Постмодернизм в философии и массовой культуре

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Корочанский сельскохозяйственный техникум»

Технологическая карта занятия № 24

 

Дата Учебная дисциплина Группа, специальность
    ОГСЭ.02  

Тема занятия: Кризис традиционных и национальных культур и жанров.

Вид занятия: Лекция

Тип занятия: Комбинированное занятие

Цели:

Образовательная: ознакомить с основными терминами и понятиями темы;

Развивающая: показать направления культуры в современном мире.

Воспитательная: формировать представление о изменении культуры и её роли в современном обществе;

Методическая цель (для открытого урока): ______________________________

___________________________________________________________________

Междисциплинарные связи: Культура, виды современных культур.

Осваиваемые компетенции:

ОК: ________________________________________________________________

ПК: ________________________________________________________________

Материально – техническое обеспечение: ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ мультимедийный проектор, компьютер.

Информационное обеспечение:

Основная литература:

1. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. Новейшая история Отечества XX в. В 2т. 2-е изд., доп.- М.,2015.

Дополнительная литература:

1. http://www. student.ru

 

Этап занятия Содержание Методы и приемы обучения Методы контроля Время (мин.)
I. Начало занятия 1.Организационный момент. Объявление темы и типа урока. Проверка присутствующих. Объявление цели и задач урока.     5 мин. 2 мин. 1 мин. 2 мин.
II. Основная часть занятия 1.Опрос обучающихся по теме прошлого занятия.   2.Актуализация опорных знаний.   3.Формирование новых знаний.   1. Выпишите термин: научно-техническая революция, глобализация. Используя интернет ресурсы покажите, какие важные открытия и изменения произошли в науке после Второй мировой войны. 2. Выпишите основные социально-экономические проблемы современного общества.   Под воздействием НТР происходили существенные изменения в социальной структуре западного общества. Наряду с ускорением роста городского населения огромными темпами увеличивалась доля занятых в сфере обслуживания и торговли. Если число занятых в этой сфере в 1950 г. составляло 33% от всего самодеятельного населения в странах капитала, то в 1970 г. – уже 44%, превысив долю занятых в промышленности и на транспорте. Менялся облик рабочего, росли его квалификация, уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки; уровень оплаты, а вместе с этим уровень и стиль жизни.   Постмодернизм в философии и массовой культуре; Нравственные и духовные проблемы в странах Запада и России. Культура молодежного бунта;   беседа   изложение     лекция       фронтальный     устный контроль   индивидуальный 65 мин.   10 мин.     5 мин.     50 мин.    
III. Заключительная часть 1. Закрепление нового материала.    2. Задание на дом.   3.Обобщение результатов работы обучающихся.   Назовите какие молодежные культуры вы знаете? Какова роль современной культуры в развитии общества     Сообщение по теме   Выставление оценок с комментариями, при необходимости проверка конспектов, выводы по занятию   беседа   фронтальный 20 мин.   10 мин.     5 мин.   5 мин.

 

Преподаватель: _______________ /_______________________ /


Лекционный материал:

Объективный процесс радикального коренного изменения бытия чело­века в мире обусловлен глубинными сдвигами в способах и типах деятель­ного и межличностного общения в общепланетарном масштабе.

Глобализация, сущностной основой, которой является информационная револю­ция, оказывает решающее влияние на все сферы человеческой жизни – экономику, поли­тику, культуру, язык, образование, духовно-нравственное развитие, межэтнические и меж­конфессиональные отношения. Все эти сфе­ры, вовлекаясь в убыстряющийся темп освое­ния и обмена информацией, приобретают качественно новые черты.

При условиях глобализации способность к самосохранению специфических культур возможна, но реализуется эта возможность только при определенных условиях. Первейшим из них является безусловная значимость национальной культуры для мирового сообщества; для этого данная культура должна быть не только внутренне богатой, но и воспринимаемой миром, нужной миру – тогда мировое сообщество нерефлекторно заинтересовано в ее сохранении, как общем достоянии. В этом последнем тезисе очень много дополнительных требований, при соблюдении которых только и может сохраниться данная культура. Это, например, способность народов к восприятию иной национальной культуры. Такая способность предполагает, в свою очередь, наличие в воспринимаемой культуре общечеловеческого содержания, причем настолько большое его содержание, чтобы стала реальной возможность усмотреть (тем или иным народом) это общечеловеческое содержание сквозь призму своего нацио­нально-культурного восприятия. Иными словами, концентрация общечело­веческого в той или иной культуре должна быть настолько значительной, чтобы она обеспечила возможность преодоления специфически националь­ных форм выражения общечеловеческого.

Таких культур немного. Но и выполнение данного условия еще не гарантирует сохранения куль­туры – это только возможность. В инокультурных странах должно быть довольно много людей, способных к восприятию “чужой” культуры. Но и на этом пути глубокую, общечеловеческую культуру ожидают опасности: не умея снизить общечеловеческое значение, инициаторы унификации воз­действуют именно на воспри­нимающего ее человека, делая его неспособным к такому восприятию. Здесь имеется большой выбор подобных средств: от внушения идей превосходства собственной культуры (с параллельным разрушением и ее до обезличивания каждого человека путем подмены личностного смысла жизни на унифицированные условные жизненные цен­ности, к усвоению которых человека подталкивает конкурентная борьба за их обладание.


Постмодернизм в философии и массовой культуре.

Под постмодернизмом следует понимать совокупное обозначение наметившихся в последние три десятилетия тенденции в культурном самосознании стран Запада. Понятие «постмодернизма», как основной проблемы современности, характеризующейся противоборством разнородных способов мышления и жизненных форм, впервые ввел в конце семидесятых годов французский философ Жан-Франсуа Лиотар («La condition postmodern», 1979). Философии постмодернизма как таковой не существует, не только по причине отсутствия единства взглядов между относимыми к постмодернизму мыслителями, но и по той причине, постмодернизм в философии возник из радикального сомнения в возможности самой философии как некого мировоззренческо-теоретического и жанрового единства. Поэтому уместно говорить не о «философии постмодерна», а о «ситуации постмодерна» в философии и культуре вообще. «Ситуация постмодерна» в философии и культуре совпадает с началом перехода ряда западных стран к постиндустриальному (информационному) обществу принципиально новой стадии общественного развития, следующей за индустриальным обществом. Постмодернистская ситуация в культуре сложилась к концу шестидесятых годов и является логическим финалом кризиса гуманистических традиций в философии Нового времени. Постмодернизм окончательно закрепляет переход от произведения к конструкции, от искусства, как «деятельности по созданию произведений», к «деятельности по поводу этой деятельности». Творческий процесс становится самоцелью искусства, объект – его произведением. Постмодернизм в культуре по сути дела является реакцией на коренное изменение взглядов на место культуры в жизни современного общества. Постмодернистская установка по отношению к культуре возникает как результат нарушения чистоты такого феномена как искусство. В основе искусства лежит некое созидающее начало, оригинальное творческое деяние. В современном постиндустриальном (или информационном) обществе с его бесконечными возможностями технического воспроизведения, тиражирования любых произведений искусства невольно встает вопрос о существовании искусства, как уникального, неповторимого творения человеческого гения. ценности и идеалы шестидесятых не исчезли, не растворились в общественном сознании последующих поколений, а органично вплелись в контекст современной западной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: