Группа А - студенты экономических специальностей/направлений подготовки Вузов Нижнего Новгорода.
Раздел I. Тест. Выберите правильный ответ из предлагаемых (2 балла за правильный ответ) – 30 вопросов - общее количество баллов за данное задание - 60 баллов.
1. Мировая экономика – это:
а) сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанная на международном разделении труда;
б) система кредитных отношений между странами;
в) совокупность национальных экономик стран мира, связанных между собой обменом товаров, услуг и движением факторов производства;
г) объединение стран в международные экономические организации.
2. Для этапа развития мировой экономики, который начался в 70-е гг. ХХ в., характерны:
а) кризисные явления, которые усилили тенденции к автаркии;
б) начало перехода промышленно развитых стран к интенсивному типу экономического роста на основе современных наукоемких и ресурсосберегающих производств;
в) распад колониальной системы и возникновение крупнейших транснациональных корпораций, которые стали важным элементом мировой экономики;
г) захват крупнейшими компаниями основных мировых источников сырья и рынков сбыта.
3. Политика автаркии заключается:
а) в усилении ориентации национальной экономики;
б) в установлении экономических санкций в отношении страны со стороны других стран;
в) в добровольной самоизоляции экономики страны от мировой экономики.
4. Уровень экономического развития страны характеризует показатель:
а) ВВП на душу населения в год;
б) доля обрабатывающей промышленности в объеме промышленной продукции;
в) общий объем ВВП, произведенный за год;
г) торговый баланс страны.
5. В мировой экономике промышленно развитые страны и страны переходной экономики можно выделить на основе критериев:
а) ежегодные темпы инфляции, уровень безработицы;
б) экономический потенциал страны;
в) ВВП на душу населения, отраслевая и институциональная структура экономики, социальная структура общества;
г) годовые темпы роста ВВП.
6. Некоторые богатые страны не являются промышленно развитыми, а относятся к развивающимся странам в связи с:
а) аграрной структурой экономики;
б) уровнем национального дохода на душу населения;
в) монокультурным характером экономики;
г) особенностями институциональной структуры экономики.
7. Сегодня более 70% мирового экспорта обеспечивают страны:
а) промышленно развитые;
б) развивающиеся;
в) страны переходной экономики;
г) развивающиеся страны и страны переходной экономики в совокупности.
8. Признаки открытой экономики:
а) экспорт превышает импорт;
б) внешнеторговый оборот достигает 25% от ВВП;
в) импорт превышает экспорт;
г) внешнеторговый оборот достигает 10% от ВВП.
9. Коэффициент эластичности внешнеторгового оборота по отношению к ВВП показывает:
а) степень открытости национальной экономики;
б) структуру ВВП;
в) изменение структуры внешнеторгового оборота.
10. Коэффициент эластичности спроса по доходам показывает:
а) долю импорта во внешнеторговом обороте страны;
б) опережение темпов роста импорта, по сравнению с темпами роста экспорта;
в) на сколько процентов изменяется импорт, если доходы в стране меняются на 1%.
11. Сравнение объемов ВВП, подсчитанных по официальным валютным курсам национальных валют к доллару США, ведет к:
а) занижению реальных объемов ВВП развитых стран, по сравнению с развивающимися странами;
б) завышению реальных объемов ВВП развитых стран, по сравнению с развивающимися;
в) не искажает реальные объемы ВВП.
12. В развивающихся странах в производстве ВВП доля неформального сектора, бартерных сделок, производства домашних хозяйств, по сравнению с развитыми странами:
а) больше;
б) меньше.
13. Для слаборазвитых стран более актуальными, чем для стран переходной экономики, являются проблемы:
а) дефицита капитала, низкой квалификации рабочей силы;
б) продовольственная;
в) приватизации промышленности;
г) «бегства» капиталов за границу.
14. Взаимозависимость национальных экономик означает, что:
а) рост дохода в одной стране стимулирует рост дохода в других станах;
б) обязательна координация макроэкономической политики;
в) страны обязательно участвуют в таможенных союзах;
г) страны обязаны согласовывать параметры государственного бюджета.
15. Бреттон-Вудская валютная система характеризовалась:
а) фиксированными валютными курсами;
б) свободно плавающими валютными курсами;
в) «управляемым плаванием» валютных курсов;
г) золотым стандартом.
16. Согласно VIII статье Устава МВФ, валюта страны признается частично конвертируемой, если страна не устанавливает ограничения на платежи и переводы:
а) по текущим международным сделкам;
б) не имеющие целью перевод капиталов;
в) по сделкам, целью которых являются международное движение капиталов;
г) по внешнеторговым сделкам.
17. Валюта страны имеет внутреннюю конвертируемость, если:
а) установлены ограничения на валютные операции нерезидентов, а операции резидентов ограничений не имеют;
б) установлены ограничения на валютные операции резидентов, а операции нерезидентов ограничений не имеют;
в) ограничены платежи и переводы по текущим международным сделкам;
г) не ограничены частные денежные переводы нерезидентов.
18. Основные правила золотого стандарта в валютных отношениях предполагают, что:
а) государство фиксирует цену золота;
б) государство поддерживает конвертируемость национальной валюты в золото;
в) государство на 100% обеспечивает покрытие бумажных денег золотым запасом;
г) все предыдущие ответы верны.
19. Для поддержания фиксированного валютного курса государство:
а) использует валютные резервы;
б) вводит ограничения внешней торговли;
в) вводит валютный контроль;
г) повышает налоги.
20. Девальвация валюты означает:
а) официальное повышение курса национальной валюты по отношению к иностранной при фиксированных валютных курсах;
б) официальное понижение курса национальной валюты по отношению к иностранной при фиксированных валютных курсах;
в) переход к частичной конвертируемости национальной валюты;
г) обмен старых банкнот на новые.
21. Реальный валютный курс – это:
а) курс, по которому обменивают валюту участники внешней торговли;
б) прогнозируемый валютный курс;
в) номинальный валютный курс, пересчитанный с учетом динамики цен в своей стране и в стране иностранной валюты;
г) курс обмена валюты для физических лиц.
22. Если единицы национальной валюты выражаются в иностранной валюте, то это:
а) прямая котировка;
б) косвенная котировка;
в) кросс-курс;
г) форвард-курс.
23. Долгосрочными факторами, влияющими на валютный курс, являются:
а) паритет покупательной способности валют;
б) состояние торгового и платежного баланса;
в) уровнем процентных ставок;
г) ожидания участников валютного рынка.
24. Если уровень процентных ставок в стране растет, а в стране иностранной валюты НЕ меняется, то при прочих равных условиях курс национальной валюты:
а) снижается;
б) растет;
в) не меняется;
г) прогнозировать невозможно.
25. Если в стране растет пассив торгового баланса, то при прочих равных условиях курс национальной валюты имеет тенденцию:
а) снижаться;
б) расти;
в) волнообразно изменяться;
г) стабилизироваться на одном уровне.
26. Если в стране темпы инфляции за три месяца составили 26%, а в стране иностранной валюты 4%, то при прочих равных условиях национальная валюта по отношению к данной иностранной валюте имеет тенденцию:
а) дорожать;
б) дешеветь;
в) не изменять курс.
27. Удорожание национальной валюты, по сравнению с валютами стран – главных торговых партнеров, делает более выгодным:
а) экспорт товаров;
б) импорт товаров;
в) экспорт квалифицированной рабочей силы;
г) импорт неквалифицированной рабочей силы.
28. Плавающие валютные курсы были узаконены:
а) Системой золотого стандарта;
б) Бреттон-Вудской валютной системой;
в) Ямайскими соглашениями;
г) на Генуэзской конференции.
29. Международный валютный фонд был создан решением:
а) Бреттон-Вудской валютной конференции;
б) Ямайской конференции;
в) Совета Безопасности ООН;
г) Конференции ГАТТ.
30. Евровалюта – это:
а) валюта стран Европейского Союза, размещенная в кредитных учреждениях в пределах страны происхождения валюты;
б) любая денежная единица, которая вложена в кредитные учреждения за пределами страны происхождения валюты;
в) европейская условная расчетная единица;
г) евро.
Раздел II. Решите задачи: (20 баллов за каждую правильно решённую задачу) – 2 задачи -общее количество баллов за данное задание – 40 баллов.
Задача 1. Коэффициенты единичных затрат на производство стали и пшеницы в Японии и США, а также общее количество трудовых ресурсов в каждой из стран приведены в таблице:
Показатели/Страна | Япония | США |
Единиц труда на тонну стали | 5 | 10 |
Единиц труда на тонну пшеницы | 15 | 5 |
Трудовые ресурсы (единиц труда) | 500 | 600 |
Определите:
1) объемы выпуска в результате установления торговых отношений;
2) объемы выпуска, если страны решат использовать 20% их трудовых ресурсов в отраслях, по которым они не обладают сравнительными преимуществами;
3) цену политики для второго случая. Поясните.
Решение.
1) Производственные возможности:
Япония: =100 т. (сталь) или =33 т. (пшеница)
США: =60 т. (сталь) или = 120 т. (пшеница)
Япония имеет преимущество по выпуску стали, т.е. при торговле она переходит на полную специализацию и теперь выпускает 100 т. стали. США выпускает теперь только 120 т. пшеницы.
2) Япония использует 20 % трудовых ресурсов на производство пшеницы, тогда:= 6 т. пшеницы, и =80 т. стали.
США использует 20 % трудовых ресурсов на производство стали, тогда:
=12 т. стали, и =96 т. пшеницы.
3) Цена политика будет состоять в том, сколько объемов продукции будет недовыпущено в результате перехода 20 % трудовых ресурсов в отрасли, по которым страны не обладают сравнительным преимуществом.
Тогда недовыпуск стали составит 100-(80+12)=8 т.
Недовыпуск пшеницы: 120-(96+6) = 17 т.
В результате той политики в Японии и США будет недовыпуск 8 тонн стали и 17 т. пшеницы. Это произошло, потому что страны начали использовать ресурсы там, где в производстве они отстают от страны-партнера. Общий выпуск уменьшается.
Задача 2. Исходные данные для задачи приведены в таблице:
Показатели/Страна | Страна А | Страна Б |
Удельные затраты труда на производство товара Х | 2 у.е | 8 у.е |
Удельные затраты труда на производство товара Y | 5 у.е | 10 у.е |
Продемонстрируйте выигрыш от установления торговых отношений между странами. Сформулируйте необходимые предпосылки для анализа.
Решение. Необходимые предпосылки для анализа.
Неравномерность распределения природных ресурсов в связи с географическим положением страны, численность населения, различия в степени и уровне научно-технического потенциала, образования граждан (соответственно рабочей силы), специализация производства в различных странах.
Выигрыш от установления торговых отношений между странами.
От установления торговых отношений между странами в выигрыше будут обе страны. Рассмотрим отдельно товары Х и У.
Товар Х. Если страна А будет экспортировать в страну Б свой товар, варьируя цены от 3у.е до 7 у.е (с учётом транспортировки), то обе страны будут в выигрыше (страна А будет получать прибыль, а страна Б экономить).
Товар У. О товаре У можно сказать то же самое, что и о товаре Х. Только цена будет варьироваться от 6 у.е до 9 у.е.
Вывод: учитывая данные нашей задачи, можно сделать вывод о том, что стране Б вообще не выгодно производить отечественный товар, импортируемый товар будет обходиться им дешевле, а соответственно экономика страны будет эффективнее.