Программы данной направленности призваны обеспечить необходимый уровень развития жизненно важных двигательных навыков и физических качеств и создают предпосылки для многообразных проявлений творческой активности.
Учебно – тренировочный процесс в УДО физкультурно – спортивной направленности имеет свою специфику показателей эффективности реализации образовательных программ, связанную с делением на несколько этапов подготовки, основанных на возрастных особенностях занимающихся и уровнем подготовленности в рамках каждого этапа:
- спортивно – оздоровительный этап;
- этап начальной подготовки;
- учебно – тренировочный этап;
- этап спортивного совершенствования;
- этап высшего спортивного мастерства.
На спортивно – оздоровительном этапе и этапе начальной подготовки ставится задача привлечения максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленным на развитие их личности, утверждение ЗОЖ, воспитание физических, морально – этических и волевых качеств.
|
|
На учебно – тренировочном этапе ставится задача улучшения состояния здоровья, включая физическое развитие, повышения уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований программ по видам спорта.
На этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства ставятся задачи, связанные с достижением собственных целей, установлением рекордов и победами на соревнованиях различного уровня.
Туристско – краеведческая направленность
Туризм и краеведение – два взаимодополняющих способа постижения человеком природных и культурных особенностей среды проживания (региона, страны).
Туризм – это специфический вид спортивной деятельности, которая открывает большие возможности для приобретения многих важных для жизни общеобразовательных и специальных знаний, различных двигательных умений и навыков, способствует укреплению здоровья и разностороннему формирования личности. Для детей это способ активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа жизни. Для педагогов – это с лучше узнать воспитанников, и активнее повлиять на их развитие.
Краеведение имеет задачу изучить, познать родной край, малую родину, где человек родился и вырос.
В туристко – краеведческих объединениях овладевают основами исследовательской работы, знакомятся с научными дисциплинами вне рамок школьной программы (этнографией, экологией, фольклористикой, археологией и др). Воспитываются навыки профессионального самоопределения, самоорганизации и самоуправления.
|
|
В то же время краеведческая и туристская деятельность прививает детям и молодежи основы коллективизма, взаимовыручки, умение ориентироваться в сложной обстановке и найти выход из, казалось бы, безвыходной ситуации.
Естественно – научная
(эколого – биологическая, культурологическая) направленность
Предполагает развитие интереса ребенка к изучению и охране природы, биологии, географии, экологии и других наук о Земле.
Содержание образовательных программ эколого – биологической направленности можно разделить на 4 блока.
1. Собственно биологической (натуралистическое), изучающее зоологию, ботанику, общую биологию, экологию и т.д.
2. Агробиологическое (опытническое) – овощеводство, цветоводство, агрохимия и т.д.
3. Медицинское, изучающее физиологию, анатомию, основы медицинских знаний и т.д.
4. Природа и творчество, включающее программы по зеленой архитектуре, флористике, цветочной аранжировке и т.д.
Основной целью данных программ является развитие навыков изучения, исследования, сохранения живой природы. Они носят теоретический, прикладной, практический характер. Являются частью непрерывного экологического образования обучающихся.
Социально – педагогическая направленность
Данные программы ориентированы на корректировку и развитие психических свойств личности, коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, воспитание, развитие лидерских качество, организацию социализирующего досуга детей и подростков.
Большинство таких программ являются долгосрочными, многоуровневыми, и включают три уровня освоения: общекультурный, углубленный и допрофессиональный.
Они многофункциональны по назначению, охватывают широкий возрастной диапазон обучающихся. Приоритетной задачей и ведущим результатом является положительная социализация личности, а не получение предметных знаний, умений и навыков.
Все программы социально – педагогической направленности можно условно разделить на 4 группы.
1) Программы детских сообществ и детских общественных организаций.
Позволяют реализовать включение механизмов внутренней активности детей, расширение социальных связей, формирование стремления и готовности к самоотдаче, которая может реализовываться в в просветительской, организаторской, природоохранной и других видах социально – значимой деятельности, проведении праздников, акций, других массовых мероприятий.
2) Досуговые программы.
Призваны развивать способности, создавать условия для проведения содержательного досуга: вовлечение в яркий мир игр, соревнований, праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение.
Программы, направленные на приобщение к правовой культуре, современному экономическому мышлению, навыкам предпринимательской деятельности, тренинговые психологические программы для подростков и молодежи, а также программы классов педагогической ориентации и допрофессиональной подготовки по различным специальностям и др.
К ним относятся программы клубов делового общения, школ права, бизнеса, экономики, тренинговые психологические программы для подростков и молодежи, а также программы классов педагогической ориентации.
4) Программы для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Цель – медико – социально – психологическая реабилитация детей – инвалидов, адаптация их к взрослой жизни и интеграция в современное общество. Ряд таких программ включает блок, направленный на формирование социальных навыков сохранения здоровья. Итогом является компетентность воспитанников в бытовой сфере.
Вывод: выбор направленности образовательной деятельности осуществляет сам педагог, учитывая специфику своей работы, потребности образовательной организации.