Финансовые ресурсы коммерческих организаций, их основные источники и виды

Финансовые ресурсы предприятий- это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления текущих затрат и затрат по расширенному воспроизводства, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих, т.е. совокупность денежных средств строго целевого использования, обладающая потенциальной возможностью мобилизации или иммобилизации. Финансовые ресурсы направляются также на содержание и развитие объектов непроизводственной сферы потребления, накопления, в специальные резервные фонды и др.

 

Поступления коммерческих организаций: 1) в момент создания: средства собственников 2) полученные в результате финансово-хозяйственной деятельности: страховые возмещения, полученные кредиты и займы, средства в виде субсидий и др. Доходы коммерческих организаций: 1) прибыль от основной деятельности (производство товаров, выполнение работ, оказание услуг); 2) дополнительная прибыль (от реализации принадлежащего имущества). Накопления коммерческих организаций: 1) амортизационные отчисления за прошлые периоды; 2) резервный фонд; 3) нераспределенная прибыль прошлых лет и др. Источники формирования собственных финансовых ресурсов: 1.Внутренние: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия; амортизационные отчисления; прочие внутренние источники; 2. Внешние: привлечение дополнительного паевого или акционерного капитала; получение безвозмездной помощи; прочие внешние источники.

Особенности финансирования некоммерческих предприятий.
Финансирование
– это процесс выделения средств некоммерческой организации в денежной форме для достижения основной цели ее деятельности.
Финансирование деятельности некоммерческих организаций регулируется ФЗ «О деятельности некоммерческих организаций». В соответствии со ст. 26 можно выделить следующую классификацию источников формирования имущества:
• Внутренние: 1) Единовременные или регулярные взносы учредителей. Порядок выплаты взносов учредителями определяется учредительными документами. При этом обязанность вносить взносы в уставный капитал на сегодняшний день отсутствует, этот вопрос регулируется локальными актами. 2) Доходы от реализации товаров, работ и услуг. Следует учесть, что такие доходы возможны лишь в организациях, предусмотревших в качестве одной из целей организации извлечение прибыли. Аналогичным образом возможно иметь такой источник финансирования, как доходы, от использования собственности организации. 3) Дивиденды по акциям, ценным бумагам. Такой вид финансирования собственного юридического лица предполагает участие в акционерном обществе. Чаще всего это происходит вследствие создания акционерного общества, что законом дозволено ограниченному кругу лиц: фондам, учреждениям, некоторым государственным корпорациям (например, Росатом, Внешэкономбанк).

• внешние – пожертвования, гранты, субсидии, дотации и т.д. Перечень источников финансирования не является закрытым, основное требование, которое предъявляется к источникам финансирования – законность и разрешенность такого источника. Следовательно, существуют ограничения и особенности финансирования некоммерческих организаций.

 

Основные источники и виды финансовых ресурсов публично-правовых образований.
Государственные и муниципальные финансы: -денежные отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованных денежных средств; -денежные отношения, возникающие в распределительном процессе, связанные с формированием и использованием денежных средств органов гос. Власти и местного самоуправления. Объективная необходимость концентрации финансовых ресурсов в распоряжении органов гос власти и органов местного самоуправления – удовлетворение общественных потребностей. Государственные финансы делятся на Финансы федерального уровня и Финансы субъектов РФ(регионального уровня). Формы организации ГМФ ресурсов: -Бюджетные; -Внебюджетные фонды. Бюджет – форма образования и использования финн ресурсов органов гос власти и местного самоуправления, направляемых ими на финн обеспечение их полномочий. Внебюджетный фонд – форма образования и использования финн ресурсов органов гос власти и местного самоуправления, предусматривающая целевое направление средств на финансирование отдельных социальных потребностей общества. Бюджетный фонд – это обособленная часть стоимости ВВП, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, концентрируемая в распоряжении соответствующего органа гос власти и органа местного самоуправления и используемая для финн обеспечения его полномочий. Назначение бюджетного фонда: Обеспечение органов гос власти и местного самоуправления денежными средствами, необходимыми для выполнения возложенных на них полномочий в целях удовлетворения общественных потребностей. Общие черты бюджетного фонда: -обособленный характер и самостоятельность функционирования -целевое назначение - сбалансированность -правовая регламентация порядка образования и использования. Специфические черты бюджетного фонда:-Масштабность-Маневренность-Многоцелевое использование бюджетных средств. Способы обеспечен6ия маневренности бюджетного фонда: 1.В процессе формирования бюджетного фонда: -отсутствия закрепления определенных доходов за определенными расходами; -планирование расходов на предоставление бюджетных кредитов; -планирование бюджетных резервов, включая оборотную кассовую наличность. 2.В процессе использования бюджетного фонда:-соблюдение принципа единства кассы; -использование бюджетных кредитов; -использование бюджетных резервов, включая оборотную кассовую наличность;
-внесение изменений в показатели бюджетов. Бюджетный механизм: -методы мобилизации доходов бюджета; -виды доходов бюджета; -формы бюджетных доходов; -формы межбюджетного распределения и перераспределения средств. Доходы бюджета: -Налоговые доходы- Неналоговые доходы-Безвозмездные поступления. Федеральные налоги и сборы: НДС, Акцизы, НДФЛ, Налог на прибыль, НДПИ, Гос. Пошлина. Региональные: Налог на имущество организаций, Транспортный налог, Налог на игорный бизнес. Местные налоги и сборы: Земельный налог, Налог на имущество физ лиц. Неналоговые доходы: - доходы от использования имущества, находящегося в гос собственности-доходы от продажи имущества, находящегося в гос собственности-доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями. Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов власти, бюджетных учреждений, оказание финн поддержки отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы. Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенных для инвестиций в действующие и вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

 

 

14. Основы формирования и использования финансовых ресурсов, аккумулируемых в социальных внебюджетных фондах. 

основы формирования и использования финансовых ресурсов, аккумулируемых в социальных внебюджетных фондах.
Внебюджетные фонды – особые фонды денежных средств, созданные государством для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики. Для внебюджетных фондов существует особая система формирования и расходования денежных средств.Основными источниками формирования фондов являются: добровольные взносы юридических и физических лиц, целевые кредиты, дивиденды от операций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные средства фондов, плата за услуги, оказываемые службами фондов, и т. д. Средства фондов направляются на строительство жилья, строительство и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства, строительство объектов социальной инфраструктуры и т. д.Источниками формирования Пенсионного фонда РФ являются: единый социальный налог; ассигнования из федерального бюджета Российской Федерации, выделяемые на выплату пенсий и пособий и приравненных к ним выплат военнослужащим и их семьям, а также на выплату пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы; средства, возмещаемые Пенсионному фонду РФ Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным; средства, взыскиваемые с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований; добровольные взносы и др.Средства Пенсионного фонда РФ расходуются на выплату государственных пенсий, выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов, а также на другие мероприятия.Основными источниками образования Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются: единый социальный налог, бюджетных ассигнования, доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса, добровольные взносы и иные поступления. Основными направлениями расходования средств и фондов обязательного медицинского страхования являются: финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями; предоставление кредитов страховщикам; организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования и другие мероприятия. Источниками образования Фонда социального страхования РФ являются: единый социальный налог; страховые взносы по установленным тарифам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний согласно ежегодно принимаемому закону; доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады; ассигнования из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах; добровольные взносы граждан и юридических лиц, а также прочие доходы. Направлениями расходов Фонда являются: выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка до достижения им возраста полутора лет, пособий на погребение; оплата путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечение, питание; частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев; частичная оплата путевок в детские загородные оздоровительные лагеря; частичное содержание детско-юношеских спортивных школ и др.

 

15. Понятие инструментов финансового рынка, их состав. Эволюция инструментов финансового рынка. Инструменты финансового рынка, используемые домашними хозяйствами. Инструменты финансового рынка для организаций реального сектора., их характеристика. Инструменты финансового рынка для профессиональных спекулянтов и хеджирования рисков. 

Понятие инструментов финансового рынка, их состав.
Финансовые инструменты – любое законодательно признанное соглашение, отражающее отношение владения и займа. Характеристики финансовых инструментов: 1.долговые: фиксированные денежные потоки, приоритетные права при ликвидации акционерного общества.2.долевые: переменные денежные потоки, права последней очереди при ликвидации. Признаки финансовые инструментов: 1.ликвидность – возможность быстрой реализации, продажи ценностей без значительных потерь в цене с целью превращения их в наличные деньги. 2.документарность – финансовый инструмент есть документ, т.е. официально составленная уполномоченным лицом в соответствии с реквизитами запись, имеющая правовое значение.3.обращаемость - финансовый инструмент может быть объектом гражданско-правовых сделок. Финансовые инструменты делятся на: 1.свободно обращающиеся на рынках: фондовые инструменты (ценные бумаги): - с фиксированным доходом (облигации, векселя, привилегированные акции с фиксированным дивидендом); - с переменным доходом;
- производные финансовые инструменты. 2.не являющиеся объектом свободной купли-продажи: банковские инструменты (депозиты).
 Инструменты финансового рынка, используемые домашними хозяйствами.
Домашнее хозяйство – это важный экономический субъект, представленный отдельным физическим лицом либо группой лиц, проживающих совместно и совместно ведущих хозяйство, объединённых с целью обеспечения всем необходимым для жизни, совместно принимающих решения. По видам финансовых рынков различают следующие инструменты: а) Инструменты кредитного рынка. К ним относятся деньги и расчетные документы, обращающиеся на денежном рынке. б) Инструменты фондового рынка. К ним относятся разнообразные ценные бумаги, обращающиеся на этом рынке (состав ценных бумаг по их видам, особенностям эмиссии и обращения утверждается соответствующими нормативно-правовыми актами). в) Инструменты валютного рынка. К ним относятся иностранная валюта, расчетные валютные документы, а также отдельные виды ценных бумаг, обслуживающие этот рынок. г) Рынок золота (серебра, платины). К ним относятся указанные виды ценных металлов, приобретаемые для целей формирования финансовых резервов, а также обслуживающие этот рынок расчетные документы и ценные бумаги. 3. По виду обращения выделяют следующие виды финансовых инструментов: а) Краткосрочные финансовые инструменты (с периодом обращения до одного года). Этот вид финансовых инструментов является наиболее многочисленным и призван обслуживать операции на рынке денег. б) Долгосрочные финансовые инструменты (с периодом обращения более одного года). К этому виду финансовых инструментов относятся и так называемые "бессрочные финансовые инструменты", конечный срок погашения которых не установлен (например, акции). Финансовые инструменты этого вида обслуживают операции на рынке капитала. 4. По гарантированности уровня доходности финансовые инструменты подразделяются на следующие виды: а) Финансовые инструменты с фиксированным доходом. Они характеризуют финансовые инструменты с гарантированным уровнем доходности при их погашении (или в течение периода их обращения) вне зависимости от конъюнктурных колебаний ставки ссудного процента (нормы прибыли на капитал) на финансовом рынке. б) Финансовые инструменты с неопределенным доходом. Они характеризуют финансовые инструменты, уровень доходности которых может изменяться в зависимости от финансового состояния эмитента
Инструменты финансового рынка для организаций реального сектора, их характеристика.
Инструменты финансового рынка.
Осуществляя операции на финансовом рынке предприятие выбирает соответствующие финансовые инструменты их проведения. Финансовые инструменты представляют собой разнообразные обращающиеся финансовые документы, имеющие денежную стоимость, с помощью которых осуществляются операции на финансовом рынке. 1. По видам финансовых рынков различают следующие обслуживающие их инструменты: а) Инструменты кредитного рынка. К ним относятся деньги и расчетные документы, обращающиеся на денежном рынке. б) Инструменты фондового рынка. К ним относятся разнообразные ценные бумаги, обращающиеся на этом рынке (состав ценных бумаг по их видам, особенностям эмиссии и обращения утверждается соответствующими нормативно-правовыми актами). в) Инструменты валютного рынка. К ним относятся иностранная валюта, расчетные валютные документы, а также отдельные виды ценных бумаг, обслуживающие этот рынок. г) Инструменты страхового рынка. К ним относятся предлагаемые к продаже страховые услуги (страховые продукты), а также расчетные документы и отдельные виды ценных бумаг, обслуживающие этот рынок. д) Рынок золота (серебра, платины). К ним относятся указанные виды ценных металлов, приобретаемые для целей формирования финансовых резервов и тезаврации, а также обслуживающие этот рынок расчетные документы и ценные бумаги. 2. По виду обращения выделяют следующие виды финансовых инструментов: а) Краткосрочные финансовые инструменты (с периодом обращения до одного года). Этот вид финансовых инструментов является наиболее многочисленным и призван обслуживать операции на рынке денег. б) Долгосрочные финансовые инструменты (с периодом обращения более одного года). К этому виду финансовых инструментов относятся и так называемые "бессрочные финансовые инструменты", конечный срок погашения которых не установлен (например, акции). Финансовые инструменты этого вида обслуживают операции на рынке капитала.

 

16. Понятие финансового регулирования, его особенности в разных моделях экономических систем и национальных моделях экономики. Роль финансовой политики в государственном финансовом регулировании. Цели, задачи и виды государственного финансового регулирования.

Роль финансовой политики в государственном финансовом регулировании.
Совокупность гос. мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет финансовую политику. Содержание фин. политики:
- разработка общей концепции Ф.П., определение ее основных направлений, целей, главных задач. - создание адекватного финансового механизма. - управление финансовой деятельностью гос-ва. Задачи Ф.П. - обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; - установление рационального сточки зрения гос-ва распределения и использования фин. ресурсов. - организация стимулирования и регулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами; - выработка фин. механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии. - создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами. Финансовая политика является частью экономической политики гос-ва. В ней конкретизируются главные направления развития народного хоз-ва, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. Типы финансовой политики (Различные точки зрения на роль ФП): - классическая (основана на трудах А.Смита и Д.Рикардо. Основное-невмешательство гос-ва в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного мех-ма как главного регулятора хозяйственных процессов. Гос-во стремилось к уменьшению расходов бюджета. Система управления фин. деятельностью была проста и сводилась к управлению министерством финансов). До конца 20-х годов нашего столетия.- регулирующая (в основе теория Дж. Кейнса. Он исходил из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Инструменты регулирования: государственные расходы, за счет которых формируется доп. Спрос. И, следовательно, обеспечивается рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствует созданию дополнительных рабочих мест. Основной механизм регулирования- подоходный налог. Система гос-го кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Изменяется система управления финансами. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением гос. долгом. Это в 30-х-60-х годах. неоконсервативная политика (не отказывались от регулирования, но ограничивалось вмешательство гос-ва в 70х годах. - Планово-директивная политика.(обеспечение максимальной концентрации фин. ресурсов в руках гос-ва для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями гос. Плана.

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: