Понятие, признаки, сущность коррупции, как социального явления

Ответ:  Для глубокого исследования и понимания  коррупции необходимо рассматривать это явление с позиций понимания экономики, политики, управления, права и  социальных отношений.

Экономическое понимание коррупции. Коррупцией в таком понимании, чаще всего, считается деятельность должностных лиц государственного или муниципального управления и бизнеса, приносящая финансовые потери и потери других ресурсов для государства, местных сообществ, бизнеса, для развития экономики страны в целом, а также в некоторых случаях – в социальной сфере. Одновременно, рассматривая экономическое понимание коррупции, нельзя не отметить, что в любом случае коррупционер распоряжается не личным, а вверенным ему имуществом, денежными средствами, оказанием услуг.

Понимание коррупции с позиций управления. К коррупции в таком понимании чаще всего относится нарушение или разрушение нормального, нормативного, описанного в Конституции РФ, законах и других нормативных документах, государственного или муниципального управления, нередко приводящее к системной неэффективности управления в результате того, что личные или корпоративные интересы начинают доминировать над государственными и общественными.

Социологическое понимание коррупции. Коррупцией в таком понимании, чаще всего, считается использование неформальных связей и отношений при решении политических, государственных и муниципальных проблем в личных или корпоративных интересах. Процедуры решений таких проблем нередко связываются с фаворитизмом и протекционизмом, особенно в области принятия кадровых решений и последующего содействия деятельности получившим таким образом свои назначения должностным лицам.

В российском государственном управлении и в правоохранительных органах доминирует юридическое понимание коррупции.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года №273–ФЗ «О противодействии коррупции» впервые описывает коррупцию как социально- правовое явление, не дав в полном объеме самого понятия коррупции. В законе коррупция определяется путем перечисления противоправных действий, в частности, «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами»

 

Криминологическая характеристика коррупции.

Ответ: Как показывает практика, развитие коррупции, ее масштабы, специфика осуществления коррупционных действий и динамика распространения этого пагубного явления становится следствием общего политического, экономического и социального состояния страны.

Одним из важных условий распространения коррупции в органах власти и управления является возможность представителей органов власти и управления распоряжаться не принадлежащими им ресурсами и принимать решения не в интересах государства и общества, а исходя из своих личных корыстных побуждений.

К условиям, порождающим коррупцию, принято относить те, которые свойственны большинству стран, находящихся на стадии модернизации и в первую очередь переживающих переходный период от централизованной экономики к рыночной экономике:

– непродуманный переход к рыночным отношениям на фоне глобализационных процессов в мире;

– кардинальные изменения государственного управления;

– трудности преодоления наследства тоталитарного периода;

– экономический упадок и политическая нестабильность;

– период модернизации и реформирования общества и государства является благоприятным для расширения коррупционных возможностей;

– неразвитость и несовершенство российского законодательства, его отставание от развития социально-экономических отношений, неэффективность институтов органов власти, которое проявляется в плохом качестве законов, в несовершенстве всей правовой системы, в нечеткости законотворческих процедур, изобилующих двусмысленностями, пробелами, многочисленными отсылочными нормами;

– позволяет чиновникам создавать себе идеальные условия для вымогательства и шантажа граждан (клиентов);

– в результате довершение законодательного регулирования перекладывается на подзаконные акты органов исполнительной власти, подготовка которых практически неподконтрольна. Тем самым создаются условия для появления нечетких, «закрытых», плохо доступных инструкций, создающих дополнительные условия для коррупции.

Бюрократы в общественном секторе могут быть слабо мотивированы хорошо исполнять свою работу из-за низкой зарплаты и низкого уровня внутреннего контроля. Кроме того, регулирование рынка государством, как, например, выдача разрешения или лицензии, приводит к тому, что монополист – чиновник, владеющий правом на выдачу разрешения – имеет возможность воспользоваться своим положением в личных целях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: