Политические партии и движения

Политическая партия – добровольное объединение людей определенной идейно-политической ориентации, стремящихся завоевать государственную власть или участвовать в её осуществлении для реализации интересов тех или иных социальных групп и слоёв населения

Движение - солидарная активность граждан, направленная на достижение какой-либо значимой политической цели (инициативные группы, клубы, союзы и т.д.). В отличии от партий не ставят перед собой задачу прихода к власти.

Признаки партий

- борьба за власть

- организация

- наличие программы и устава

- носитель определенной идеологии

- наличие социальной опоры в обществе

- постоянство, долговременность существования

 

Функции партий

- выявление и выражение интересов различных групп общества

- функция посредничества между государством и обществом

- функция власти (соучастие во власти, осуществление власти)

- интеграция и консолидация интересов различных групп общества

- легитимация (законность) власти

 

 

Классификация партий

 

Социалистические (левые)

Либеральные

Консервативные (правые)

Партии правящие и оппозиционные (проводят политику противодействия)

 

 

Партии по организационному принципу

- небольшое кол-во (обычно это узкая группа профессиональных политиков)

- свободное членство

-отсутствие жёсткой партийной дисциплины, членских взносов

- ориентация на выборы, подбор кадров, способных организовать избирательную кампанию (консервативная и либеральная партии Великобритании, республиканцы и демократы в США – парламентские партии)

- массовость

- фиксированное членство

- наличие партийной дисциплины, членских взносов, партийного аппарата

- ориентация на определённый класс

 

Основные идеологические течения

- стремление сохранить и укрепить существующий строй и принципы общественной жизни

- уважение к сильному государству, общественному порядку

- традиционализм, стабильность

- ценности – семья, религия, мораль

- неотчуждаемость естественных прав и свобод личности – прав на жизнь, свободу, и собственность

в экономической области по труду

- свобода экономической, предпринимательской деятельности на основе частной собственности

В политической области

Демократия, правовое государство, разделение властей

В социальных отношениях

Равенство возможностей, равенство перед законом

В духовной жизни

Свободу мысли и слова

- отрицание института частной собственности

- утверждение социалистической (общественной, государственной) собственности

- нетрудовое уравнительное распределение доходов

- политическое (административное) регулирование социальных и экономических процессов

- принцип социальной справедливости и от каждого по способностям – каждому по труду.

 

 

СМИ в политической системе

«четвёртая власть»

- информационная функция (сообщение о наиболее значительных событиях)

- выбор и комментирование информации, её оценка

- функция политической социализации (приобщение людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения)

- функция критики и контроля (позволяет гражданам анализировать и оценивать деятельность органов власти)

- представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику

- функция формирования общественного мнения

- функция мобилизационная (побуждение людей к определённым политическим действиям)

 

Избирательная компания в РФ

Избирательные системы

Мажоритарная (от франц. – большинство)

 

Пропорциональная (по партийному списку)

Депутатские места в каждом избирательном округе достаются кандидату, который собрал установленное большинство голосов. Избирательные округа чаще всего бывают одномандатными, т.е. каждая партия выставляет только одного кандидата.

Распределение депутатских мест в центральных и местных органах на принципе пропорциональности между числом поданных за партию голосов и полученных ею мандатов.

Пропорциональная система считается более демократичной, обеспечивая представительство мелких партий в парламенте. Партии должны преодолеть 7% «барьер»

 

- В РФ принята смешанная избирательная система

При выборах в Государственную Думу: 450 депутатов избирается на основе пропорционального представительства

- На территории России образуется 225 одномандатных округов, состав которых утверждается за 100 дней до голосования.

- Выборы признаются несостоявшимися, если приняло участие менее 25 % избирателей

- Выборы Президента РФ проводятся по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства – в 1-ом туре и мажоритарной системе относительного большинства – во 2-ом туре. Если в 1-ом туре набрал более 50%, то 2-ой тур не проводится.

Избирательная кампания – деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня представления избирательной комиссией финансового отчёта о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.

 

Содержание избирательной кампании.

- Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность

- Организационный этап: образование избирательных округов и избирательных участков, формирование избирательной комиссии, составление списков избирателей (на каждом участке не более 3-х тысяч человек).

- Предвыборная агитация

- Голосование и его результаты – (уклонение от участия в выборах (чаще молодежь)- абсентеизм)

- Итоги голосования

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: