Ответ: В рамках образовательной деятельности в военно-учебном заведении организуется и осуществляется воспитательная работа с личным составом.
Задачами воспитательной работы в военно-учебном заведении являются формирование и развитие у постоянного и переменного состава:
чувства патриотизма, стремления к овладению профессией офицера (военного специалиста) Вооруженных Сил Российской Федерации и готовности к защите Отечества;
дисциплинированности и исполнительности, чувства воинского долга, офицерской (воинской) чести и достоинства;
мировоззренческой позиции военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации на основе лучших военных традиций;
профессионально важных качеств, необходимых офицерам и другим военным специалистам, навыков проведения воспитательной работы с личным составом;
трудолюбия, добросовестного отношения к учебе и стремления в совершенстве овладеть избранной военной специальностью;
общей культуры и высоких морально-нравственных качеств.
Воспитательные задачи решаются в ходе образовательного процесса, повседневной военной службы, совместной образовательной, методической, научной (научно-исследовательской) и других видов деятельности постоянного и переменного состава вуза.
Организация воспитательной работы в вузе включает:
изучение и анализ уровня воспитанности постоянного и переменного состава;
согласованную практическую работу всех должностных лиц вуза на основе выбора и применения оптимальных методов, форм и средств воспитания, своевременную корректировку содержания воспитательной работы исходя из реального положения дел и с учетом дифференцированного подхода к решению воспитательных задач;
анализ и обобщение достигнутых результатов воспитательной работы и выработку предложений по ее совершенствованию;
систематическое обучение должностных лиц вуза практике воспитательной работы.
Экономика высшего учебного заведения (финансово-хозяйственная деятельность).
Ответ: Обеспечение образовательной деятельности военно-учебного заведения осуществляется с учетом уровня, вида и направленности реализуемых основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся.
В целях реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ в военно-учебном заведении создается учебно-материальная база.
Требования к составу учебно-материальной базы устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами и квалификационными требованиями.
Элементами учебно-материальной базы являются:
вооружение и военная (специальная) техника, состоящие на вооружении Вооруженных Сил и подлежащие изучению (освоению) и (или) используемые в процессе обучения;
учебно-лабораторная база: здания (корпуса) и сооружения с учебными аудиториями (лекционными залами) и т.д.;,
тренажерная база: учебно-тренировочные и эксплуатационные комплексы и системы, учебные командные пункты и т.д.;
полевая учебная база (база для воздушной, морской выучки): полигоны, аэродромы, акватории, парашютно-десантные городки, учебные центры, учебные комплексы и т.д.;
база для выполнения научных исследований;
база для общевоенной и физической подготовки: строевые плацы, караульные комплексы (городки), тиры и другие объекты, оборудованные и оснащенные в соответствии с требованиями общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, а также спортивные комплексы, залы, бассейны, оборудованные и оснащенные спортивным инвентарем, и другие спортивные сооружения;
база и средства информационного обеспечения;
объекты обеспечения образовательного процесса
Военно-учебные заведения обеспечиваются в пределах средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны:
денежными средствами - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
вооружением и военной техникой, тренажерами, вычислительной техникой, оборудованием, приборами, техническими средствами обучения, запасными частями, ремонтными комплектами и другим военно-техническим имуществом - в первую очередь, в установленном в Министерстве обороны порядке;
учебниками и учебными пособиями, определяемыми учебными программами в качестве основной литературы - из расчета по одному экземпляру на обучающихся, одновременно изучающих дисциплину, и преподавателя.
В военно-учебном заведении ежегодно разрабатывается план развития и совершенствования учебно-материальной базы на календарный год и последующий плановый период, который согласовывается с соответствующими заказывающими (довольствующими) органами и утверждается начальником, которому подчинен вуз. При этом мероприятия плана на календарный год детализируются по месяцам, на следующий год - поквартально, на последующие три года - по годам.
Разработку плана развития и совершенствования учебно-материальной базы организует начальник вуза.
Планирование деятельности преподавателя высшего военно-учебного заведения.
Ответ: Основными нормативными документами по планированию индивидуальной педагогической деятельности являются приказ Министра обороны Российской Федерации от 15.09.2014 № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.05.2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» и от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», письмо начальника Службы кадровой и воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации от 29.08.2005 № 173/5/3/1065 «О примерных нормах времени для расчета учебной нагрузки, планирования и учета труда профессорско-преподавательского (преподавательского) состава образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации».
Основным документом по планированию и учету труда преподавательского состава является индивидуальный план работы на учебный год. Однако он не может учесть всех дополнительных заданий и работ, выполняемых преподавателем в течение года. Поэтому более детальное планирование труда преподавателя находит свое отражение в личном плане работы преподавателя на месяц или неделю. Индивидуальный план разрабатывается лично каждым преподавателем на основе выданных ему исходных данных и утверждается начальником (заведующим) кафедры до начала учебного года.
Годовой бюджет времени содержит следующие исходные данные для планирования:
1. Общий годовой бюджет служебного (рабочего) времени.
2. Годовой бюджет времени на учебную, методическую, научную и
воспитательную работу.
3. Годовую учебную нагрузку, установленную приказом начальника
военно-учебного заведения.
4. Время на командирскую подготовку и другие виды работ.
Годовой бюджет служебного (рабочего) времени определяется исходя из 40-часовой продолжительности еженедельного служебного времени для преподавателей из числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и не более 36 часов в неделю для преподавательского состава из числа гражданского персонала.
Годовая учебная нагрузка профессорско-преподавательскому составу устанавливается индивидуально приказом начальника ВВУЗа по представлению начальников кафедр. В зависимости от квалификации преподавателя и профиля деятельности кафедры, годовая учебная нагрузка профессорско-преподавательского состава составляет до 900 часов в учебном году.
Для определенных категорий профессорско-преподавательского состава расчетная норма годовой учебной нагрузки устанавливается меньше на 60 - 240 часов (начальники учебной части кафедры, председатели ПМК, начальники кафедр и др).
Методическая работа преподавателя планируется в тесной взаимосвязи и взаимозависимости от учебной работы. В индивидуальной методической работе преподавателя можно выделить три основных на-правления:
совершенствование методического обеспечения преподаваемых учебных дисциплин (курсов), разработка учебно-методических материалов, наглядных пособий и т. п.;
участие в различных методических мероприятиях, организованных в масштабах учебного заведения, факультета, кафедры, ПМК;
методическая учеба и профессиональное самосовершенствование педагога.
Научная работа является неотъемлемой частью деятельности высшего учебного заведения и преподавателя ВВУЗа. Ее объем и содержание в индивидуальном плане преподавателя должны планироваться таким образом, чтобы максимально способствовать образовательной деятельности.
На выполнение плановых научных и научно-исследовательских работ преподавателю выделяется до 150 часов в год. Ряд других видов научной работы должно учитываться по фактическим затратам, которые у каждого преподавателя имеют свои значения.
Нормативы для планирования и учета труда преподавательского состава по видам научной включают в себя:
разработку неоплачиваемых научных трудов, монографий, научных докладов и статей, учебников и учебных пособий;
подготовку докладов и сообщений на научных конференциях, совещаниях, семинарах и симпозиумах;
участие в разработке уставов, наставлений, положений, руководств, инструкций и других нормативных правовых и нормативно-методических документов т.д..
Время на командирскую подготовку и другие виды работ, как правило, устанавливается учебно-методическим отделом, руководствуясь действующими нормативными правовыми актами.. Объем командирской подготовки составляет около 150 часов, общегосударственная подготовка — около 60 часов, физическая подготовка — 120 часов в год.