ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Приобщение детей к истокам русского народного творчества
В старшей группе на тему «Русская матрёшка»
подготовила и провела:
воспитатель первой категории
Боголюбова Наталья Геннадиевна
2016 год.
Аннотация проекта:
Продолжительность проекта: краткосрочный (две недели)
Тип проекта: творческий
Участники: дети, родители, воспитатели
Возраст детей: 5-6 лет
Значимая проблема, на решение которой направлен проект:
Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем-либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг
представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребёнка исторические сведения. Это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек. Значимая для детей проблема на
|
|
решение, которого направлен проект: Как появилась матрешка? Какие бывают матрёшки?
Недостаток знаний о русских народных матрёшках был выявлен при анкетировании детей в форме беседы.
Цель проекта:
Развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере русской национальной игрушки.
Задачи:
1. Для детей
познакомить с историей матрёшки как народного промысла; обогащать сенсорный опыт детей;
систематизировать и углубить представления детей о разновидностях, внешнем виде матрешки;
развивать познавательный интерес к истории России, народным промыслам, поддерживать радость от узнавания нового;
развивать навыки действовать коллективно, учить сотрудничать, уважать свой и чужой труд;
содействовать развитию творческих способностей детей, позиции субъекта в продуктивных видах деятельности.
2. Для педагогов:
способствовать творческой активности детей;
создавать условия для формирования у детей познавательных умений: активно изучать новое, ранее неизвестное, вступать в обсуждение проблемы, аргументировать свою точку зрения, самовыражаться в различных видах деятельности;
вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс.
3. Для родителей:
приобщать к истокам русской народной культуры;
систематизировать и углубить знания о народном промысле России-русской матрешке, о разновидностях, внешнем виде национальной игрушки;
принимать активное участие в образовательном процессе.
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
|
|
- в виде организации выставки «Семейной матрёшки»;
Продукты проекта:
Для детей:
альбом совместных рассказов «Народная игрушка»;
выставка рисунков и поделок в различной технике «Матрешки водят хоровод»;
миниэкспозиция «Матрешка - народная игрушка».
Для педагогов:
картотека стихов, загадок, народных песен, связанных с темой;
иллюстрации о разновидностях матрешек;
дидактические игры: «Что из чего сделано», «Узнай по описанию», «Опиши предмет», «Построй ряд с закрытыми глазами» и др.;
электронная презентация по итогам проекта «Русская матрешка».
Ожидаемые результаты по проекту:
сформированные представления об истории возникновения куклы - матрешки на Руси, о разновидностях матрешки по месту возрождения;
сформированная способность воплощения собственного замысла в рисунках, поделках, рассказе и др.;
заинтересованное участие в образовательном проекте (интересуется новым, задает вопросы, проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы.);
конструктивные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми (самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместных действий, договариваться, согласовывать действия и др.)
Обеспечение проекта:
Соловьева Л. Н. «Русская матрёшка», Москва – ИНТЕРБУК, 2013.
Бусеева–Давыдова И. «Игрушки Крутца», изд-во Детская литература,2012.
Нефедова О. «Русская матрёшка», Юный художник, №12 2014
Михина Е.Н. «Развивающие игры для детей 2 -7 лет». Издательство «Учитель» 2010 год
Программа «Тропинка» Развитие речи 4-5 лет. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф» 2012г.
Иллюстрации и картины о разновидностях матрешки.
Краткое содержание проекта «Русская матрешка»
Этапы проекта:
Подготовительный:
Педагог: Постановка проблемы: в развивающей среде группы дети обращают внимание на разнообразие матрешек. Подведение детей к проблемному вопросу: Какие еще бывают матрешки? Как они появились? Планирование, прогнозирование результатов, продуктов проекта: изучить историю появления матрешки на Руси, беседовать, рисовать, мастерить, играть в разнообразные игры.
Дети: Сбор литературы о народной игрушке: стихи, загадки; подбор музыкальных произведений: частушки, песни и др.
Организация игр с матрешками.
Педагог: Задают положительно эмоциональный настрой.
Дети: Попытки найти решение проблемной ситуации: узнать как можно больше о разнообразии матрешек, о матрешечном деле, создать минимузей русской игрушки в группе. Поддержка детского интереса. Помощь в организации миниэкспозиции «Матрешка -народная игрушка».
Деятельный: (непосредственная деятельность по проекту)
Педагог:
Чтение художественной литературы:
Л.Некрасова «Веселые матрёшки»,
И.Черницкая «Матрёшки»,
В.Приходько «Матрёшка на окошке»,
С.Маршак «О матрёшках»,
З.Петрова «Ой, да мы матрёшки»,
С.Вокринцева «Матрёшка», матрёшкины частушки,
И.Булва-Давыдова «Игрушки».
Оформление мини-экспозиции «Русская матрёшка»
проведение беседы с детьми и родителями об истории возникновения матрешки, о ее разновидностях по месту производства;
образовательная деятельность с детьми: «Матрешки водят хоровод» (образовательная область «Художественное творчество», «Коммуникация»), «Матрешка в подарок маме» (образовательная область «Художественное творчество», Социализация»);
разучивание с детьми пословиц, загадок, стихов, песен, частушек, связанных с темой проекта;
проведение беседы с детьми о липе, как о поделочном мате-риале, о бережном отношении к природе;
составление творческих рассказов о матрешке, оформление альбома «Народная игрушка»;
|
|
знакомство детей с новыми дидактическими играми;
Дети:
Участие в совместной деятельности с воспитателями: изготовление коллективной аппликации «Матрешки водят хоровод», лепка матрешек из слоеного теста с украшением бусинами «Подарок маме»;
самостоятельная деятельность детей в центрах активности: Центр искусств (раскрашивание раскрасок, зарисовка понравившихся матрешек (впечатление от миниэкспозиции), Центр математики (считают, решают логические задачи, сравнивают матрешек), Центр познания (рассматривают иллюстрации, открытки по теме), Центр игры (играют в дидактические игры), Центр творчества (изготовление матрешек различной техникой). Центр речи (приглашение на миниэкспозицию детей из других групп, проведение экскурсии);
заучивание стихов, песен, частушек о матрешке;
сочинение рассказов о народной игрушке;
участие в играх.
Родители:
участие в создании выставки «Семейная матрёшка»;
участие в экскурсии по мини-экспозиции «Русская Матрешка»;
помощь в оформлении выставки детских творческих работ по теме.
Завершающий: (презентация продуктов проекта)
Презентация проекта и обсуждение результатов на педагогическом совете ДОУ
создание электронной презентации по итогам работы над проектом;
подведение итогов реализации проекта. Участие в развлечении с представлением своих работ. Участие в развлечении «Матрешка приглашает»;
сбор фотоматериалов для изготовления презентации, создании электронной презентации по итогам проекта «Русская матрешка».
Анализ:
В завершении работы мы подвели итоги своего труда. Открыли ли мы для себя что-нибудь новое и интересное? Научились ли делать то, чего не могли делать раньше? И пришли к выводу, что исследовательская работа помогла нам узнать многое. Мы узнали об истории возникновения матрешки, о процессе изготовления и особенностях росписи этой игрушки, узнали о том, почему матрешка считается символом России и о том, почему она пользуется всенародной любовью. Попробовали стать мастерами по лепке и росписи авторской матрешки. И особенно нам понравилось делать «Семейную матрёшку». Мы учились исследовательской деятельности, пока еще нам помогали в работе родители и воспитатель, учились анализировать ее, делать выводы.
|
|