Политическая партия – добровольное объединение людей определенной идейно-политической ориентации, стремящихся завоевать государственную власть или участвовать в её осуществлении для реализации интересов тех или иных социальных групп и слоёв населения
Движение - солидарная активность граждан, направленная на достижение какой-либо значимой политической цели (инициативные группы, клубы, союзы и т.д.). В отличии от партий не ставят перед собой задачу прихода к власти.
Признаки партий
- борьба за власть
- организация
- наличие программы и устава
- носитель определенной идеологии
- наличие социальной опоры в обществе
- постоянство, долговременность существования
Функции партий
- выявление и выражение интересов различных групп общества
- функция посредничества между государством и обществом
- функция власти (соучастие во власти, осуществление власти)
- интеграция и консолидация интересов различных групп общества
- легитимация (законность) власти
|
|
Классификация партий
Социалистические (левые)
Либеральные
Консервативные (правые)
Партии правящие и оппозиционные (проводят политику противодействия)
Партии по организационному принципу
- небольшое кол-во (обычно это узкая группа профессиональных политиков)
- свободное членство
-отсутствие жёсткой партийной дисциплины, членских взносов
- ориентация на выборы, подбор кадров, способных организовать избирательную кампанию (консервативная и либеральная партии Великобритании, республиканцы и демократы в США – парламентские партии)
- массовость
- фиксированное членство
- наличие партийной дисциплины, членских взносов, партийного аппарата
- ориентация на определённый класс
Основные идеологические течения
- стремление сохранить и укрепить существующий строй и принципы общественной жизни
- уважение к сильному государству, общественному порядку
- традиционализм, стабильность
- ценности – семья, религия, мораль
- неотчуждаемость естественных прав и свобод личности – прав на жизнь, свободу, и собственность
в экономической области по труду
- свобода экономической, предпринимательской деятельности на основе частной собственности
В политической области
Демократия, правовое государство, разделение властей
В социальных отношениях
Равенство возможностей, равенство перед законом
В духовной жизни
Свободу мысли и слова
- отрицание института частной собственности
- утверждение социалистической (общественной, государственной) собственности
- нетрудовое уравнительное распределение доходов
|
|
- политическое (административное) регулирование социальных и экономических процессов
- принцип социальной справедливости и от каждого по способностям – каждому по труду.
СМИ в политической системе
«четвёртая власть»
- информационная функция (сообщение о наиболее значительных событиях)
- выбор и комментирование информации, её оценка
- функция политической социализации (приобщение людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения)
- функция критики и контроля (позволяет гражданам анализировать и оценивать деятельность органов власти)
- представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику
- функция формирования общественного мнения
- функция мобилизационная (побуждение людей к определённым политическим действиям)
Избирательная компания в РФ
Избирательные системы
Мажоритарная (от франц. – большинство)
Пропорциональная (по партийному списку)
Депутатские места в каждом избирательном округе достаются кандидату, который собрал установленное большинство голосов. Избирательные округа чаще всего бывают одномандатными, т.е. каждая партия выставляет только одного кандидата.
Распределение депутатских мест в центральных и местных органах на принципе пропорциональности между числом поданных за партию голосов и полученных ею мандатов.
Пропорциональная система считается более демократичной, обеспечивая представительство мелких партий в парламенте. Партии должны преодолеть 7% «барьер»
- В РФ принята смешанная избирательная система
При выборах в Государственную Думу: 450 депутатов избирается на основе пропорционального представительства
- На территории России образуется 225 одномандатных округов, состав которых утверждается за 100 дней до голосования.
- Выборы признаются несостоявшимися, если приняло участие менее 25 % избирателей
- Выборы Президента РФ проводятся по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства – в 1-ом туре и мажоритарной системе относительного большинства – во 2-ом туре. Если в 1-ом туре набрал более 50%, то 2-ой тур не проводится.
Избирательная кампания – деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня представления избирательной комиссией финансового отчёта о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.
Содержание избирательной кампании.
- Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность
- Организационный этап: образование избирательных округов и избирательных участков, формирование избирательной комиссии, составление списков избирателей (на каждом участке не более 3-х тысяч человек).
- Предвыборная агитация
- Голосование и его результаты – (уклонение от участия в выборах (чаще молодежь)- абсентеизм)
- Итоги голосования