III городская олимпиада «мировая экономика и международные экономические отношения»

 

Группа А - студенты экономических специальностей/направлений подготовки Вузов Нижнего Новгорода.

Раздел I. Тест. Выберите правильный ответ из предлагаемых (2 балла за правильный ответ) – 30 вопросов - общее количество баллов за данное задание - 60 баллов.

1. Мировая экономика – это:

а) сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанная на международном разделении труда;

б) система кредитных отношений между странами;

в) совокупность национальных экономик стран мира, связанных между собой обменом товаров, услуг и движением факторов производства;

г) объединение стран в международные экономические организации.

2. Для этапа развития мировой экономики, который начался в 70-е гг. ХХ в., характерны:

а) кризисные явления, которые усилили тенденции к автаркии;

б) начало перехода промышленно развитых стран к интенсивному типу экономического роста на основе современных наукоемких и ресурсосберегающих производств;

в) распад колониальной системы и возникновение крупнейших транснациональных корпораций, которые стали важным элементом мировой экономики;

г) захват крупнейшими компаниями основных мировых источников сырья и рынков сбыта.

3. Политика автаркии заключается:

а) в усилении ориентации национальной экономики;

б) в установлении экономических санкций в отношении страны со стороны других стран;

в) в добровольной самоизоляции экономики страны от мировой экономики.

4. Уровень экономического развития страны характеризует показатель:

а) ВВП на душу населения в год;

б) доля обрабатывающей промышленности в объеме промышленной продукции;

в) общий объем ВВП, произведенный за год;

г) торговый баланс страны.

5. В мировой экономике промышленно развитые страны и страны переходной экономики можно выделить на основе критериев:

а) ежегодные темпы инфляции, уровень безработицы;

б) экономический потенциал страны;

в) ВВП на душу населения, отраслевая и институциональная структура экономики, социальная структура общества;

г) годовые темпы роста ВВП.

6. Некоторые богатые страны не являются промышленно развитыми, а относятся к развивающимся странам в связи с:

а) аграрной структурой экономики;

б) уровнем национального дохода на душу населения;

в) монокультурным характером экономики;

г) особенностями институциональной структуры экономики.

7. Сегодня более 70% мирового экспорта обеспечивают страны:

а) промышленно развитые;

б) развивающиеся;

в) страны переходной экономики;

г) развивающиеся страны и страны переходной экономики в совокупности.

8. Признаки открытой экономики:

а) экспорт превышает импорт;

б) внешнеторговый оборот достигает 25% от ВВП;

в) импорт превышает экспорт;

г) внешнеторговый оборот достигает 10% от ВВП.

9. Коэффициент эластичности внешнеторгового оборота по отношению к ВВП показывает:

а) степень открытости национальной экономики;

б) структуру ВВП;

в) изменение структуры внешнеторгового оборота.

10. Коэффициент эластичности спроса по доходам показывает:

а) долю импорта во внешнеторговом обороте страны;

б) опережение темпов роста импорта, по сравнению с темпами роста экспорта;

в) на сколько процентов изменяется импорт, если доходы в стране меняются на 1%.

11. Сравнение объемов ВВП, подсчитанных по официальным валютным курсам национальных валют к доллару США, ведет к:

а) занижению реальных объемов ВВП развитых стран, по сравнению с развивающимися странами;

б) завышению реальных объемов ВВП развитых стран, по сравнению с развивающимися;

в) не искажает реальные объемы ВВП.

12. В развивающихся странах в производстве ВВП доля неформального сектора, бартерных сделок, производства домашних хозяйств, по сравнению с развитыми странами:

а) больше;

б) меньше.

13. Для слаборазвитых стран более актуальными, чем для стран переходной экономики, являются проблемы:

а) дефицита капитала, низкой квалификации рабочей силы;

б) продовольственная;

в) приватизации промышленности;

г) «бегства» капиталов за границу.

14. Взаимозависимость национальных экономик означает, что:

а) рост дохода в одной стране стимулирует рост дохода в других станах;

б) обязательна координация макроэкономической политики;

в) страны обязательно участвуют в таможенных союзах;

г) страны обязаны согласовывать параметры государственного бюджета.

15. Бреттон-Вудская валютная система характеризовалась:

а) фиксированными валютными курсами;

б) свободно плавающими валютными курсами;

в) «управляемым плаванием» валютных курсов;

г) золотым стандартом.

16. Согласно VIII статье Устава МВФ, валюта страны признается частично конвертируемой, если страна не устанавливает ограничения на платежи и переводы:

а) по текущим международным сделкам;

б) не имеющие целью перевод капиталов;

в) по сделкам, целью которых являются международное движение капиталов;

г) по внешнеторговым сделкам.

17. Валюта страны имеет внутреннюю конвертируемость, если:

а) установлены ограничения на валютные операции нерезидентов, а операции резидентов ограничений не имеют;

б) установлены ограничения на валютные операции резидентов, а операции нерезидентов ограничений не имеют;

в) ограничены платежи и переводы по текущим международным сделкам;

г) не ограничены частные денежные переводы нерезидентов.

18. Основные правила золотого стандарта в валютных отношениях предполагают, что:

а) государство фиксирует цену золота;

б) государство поддерживает конвертируемость национальной валюты в золото;

в) государство на 100% обеспечивает покрытие бумажных денег золотым запасом;

г) все предыдущие ответы верны.

19. Для поддержания фиксированного валютного курса государство:

а) использует валютные резервы;

б) вводит ограничения внешней торговли;

в) вводит валютный контроль;

г) повышает налоги.

20. Девальвация валюты означает:

а) официальное повышение курса национальной валюты по отношению к иностранной при фиксированных валютных курсах;

б) официальное понижение курса национальной валюты по отношению к иностранной при фиксированных валютных курсах;

в) переход к частичной конвертируемости национальной валюты;

г) обмен старых банкнот на новые.

21. Реальный валютный курс – это:

а) курс, по которому обменивают валюту участники внешней торговли;

б) прогнозируемый валютный курс;

в) номинальный валютный курс, пересчитанный с учетом динамики цен в своей стране и в стране иностранной валюты;

г) курс обмена валюты для физических лиц.

22. Если единицы национальной валюты выражаются в иностранной валюте, то это:

а) прямая котировка;

б) косвенная котировка;

в) кросс-курс;

г) форвард-курс.

23. Долгосрочными факторами, влияющими на валютный курс, являются:

а) паритет покупательной способности валют;

б) состояние торгового и платежного баланса;

в) уровнем процентных ставок;

г) ожидания участников валютного рынка.

24. Если уровень процентных ставок в стране растет, а в стране иностранной валюты НЕ меняется, то при прочих равных условиях курс национальной валюты:

а) снижается;

б) растет;

в) не меняется;

г) прогнозировать невозможно.

25. Если в стране растет пассив торгового баланса, то при прочих равных условиях курс национальной валюты имеет тенденцию:

а) снижаться;

б) расти;

в) волнообразно изменяться;

г) стабилизироваться на одном уровне.

26. Если в стране темпы инфляции за три месяца составили 26%, а в стране иностранной валюты 4%, то при прочих равных условиях национальная валюта по отношению к данной иностранной валюте имеет тенденцию:

а) дорожать;

б) дешеветь;

в) не изменять курс.

27. Удорожание национальной валюты, по сравнению с валютами стран – главных торговых партнеров, делает более выгодным:

а) экспорт товаров;

б) импорт товаров;

в) экспорт квалифицированной рабочей силы;

г) импорт неквалифицированной рабочей силы.

28. Плавающие валютные курсы были узаконены:

а) Системой золотого стандарта;

б) Бреттон-Вудской валютной системой;

в) Ямайскими соглашениями;

г) на Генуэзской конференции.

29. Международный валютный фонд был создан решением:

а) Бреттон-Вудской валютной конференции;

б) Ямайской конференции;

в) Совета Безопасности ООН;

г) Конференции ГАТТ.

30. Евровалюта – это:

а) валюта стран Европейского Союза, размещенная в кредитных учреждениях в пределах страны происхождения валюты;

б) любая денежная единица, которая вложена в кредитные учреждения за пределами страны происхождения валюты;

в) европейская условная расчетная единица;

г) евро.

Раздел II. Решите задачи: (20 баллов за каждую правильно решённую задачу) – 2 задачи -общее количество баллов за данное задание – 40 баллов.

Задача 1. Коэффициенты единичных затрат на производство стали и пшеницы в Японии и США, а также общее количество трудовых ресурсов в каждой из стран приведены в таблице:

Показатели/Страна Япония США
Единиц труда на тонну стали 5 10
Единиц труда на тонну пшеницы 15 5
Трудовые ресурсы (единиц труда) 500 600

Определите:

1) объемы выпуска в результате установления торговых отношений;

2) объемы выпуска, если страны решат использовать 20% их трудовых ресурсов в отраслях, по которым они не обладают сравнительными преимуществами;

3) цену политики для второго случая. Поясните.

Решение.

1) Производственные возможности:

Япония: =100 т. (сталь) или =33 т. (пшеница)

США: =60 т. (сталь) или = 120 т. (пшеница)

Япония имеет преимущество по выпуску стали, т.е. при торговле она переходит на полную специализацию и теперь выпускает 100 т. стали. США выпускает теперь только 120 т. пшеницы.

2) Япония использует 20 % трудовых ресурсов на производство пшеницы, тогда:= 6 т. пшеницы, и =80 т. стали.

США использует 20 % трудовых ресурсов на производство стали, тогда:

=12 т. стали, и =96 т. пшеницы.

3) Цена политика будет состоять в том, сколько объемов продукции будет недовыпущено в результате перехода 20 % трудовых ресурсов в отрасли, по которым страны не обладают сравнительным преимуществом.

Тогда недовыпуск стали составит 100-(80+12)=8 т.

Недовыпуск пшеницы: 120-(96+6) = 17 т.

В результате той политики в Японии и США будет недовыпуск 8 тонн стали и 17 т. пшеницы. Это произошло, потому что страны начали использовать ресурсы там, где в производстве они отстают от страны-партнера. Общий выпуск уменьшается.

Задача 2. Исходные данные для задачи приведены в таблице:

Показатели/Страна Страна А Страна Б
Удельные затраты труда на производство товара Х 2 у.е 8 у.е
Удельные затраты труда на производство товара Y 5 у.е 10 у.е

Продемонстрируйте выигрыш от установления торговых отношений между странами. Сформулируйте необходимые предпосылки для анализа.

Решение. Необходимые предпосылки для анализа.

Неравномерность распределения природных ресурсов в связи с географическим положением страны, численность населения, различия в степени и уровне научно-технического потенциала, образования граждан (соответственно рабочей силы), специализация производства в различных странах.

Выигрыш от установления торговых отношений между странами.

От установления торговых отношений между странами в выигрыше будут обе страны. Рассмотрим отдельно товары Х и У.

Товар Х. Если страна А будет экспортировать в страну Б свой товар, варьируя цены от 3у.е до 7 у.е (с учётом транспортировки), то обе страны будут в выигрыше (страна А будет получать прибыль, а страна Б экономить).

Товар У. О товаре У можно сказать то же самое, что и о товаре Х. Только цена будет варьироваться от 6 у.е до 9 у.е.

Вывод: учитывая данные нашей задачи, можно сделать вывод о том, что стране Б вообще не выгодно производить отечественный товар, импортируемый товар будет обходиться им дешевле, а соответственно экономика страны будет эффективнее.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: