составление электронного баланса:
· правильно указаны степени окисления элемента-окислителя и элемента-восстановителя, участвующих в процессах окисления и восстановления;
- электронный баланс можно считать составленным верно в случае, если любым способом будет показано, что число отданных восстановителем электронов, равно числу электронов, принимаемых окислителем: это могут быть коэффициенты в уравнении реакции; могут быть указаны множители за вертикальной чертой; может присутствовать словесная запись о числе отданных и присоединённых электронов; может быть использован метод полуреакций (электронно-ионный баланс);
- указан окислитель и восстановитель.
Дополнительные рекомендации, которые необходимо учитывать в случае проблемных ситуаций
− степень окисления 0 может не указываться экзаменуемым;
− если степень окисления не указана, то считать её равной 0;
− считать верными записи, подобные следующим «Cl -1», «Cl -», «2Cr 3+», «Cr +6», которые экзаменуемый использовал при указании степени окисления;
− считать неверными записи, подобные следующим «N 23–», «Cr 26+» (или «N 2–3» «Cr 2+6»);
− наличие в ответе экзаменуемого взаимоисключающих суждений или обозначений следует рассматривать как факт несформированности умения применять данные знания (например, знаки «+» и «–» в записи электронного баланса не соответствуют природе окислителя или восстановителя).
− в качестве окислителя и восстановителя указать элементы в соответствующей строчке электронного баланса, или отдельно выписать формулы /названия веществ.
− обозначить окислитель и восстановитель даже одной буквой («В» и «О»).
В случае если выбраны вещества из списка, между которыми невозможно протекание окислительно-восстановительной реакции, то за молекулярное уравнение ставится 0 баллов и электронный баланс не оценивается – 0 баллов.
В случае если выбраны вещества, между которыми возможна окислительно-восстановительная реакция, но допущена(-ы) ошибка(-и) в определении состава продуктов реакции (к примеру, не учтён характер среды раствора), то за первый элемент ответа (уравнение реакции) ставится 0 баллов, а электронный баланс оценивается применительно к составленному экзаменуемым уравнению реакции.
реакции ионного обмена:
· из приведённого в условии списка веществ выбраны те вещества, которые могут участвовать в реакции ионного обмена;
· расставлены все коэффициенты в молекулярном уравнении реакции.
· записаны полное и сокращённое ионное уравнения:
− правильно указаны заряды ионов в каждом из ионных уравнений реакций (например, «Na +», или «SO4 2-»);
− в ионном уравнении реакции формулы слабых электролитов, практически нерастворимых веществ и газов записаны в молекулярном виде;
− в сокращённом ионном уравнении коэффициенты должны быть минимальными целыми числами.
Дополнительные рекомендации, которые необходимо учитывать в случае проблемных ситуаций:
− при составлении как молекулярного, так и ионного уравнения реакции экзаменуемый может не использовать обозначения осадка «↓»
или газа «↑».
«цепочки» по органической химии:
· правильно записаны формулы всех веществ, участвующих в реакции, при этом использованы структурные формулы разного вида (развёрнутая, сокращённая, скелетная), которые однозначно отражают порядок связи и взаимное расположение заместителей и функциональных групп в молекуле органического вещества.
· указаны все коэффициенты (при этом допустимо использование дробных и удвоенных коэффициентов).
· в уравнениях реакций записаны формулы тех веществ, которые соответствуют условию задания, или являются продуктами реакций, протекающих при заданных условиях.
Дополнительные рекомендации, которые необходимо учитывать в случае проблемных ситуаций.
При составлении уравнения химической реакции ученик может:
− использовать молекулярные формулы простейших представителей гомологических рядов: CH4, C2H2, C6H6, C2H5OH, CH2O, C6H12O6 (в реакции брожения или полного окисления);
− не использовать обозначения осадка «↓» или газа «↑»;
расчетные задачи:
· - правильно записаны формулы всех веществ, участвующих в реакции;
· - указаны все коэффициенты (при этом допустимо использование дробных и удвоенных коэффициентов).
Дополнительные рекомендации, которые необходимо учитывать в случае проблемных ситуаций:
− если допущена ошибка хотя бы в одном из уравнений реакций, даже при условии, что она не влияет на ход дальнейших вычислений, то за этот элемент ответа выставляется 0 баллов.
- за наличие в ответе правильно произведённых вычислений, в которых используются необходимые физические величины, из числа указанных в условии задания
Дополнительные рекомендации, которые необходимо учитывать в случае проблемных ситуаций.
К примеру, в соответствии с условием задания должно быть определено вещество, взятое в избытке. Если в ответе экзаменуемого отсутствует указание на избыток этого вещества, но ход дальнейших вычислений правильный, то в этом случае элемент ответа считается верным.
- продемонстрирована и логически обоснована последовательность использования во взаимосвязи физических величин, на основании которых проводятся расчёты
Иными словами, отражены все необходимые этапы расчётов с указанием пропорциональной зависимостимежду количеством (массой, объёмом) реагирующих веществ.
Вычисление молярной массы веществ можно не приводить.
- определена искомая физическая величина:
− выбран верный способ для нахождения искомой физической величины;
− правильно определены «промежуточные» физические величины, необходимые для её нахождения.
Дополнительные рекомендации, которые необходимо учитывать в случае проблемных ситуаций.
В случае наличия в ответе ошибок в вычислениях (не более трёх), которые привели к неверному ответу, оценка за выполнение задания снижается только на 1 балл.
В случае если в ответе не указаны единицы измерения искомых физических величин (более четырёх), то оценка за выполнение задания снижается на 1 балл.