Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Корочанский сельскохозяйственный техникум»
Технологическая карта занятия № 24
Дата | Учебная дисциплина | Группа, специальность |
ОГСЭ.02 |
Тема занятия: Кризис традиционных и национальных культур и жанров.
Вид занятия: Лекция
Тип занятия: Комбинированное занятие
Цели:
Образовательная: ознакомить с основными терминами и понятиями темы;
Развивающая: показать направления культуры в современном мире.
Воспитательная: формировать представление о изменении культуры и её роли в современном обществе;
Методическая цель (для открытого урока): ______________________________
___________________________________________________________________
Междисциплинарные связи: Культура, виды современных культур.
Осваиваемые компетенции:
ОК: ________________________________________________________________
ПК: ________________________________________________________________
Материально – техническое обеспечение: мультимедийный проектор, компьютер.
|
|
Информационное обеспечение:
Основная литература:
1. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. Новейшая история Отечества XX в. В 2т. 2-е изд., доп.- М.,2015.
Дополнительная литература:
1. http://www. student.ru
Этап занятия | Содержание | Методы и приемы обучения | Методы контроля | Время (мин.) |
I. Начало занятия 1.Организационный момент. | Объявление темы и типа урока. Проверка присутствующих. Объявление цели и задач урока. | 5 мин. 2 мин. 1 мин. 2 мин. | ||
II. Основная часть занятия 1.Опрос обучающихся по теме прошлого занятия. 2.Актуализация опорных знаний. 3.Формирование новых знаний. | 1. Выпишите термин: научно-техническая революция, глобализация. Используя интернет ресурсы покажите, какие важные открытия и изменения произошли в науке после Второй мировой войны. 2. Выпишите основные социально-экономические проблемы современного общества. Под воздействием НТР происходили существенные изменения в социальной структуре западного общества. Наряду с ускорением роста городского населения огромными темпами увеличивалась доля занятых в сфере обслуживания и торговли. Если число занятых в этой сфере в 1950 г. составляло 33% от всего самодеятельного населения в странах капитала, то в 1970 г. – уже 44%, превысив долю занятых в промышленности и на транспорте. Менялся облик рабочего, росли его квалификация, уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки; уровень оплаты, а вместе с этим уровень и стиль жизни. Постмодернизм в философии и массовой культуре; Нравственные и духовные проблемы в странах Запада и России. Культура молодежного бунта; | беседа изложение лекция | фронтальный устный контроль индивидуальный | 65 мин. 10 мин. 5 мин. 50 мин. |
III. Заключительная часть 1. Закрепление нового материала. 2. Задание на дом. 3.Обобщение результатов работы обучающихся. | Назовите какие молодежные культуры вы знаете? Какова роль современной культуры в развитии общества Сообщение по теме Выставление оценок с комментариями, при необходимости проверка конспектов, выводы по занятию | беседа | фронтальный | 20 мин. 10 мин. 5 мин. 5 мин. |
|
|
Преподаватель: _______________ /_______________________ /
Лекционный материал:
Объективный процесс радикального коренного изменения бытия человека в мире обусловлен глубинными сдвигами в способах и типах деятельного и межличностного общения в общепланетарном масштабе.
Глобализация, сущностной основой, которой является информационная революция, оказывает решающее влияние на все сферы человеческой жизни – экономику, политику, культуру, язык, образование, духовно-нравственное развитие, межэтнические и межконфессиональные отношения. Все эти сферы, вовлекаясь в убыстряющийся темп освоения и обмена информацией, приобретают качественно новые черты.
При условиях глобализации способность к самосохранению специфических культур возможна, но реализуется эта возможность только при определенных условиях. Первейшим из них является безусловная значимость национальной культуры для мирового сообщества; для этого данная культура должна быть не только внутренне богатой, но и воспринимаемой миром, нужной миру – тогда мировое сообщество нерефлекторно заинтересовано в ее сохранении, как общем достоянии. В этом последнем тезисе очень много дополнительных требований, при соблюдении которых только и может сохраниться данная культура. Это, например, способность народов к восприятию иной национальной культуры. Такая способность предполагает, в свою очередь, наличие в воспринимаемой культуре общечеловеческого содержания, причем настолько большое его содержание, чтобы стала реальной возможность усмотреть (тем или иным народом) это общечеловеческое содержание сквозь призму своего национально-культурного восприятия. Иными словами, концентрация общечеловеческого в той или иной культуре должна быть настолько значительной, чтобы она обеспечила возможность преодоления специфически национальных форм выражения общечеловеческого.
Таких культур немного. Но и выполнение данного условия еще не гарантирует сохранения культуры – это только возможность. В инокультурных странах должно быть довольно много людей, способных к восприятию “чужой” культуры. Но и на этом пути глубокую, общечеловеческую культуру ожидают опасности: не умея снизить общечеловеческое значение, инициаторы унификации воздействуют именно на воспринимающего ее человека, делая его неспособным к такому восприятию. Здесь имеется большой выбор подобных средств: от внушения идей превосходства собственной культуры (с параллельным разрушением и ее до обезличивания каждого человека путем подмены личностного смысла жизни на унифицированные условные жизненные ценности, к усвоению которых человека подталкивает конкурентная борьба за их обладание.
Постмодернизм в философии и массовой культуре.
Под постмодернизмом следует понимать совокупное обозначение наметившихся в последние три десятилетия тенденции в культурном самосознании стран Запада. Понятие «постмодернизма», как основной проблемы современности, характеризующейся противоборством разнородных способов мышления и жизненных форм, впервые ввел в конце семидесятых годов французский философ Жан-Франсуа Лиотар («La condition postmodern», 1979). Философии постмодернизма как таковой не существует, не только по причине отсутствия единства взглядов между относимыми к постмодернизму мыслителями, но и по той причине, постмодернизм в философии возник из радикального сомнения в возможности самой философии как некого мировоззренческо-теоретического и жанрового единства. Поэтому уместно говорить не о «философии постмодерна», а о «ситуации постмодерна» в философии и культуре вообще. «Ситуация постмодерна» в философии и культуре совпадает с началом перехода ряда западных стран к постиндустриальному (информационному) обществу принципиально новой стадии общественного развития, следующей за индустриальным обществом. Постмодернистская ситуация в культуре сложилась к концу шестидесятых годов и является логическим финалом кризиса гуманистических традиций в философии Нового времени. Постмодернизм окончательно закрепляет переход от произведения к конструкции, от искусства, как «деятельности по созданию произведений», к «деятельности по поводу этой деятельности». Творческий процесс становится самоцелью искусства, объект – его произведением. Постмодернизм в культуре по сути дела является реакцией на коренное изменение взглядов на место культуры в жизни современного общества. Постмодернистская установка по отношению к культуре возникает как результат нарушения чистоты такого феномена как искусство. В основе искусства лежит некое созидающее начало, оригинальное творческое деяние. В современном постиндустриальном (или информационном) обществе с его бесконечными возможностями технического воспроизведения, тиражирования любых произведений искусства невольно встает вопрос о существовании искусства, как уникального, неповторимого творения человеческого гения. ценности и идеалы шестидесятых не исчезли, не растворились в общественном сознании последующих поколений, а органично вплелись в контекст современной западной культуры.
|
|
|
|