Лекция 2. Педагогическое значение подвижных игр

 

В педагогической практике существует две основные формы организации подвижных игр: урочная и внеурочная.

Урочная форма проведения подвижных игр предусматривает непосредственную руководящую роль учителя, регулярность занятий с неизменным составом участников, регламентированные содержание и объем игрового материала и его взаимосвязь с организацией, содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, в который включается данная игра.

Подвижные игры, относящиеся к внеурочной форме занятий, подразумевают большую роль организаторов, вожаков из среды самих детей; они организуются, как правило, эпизодически, состав участников может меняться, а игры варьируются по содержанию и объему игрового материала.

В средней общеобразовательной школе занятия подвижными играми направлены на выполнение учебно-воспитательных и оздоровительных заданий. Это очень важно, поскольку, как свидетельствуют исследования, с началом учебы двигательная деятельность ребенка в школе существенно уменьшается. Отсюда и необходимость правильной постановки учебной и внеклассной работы по физической культуре.

Важно, чтобы игры на уроке соответственно сочетали с другими упражнениями.

В подготовительной части урока целесообразно использовать игры, направленные на развитие внимания, быстрой реакции, ориентирования. Они не должны быть длительными, потому что могут помешать усвоению материала основной части урока.

Для основной части урока подбирают игры, которые способствуют закреплению и совершенствованию программного материала. Использование игр, как правило, в конце основной части помогает снизить нагрузку, сохранить у учеников приятное впечатление от урока и подготовить их к следующим занятиям.

При составлении конспект урока, название игры, описание ее (вместе с чертежом площадки и размещением игроков) заносят в раздел "Содержание". В разделе "Дозирование" отмечается длительность игры. Организационно-методические указания заносят в соответствующую графу конспекта урока.

Подвижные игры на внеклассных занятиях содействуют общему физическому развитию учеников, закреплению и совершенствованию знаний из физической культуры, а также воспитанию навыков и качеств, необходимых для усвоения и складывания нормативов.

Во время перерыва можно использовать подвижные игры, с которыми ученики ознакомились на уроках физкультуры. Они вызывают у детей позитивные эмоции, стимулируют двигательную активность. Игры, как правило, проводятся на большом перерыве и не должны сильно возбуждать или утомлять учеников. С учениками І- II классов на перерывах можно проводить игры с речитативом, пением, ритмичной ходьбой. В основном игры должны быть не очень подвижные. Желательно в то же время организовывать несколько игр, чтобы каждый из участников мог избрать себе наиболее интересную.

Чтобы занятие физической культурой и спортом в режиме продленного дня были полноценными и результативными, они должны быть ежедневными, разнообразными за характером, интересными.

В группах продленного дня разнообразные подвижные игры могут использоваться в качестве своеобразные оздоровительные мероприятия. У них участвуют ученики младших и средних классов. Игры проводятся под руководством воспитателей, а также самостоятельно, однако желательно, чтобы всегда присутствовал кто-то из педагогов.

Организация и методика проведения подвижных игр во внешкольной работе имеют свои особенности. Здесь есть большие возможности для использования игр, проведение которых требует больше времени и пространства. Однако важно, чтобы такие занятия контролировал педагог. Во внешкольной работе значительно более легко приучать детей самостоятельно использовать средства физического воспитания в быту, повседневной практической деятельности.

Во время летних каникул, в детских оздоровительных лагерях для проведения подвижных игр есть замечательные условия. Здесь можно выучить новые игры, добиться, чтобы они понравились детям.

Подвижные игры должны стать органической частью всей работы в детском оздоровительном лагере, особенно со школьниками младшего возраста. Много подвижных игр можно успешно использовать в самом комплексе утренней зарядки, если их отбор будет отвечать цели этого мероприятия и дать работу разным группам мышц. Игры можно проводить на берегу реки, во время купания, на лесной опушке, а также; в походе, на прогулке и тому подобное. Много интересных подвижных игр устраивают в лесу.

Обязательное условие проведения игры на местности – организованность и дисциплина. Игры на воде проводятся под надзором старших, которые умеют хорошо плавать. Руководитель должен сначала проверить место для игры на воде: дно должно быть чистым и плотным. Нужно следить за тем, чтобы игроки находились в воде не дольше, чем; это рекомендует врач. Даже во время жары длительность занятий играми на воде не должна превышать 10-15 мин. за один раз.

В спортивных секциях, особенно на начальном этапе учебы и совершенствования, следует применять разные средства в общих чертах физической подготовки, а также спортивные и подвижные игры.

Игры помогают создать во время занятий эмоциональный фон. Проводя их, юные спортсмены повышают уровень всесторонней физической подготовки и развивают физические качества (силу, скорость, выносливость, ловкость), необходимые для овладения сложной техникой из избранного вида спорта. В процессе игр выполняется определенный объем упражнений.

Применение подвижных игр с элементами отдельных видов спорта дает возможность создать у учеников определенный запас движений, эффективнее развивать необходимые двигательные качества. Кроме того, значительно легче будут формироваться новые навыки.

Одновременно совершенствуются восприятие и реагирование качества, очень важные в повседневной жизни. Кроме этого, развивается способность анализировать и принимать решение, что, в свою очередь, положительно влияет на формирование умственных процессов.

Воспитательное значение игр связано с характером двигательной деятельности, которая проходит в переменчивых условиях и при активном содружестве игроков. Содержание игры – это борьба с возникающими препятствиями. При таких условиях правильное руководство поведением игроков способствует воспитанию морально-волевых качеств. Среди них активнее всего формируются коллективизм, дисциплинированность, организованность, инициативность, решительность, смелость, настойчивость.

При урочной форме проведения подвижных игр ведущую роль играет руководитель, который решает следующие задачи:

1) оздоровительные.

2) образовательные;

3) воспитательные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: