Краткое содержание проекта «Русская матрешка»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Приобщение детей к истокам русского народного творчества

В старшей группе на тему «Русская матрёшка»

 

подготовила и провела:

воспитатель первой категории

 

Боголюбова Наталья Геннадиевна

 

 

2016 год.

 

Аннотация проекта:

Продолжительность проекта: краткосрочный  (две недели)

Тип проекта: творческий

Участники: дети, родители, воспитатели

Возраст детей: 5-6 лет

Значимая проблема, на решение которой направлен проект:

Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем-либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг

представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребёнка исторические сведения. Это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек. Значимая для детей проблема на

решение, которого направлен проект: Как появилась матрешка? Какие бывают матрёшки?

Недостаток знаний о русских народных матрёшках был выявлен при анкетировании детей в форме беседы.

 

Цель проекта:

Развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере русской национальной игрушки.

 

Задачи:

1. Для детей

познакомить с историей матрёшки как народного промысла; обогащать сенсорный опыт детей;

систематизировать и углубить представления детей о разновидностях, внешнем виде матрешки;

развивать познавательный интерес к истории России, народным промыслам, поддерживать радость от узнавания нового;

развивать навыки действовать коллективно, учить сотрудничать, уважать свой и чужой труд;

содействовать развитию творческих способностей детей, позиции субъекта в продуктивных видах деятельности.

 

2. Для педагогов:

способствовать творческой активности детей;

создавать условия для формирования у детей познавательных умений: активно изучать новое, ранее неизвестное, вступать в обсуждение проблемы, аргументировать свою точку зрения, самовыражаться в различных видах деятельности;

вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс.

 

3. Для родителей:

приобщать к истокам русской народной культуры;

систематизировать и углубить знания о народном промысле России-русской матрешке, о разновидностях, внешнем виде национальной игрушки;

принимать активное участие в образовательном процессе.

 

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

 

- в виде организации выставки «Семейной матрёшки»;

 

Продукты проекта:

Для детей:

альбом совместных рассказов «Народная игрушка»;

выставка рисунков и поделок в различной технике «Матрешки водят хоровод»;

миниэкспозиция «Матрешка - народная игрушка».

Для педагогов:

картотека стихов, загадок, народных песен, связанных с темой;

иллюстрации о разновидностях матрешек;

дидактические игры: «Что из чего сделано», «Узнай по описанию», «Опиши предмет», «Построй ряд с закрытыми глазами» и др.;

электронная презентация по итогам проекта «Русская матрешка».

 

Ожидаемые результаты по проекту:

сформированные представления об истории возникновения куклы - матрешки на Руси, о разновидностях матрешки по месту возрождения;

сформированная способность воплощения собственного замысла в рисунках, поделках, рассказе и др.;

заинтересованное участие в образовательном проекте (интересуется новым, задает вопросы, проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы.);

конструктивные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми (самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместных действий, договариваться, согласовывать действия и др.)

 

Обеспечение проекта:

Соловьева Л. Н. «Русская матрёшка», Москва – ИНТЕРБУК, 2013.

Бусеева–Давыдова И. «Игрушки Крутца», изд-во Детская литература,2012.

Нефедова О. «Русская матрёшка», Юный художник, №12 2014

Михина Е.Н. «Развивающие игры для детей 2 -7 лет». Издательство «Учитель» 2010 год

Программа «Тропинка» Развитие речи 4-5 лет. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф» 2012г.

Иллюстрации и картины о разновидностях матрешки.

 

Краткое содержание проекта «Русская матрешка»

Этапы проекта:

Подготовительный:

Педагог:  Постановка проблемы: в развивающей среде группы дети обращают внимание на разнообразие матрешек. Подведение детей к проблемному вопросу: Какие еще бывают матрешки? Как они появились? Планирование,  прогнозирование результатов, продуктов проекта: изучить историю появления матрешки на Руси, беседовать, рисовать, мастерить, играть в разнообразные игры.

Дети: Сбор литературы о народной игрушке: стихи, загадки; подбор музыкальных произведений: частушки, песни и др.

Организация игр с матрешками.

Педагог: Задают положительно эмоциональный настрой.

Дети: Попытки найти решение проблемной ситуации: узнать как можно больше о разнообразии матрешек, о матрешечном деле, создать минимузей русской игрушки в группе. Поддержка детского интереса. Помощь в организации миниэкспозиции «Матрешка -народная игрушка».

 

Деятельный:  (непосредственная деятельность по проекту)

 

Педагог:

Чтение художественной литературы:

Л.Некрасова «Веселые матрёшки»,

И.Черницкая «Матрёшки»,

В.Приходько «Матрёшка на окошке»,

С.Маршак «О матрёшках»,

З.Петрова «Ой, да мы матрёшки»,

С.Вокринцева «Матрёшка», матрёшкины частушки,

 И.Булва-Давыдова «Игрушки».

Оформление мини-экспозиции «Русская матрёшка»

проведение беседы с детьми и родителями об истории возникновения матрешки, о ее разновидностях по месту производства;

образовательная деятельность с детьми: «Матрешки водят хоровод» (образовательная область «Художественное творчество», «Коммуникация»), «Матрешка в подарок маме» (образовательная область «Художественное творчество», Социализация»);

разучивание с детьми пословиц, загадок, стихов, песен, частушек, связанных с темой проекта;

проведение беседы с детьми о липе, как о поделочном мате-риале, о бережном отношении к природе;

составление творческих рассказов о матрешке, оформление альбома «Народная игрушка»;

знакомство детей с новыми дидактическими играми;

Дети:

Участие в совместной деятельности с воспитателями: изготовление коллективной аппликации «Матрешки водят хоровод», лепка матрешек из слоеного теста с украшением бусинами «Подарок маме»;

самостоятельная деятельность детей в центрах активности: Центр искусств (раскрашивание раскрасок, зарисовка понравившихся матрешек (впечатление от миниэкспозиции),  Центр математики (считают, решают логические задачи, сравнивают матрешек), Центр познания (рассматривают иллюстрации, открытки по теме), Центр игры (играют в дидактические игры), Центр творчества (изготовление матрешек различной техникой).  Центр речи (приглашение на миниэкспозицию детей из других групп, проведение экскурсии);

заучивание стихов, песен, частушек о матрешке;

сочинение рассказов о народной игрушке;

участие в играх.

Родители:

участие в создании выставки «Семейная матрёшка»;

участие в экскурсии по мини-экспозиции «Русская Матрешка»;

помощь в оформлении выставки детских творческих работ по теме.

 

Завершающий: (презентация продуктов проекта)

Презентация проекта и обсуждение результатов на педагогическом совете ДОУ

создание электронной презентации по итогам работы над проектом;

подведение итогов реализации проекта. Участие в развлечении с представлением своих работ. Участие в развлечении «Матрешка приглашает»;

сбор фотоматериалов для изготовления презентации, создании электронной презентации по итогам проекта «Русская матрешка».

 

Анализ:

В завершении работы мы подвели итоги своего труда. Открыли ли мы для себя что-нибудь новое и интересное? Научились ли делать то, чего не могли делать раньше? И пришли к выводу, что исследовательская работа помогла нам узнать многое. Мы узнали об истории возникновения матрешки, о процессе изготовления и особенностях росписи этой игрушки, узнали о том, почему матрешка считается символом России и о том, почему она пользуется всенародной любовью. Попробовали стать мастерами по лепке и росписи авторской матрешки. И особенно нам понравилось делать «Семейную матрёшку». Мы учились исследовательской деятельности, пока еще нам помогали в работе родители и воспитатель, учились анализировать ее, делать выводы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: