмотрено проведение предварительных (при посту- плении на работу) и периодических медицинских осмотров, что следует из п. 9 ч. 1 ст. 48 Федерального закона «Об образовании в РФ». Следовательно, допуск к таким работам невозможен при наличии медицинских противопоказаний, указанных в разде- ле IV Порядка проведения обязательных предварительных и пе- риодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (Приложение № 3 к приказу Мин- здравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н1). Медицинские противопоказания к осуществлению педагогической деятельности выявляются в результате медицинских осмотров (предвари- тельных и периодических), которые, согласно ст. 213 ТК РФ, проводятся за счет средств работодателя.

Аналогичные ограничения установлены также для всех иных (не- педагогических) работников «детских» образовательных организаций. В частности, ст. 351.1 ТК РФ установлено, что к трудовой деятельно- сти в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юно- шеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений сред- ней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационар- ных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья


1 Российская газета от 28.10.2011. № 243; Российская газета от 04.04.2012. № 73 (приложение № 1, 2).


 

населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное пре- следование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям. Могут быть допущены к трудовой деятельности лица в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отды- ха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к соответствующему виду деятельности.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», в обществе признается особый статус педагогических работников и создаются условия для осуществления ими профессиональной де- ятельности. Педагогическим работникам предоставляются права и cвободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значи- мости, престижа педагогического труда.

Согласно ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в РФ» правовой статус педагогического работника – это совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и от- ветственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Права педагогических работников можно подразделить на:

– академические права (свободы);

– трудовые права и социальные гарантии;

– права на защиту установленного законодательством статуса педагогического работника.

К академическим правам (свободам), прежде всего, можно отнести право на свободу преподавания, под которым следует понимать возмож- ность педагогического работника самостоятельно, без вмешательства со стороны администрации образовательной организации осуществлять планирование занятий с учетом особенностей обучающихся, уровня их подготовленности и способностей. Педагог самостоятельно выбирает методы и приемы проведения занятий, направленные на достижения результатов обучения и воспитания, и должен иметь право свободно


 

выражать свое мнение по вопросам, относящимся к сфере его профес- сиональной компетенции.

Разумеется, педагог не обладает абсолютной свободой преподавания, в Федеральном законе «Об образовании в РФ» определены границы академических свобод. Так, тематика занятий определяется дисципли- ной (курсом, предметом), образовательной программой и рабочими программами, утвержденными образовательной организацией. Статья 47 Федерального закона «Об образовании в РФ» закрепляет, что академи- ческие права и свободы должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных норма- тивных актах организации, осуществляющей образовательную дея- тельность.

Педагогические работники наделены правом на свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, в том числе и для оценки успехов обучаю- щихся. Педагог обладает правом на творческую инициативу, право на разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).

Обеспечение академических свобод гарантируется предоставлени- ем права педагогическим работникам на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 2531 утвердил федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Таким образом, право педагогического работника на выбор учебников и учебных пособий ограничено: он может выбирать только из списка, утвержденного образовательной организацией. При этом учебные материалы, другие учебные пособия должны отвечать установленным требованиям санитарной, пожарной и технической безопасности.

К академическим правам относится и свобода педагога от вмеша- тельства в профессиональную деятельность. В целях обеспечения этой свободы в образовательных организациях посторонним лицам запрещается присутствие на занятиях педагога без разрешения адми- нистрации образовательной организации, также нельзя входить в класс (группу) во время проведения занятий.


1 Вестник образования России. 2014. Май. № 10.


 

Как отмечалось выше, ограничения в отношении академических прав (свобод) связаны с реализуемой образовательной программой, исходя из данного положения педагогическим работникам предоставляются права на разработку рабочих программ предметов, дисциплин, модулей, методических материалов, на участие в разработке образовательных программ организации, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков и иных компонентов образовательных программ. Перечисленные права реализуются путем участия в работе коллегиаль- ных органов управления (например, в работе педагогического совета), в круг полномочий которых входит обсуждение, выработка рекомен- даций по любым составляющим частям образовательной программы, а в случаях, предусмотренных уставом образовательной организации, и утверждение соответствующих документов.

Педагогическим работникам предоставляются права на осущест- вление и (или) участие в научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, экспериментальной и международ- ной деятельности, на внедрение и использование результатов такой деятельности в учебном и воспитательном процессе.

Федеральным законом «Об образовании в РФ» предусмотрено право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресур- сами, а также право на доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления их педагогической, научной или исследовательской деятельности. Уста- новлено право педагогов на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законода- тельством Российской Федерации или локальными нормативными актами организации.

Согласно Рекомендации ЮНЕСКО от 05.10.1966 «О положении учителей»1, администрация образовательной организации должна контролировать работу педагогических работников, однако это сле- дует делать таким образом, чтобы при осуществлении контроля не ограничивались права, академические свободы и инициатива педагога. В целях защиты правового статуса педагогических работников Федеральный закон «Об образовании в РФ» предусматривает ряд прав,


1 Международные нормативные акты ЮНЕСКО. – М.: Логос, 1993. – С. 120–138.


 

прямо не связанных с осуществлением образовательного процесса, таких как:

– право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации (например, участие в работе Совета школы, Управляющем совете, Попечительском совете или Педагогическом совете);

– право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятель- ности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

– право на объединение в общественные профессиональные ор- ганизации в формах и в порядке, которые установлены законо- дательством Российской Федерации;

– право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

Предусмотрена новая форма защиты прав педагогических работ- ников, реализуемая путем предоставления им права на обращение в специально создаваемый в образовательной организации орган – комиссию по урегулированию споров между участниками образо- вательных отношений, порядок деятельности которой рассмотрен ранее в § 8 главы I «Защита прав и законных интересов участников образовательного процесса».

К трудовым правам и социальным гарантиям, призванным обе- спечивать признаваемый государством особый статус педагогических работников, относятся:

1. Право на сокращенную продолжительность рабочего времени (не более 36 часов работы в неделю). В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается рабочее время согласно приказу Минобрнауки России от 22.12.2014

№ 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов пе- дагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»1.

В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая пе-


1 Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru от 27.02.2015.


 

дагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, а также методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по веде- нию мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями. Соотношение учебной и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учеб- ного года определяется соответствующим локальным нормативным актом образовательной организации, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

2. Право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Разъяснения по реализации данного права даны в письме Минобрнауки России № 08-415 и Профсоюза работников народного образования и науки № 124 от 23.03.2015 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование»1.

3. Право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый от- пуск. Продолжительность отпуска определяется постановлением Правительством Российской Федерации от 14.05.2015 № 466 «О еже- годных основных удлиненных оплачиваемых отпусках»2 и зависит от занимаемой должности и места работы.

4. Право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в поряд- ке, установленном приказом Министерства образования Российской Федерации от 07.12.2000 № 3570 «Об утверждении положения о по- рядке и условиях предоставления педагогическим работникам образо- вательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года»3.

5. Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости при наличии 25-летнего стажа педагогической работы в порядке, установ- ленном Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»4.

6. Право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди


1 Официальные документы в образовании. 2015. Май. № 14.

2 Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru от 18.05.2015.

3 Российская газета от 13.03.2001. № 50–51.

4 Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru от 30.12.2013.


 

жилых помещений по договорам социального найма, право на предо- ставление жилых помещений специализированного жилищного фонда. ТК РФ в ст. 21 предусматривает «общие» трудовые права педагогов на:

– заключение, изменение и расторжение трудового договора в по- рядке и на условиях, предусмотренных трудовым законодатель- ством;

– предоставление работы, обусловленной трудовым договором;

– рабочее место, соответствующее государственным норматив- ным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;

– своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии с квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

– отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжи- тельности рабочего времени, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;

– полную достоверную информацию об условиях труда и требо- ваниях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда;

– ведение коллективных переговоров и заключение коллектив- ных договоров и соглашений через представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, согла- шений;

– защиту трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;

– разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном трудовым законодательством;

– возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением тру- довых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами;

– обязательное социальное страхование в случаях, предусмотрен- ных федеральными законами.

Федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться дополнительные социальные гарантии педагогических работников. Например, педагоги- ческие работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на


 

предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. При этом размер, условия и порядок возмеще- ния расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Рос- сийской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образователь- ных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Права педагогических работников всегда соотносятся с установ- ленными для них профессиональными обязанностями. Обязанности педагогических работников установлены ст. 48 Федерального закона

«Об образовании в РФ». Согласно данной норме педагогические ра- ботники обязаны:

– осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподавае- мых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соот- ветствии с утвержденной рабочей программой;

– соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики (письмо Минобрнауки Рос- сии от 06.02.2014 № 09-148 «О направлении материалов» (вместе с «Рекомендациями по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогического сообщества»)1);

– уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

– развивать у обучающихся познавательную активность, самосто- ятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здо- рового и безопасного образа жизни;

– применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высо- кое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

– учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необ- ходимые для получения образования лицами с ограниченными


1 Вестник образования России. 2014. Ноябрь. № 21.


 

возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

– систематически повышать свой профессиональный уровень;

– проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании. Аттестация педагогических работников проводится в целях под- тверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятель- ности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподава- тельского состава) в целях установления квалификационной категории. Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности атте- стационными комиссиями, самостоятельно формируемыми ор- ганизациями, осуществляющими образовательную деятельность. Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществля- ющих образовательную деятельность и находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти орга- низации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педа- гогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федераль- ным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с феде- ральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и норматив- но-правовому регулированию в сфере труда (письмо Минобрнауки России № 08-1933, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 505 от 03.12.2014 «О направлении Разъяснений по применению Порядка проведения аттестации педагогических


 

работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276»1);

– проходить в соответствии с трудовым законодательством пред- варительные при поступлении на работу и периодические меди- цинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

– проходить в установленном законодательством Российской Феде- рации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда (постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний охраны труда работников ор- ганизаций»2);

– соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразде- лении организации, осуществляющей обучение, правила вну- треннего трудового распорядка.

На педагогов распространяются также «общие» обязанности, пред- усмотренные нормами ст. 21 ТК РФ:

– добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложен- ные на него трудовым договором;

– соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

– соблюдать трудовую дисциплину;

– выполнять установленные нормы труда;

– соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопас- ности труда;

– бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого иму- щества) и других работников;

– незамедлительно сообщить работодателю либо непосредствен- ному руководителю о возникновении ситуации, представляю- щей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).


1 Вестник образования России. 2015. Январь. № 2 (начало); Вестник образования России. 2015. Февраль. № 3 (продолжение).

2 Российская газета от 22.02.2003. № 35.


 

Трудовые обязанности работника можно разделить на две группы:

– обязанности, закрепленные в законодательстве об образовании и трудовом законодательстве;

– должностные обязанности, предусматриваемые для работника в трудовом договоре, должностной инструкции и локальных нор- мативных актах образовательной организации, а также в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным постановлением Мин- труда России от 21.08.1998 № 371. В настоящее время проводится разработка и принятие Профессиональных стандартов по ви- дам деятельности, которые постепенно, по мере их разработки и утверждения, должны заменить Единый квалификационный справочник.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» содержит ряд запретов для педагогических работников, а также порядок выполнения ими своих должностных обязанностей. Педагогический работник органи- зации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой педагогический работник умышленно не выполняет трудовые обя- занности в полном объеме (например, занижает оценки ученикам, не соблюдает в полном объеме тематику проводимых занятий), тем самым вынуждая учеников обращаться за дополнительными платными

образовательными услугами.

Педагогическим работникам запрещается использовать образова- тельную деятельность для политической агитации, принуждения обу- чающихся к принятию политических, религиозных или иных убежде- ний либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, наци- ональной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе по- средством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исто- рических, национальных, религиозных и культурных традициях наро- дов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоре- чащим Конституции Российской Федерации.


1 Библиотека и закон. 2007. Выпуск 23 (2) (начало); Библиотека и закон. 2008. Выпуск 25 (2) (окончание).


 

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и до- полнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, кото- рые относятся к научно-педагогическим работникам. Педагогические работники относятся к профессорско-преподавательскому составу указанных организаций.

Статья 50 Федерального закона «Об образовании в РФ» закрепляет положения о том, что научные работники образовательных организа- ций наряду с правами, предусмотренными законодательством о науке и государственной научно-технической политике, имеют право:

– входить в состав коллегиальных органов управления образова- тельной организацией в соответствии с порядком, установленным уставом образовательной организации;

– участвовать в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации;

– выбирать методы и средства проведения научных исследований, отвечающие мерам безопасности, наиболее полно соответству- ющие особенностям научных исследований и обеспечивающие их высокое качество;

– бесплатно пользоваться образовательными, методическими и научными услугами образовательной организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами образовательной органи- зации.

Научные работники образовательной организации наряду с обя- занностями, предусмотренными законодательством о науке и государ- ственной научно-технической политике, обязаны:

– формировать у обучающихся профессиональные качества по из- бранной профессии, специальности или направлению подготовки;

– развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, твор- ческие способности.

В образовательных организациях наряду с должностями педаго- гических работников, научных работников существуют и должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производ- ственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.

Право на занятие вышеперечисленных должностей имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квали- фикационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.


 

Статья 52 Федерального закона «Об образовании в РФ» закрепля- ет, что права, обязанности и ответственность указанных работников образовательных организаций устанавливаются законодательством Российской Федерации, уставом, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами образователь- ных организаций, должностными инструкциями и трудовыми дого- ворами.

Заместителям руководителей образовательных организаций, руко- водителям структурных подразделений и их заместителям предостав- ляются права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, такие как:

– право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый от- пуск, продолжительность которого определяется постановле- нием Правительства Российской Федерации от 14.05.2015 № 466

«О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках»;

– право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном Федеральным законом от 28.12.2012

№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;

– право на предоставление компенсации расходов на оплату жи- лых помещений, отопления и освещения в случае проживания и работы в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

Вам предлагается выполнить практические задания к насто- ящему параграфу в рабочей тетради.
?

 































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: