Русские народные инструменты

Тема №11. Народные музыкальные инструменты.

Песенное и инструментальное искусство древних народов развивалось в тесной взаимосвязи. Обрядовое песнопение способствовало рождению инструментов с установлением их музыкального строя. Одни и те же инструменты могут принадлежать как одному, так и разным народам. Так, на Украине бытует бандура, а в Грузии - пандури и чонгури (струнные). Восточные славяне - русские, украинцы, белорусы - имеют общие инструменты - гусли, сопель (сопилка, дудка), жалейку, рожок, волынку (дуду), колёсную лиру, в Азербайджане и Армении - саз, тар, кеманчу, зурну, дудук; в Узбекистане и Таджикистане почти все инструменты одинаковы.

Возникновение музыкальных инструментов относится к глубокой древности. Еще у древних людей появились примитивные ударные, духовые и струнные инструменты. Развитие музыкального инструментария шло в тесной связи с общим развитием человечества, его культуры. При этом одни музыкальные инструменты дошли до нас в первоначальном виде, другие подвергались усовершенствованию или вообще исчезали. Некоторые народы, отдавая предпочтение вокальной музыке, создавали музыкальные инструменты в ограниченном количестве и применяли их главным образом в качестве аккомпанирующих хоровому пению. Таковы, например, грузинские чонгури и пандури или курай у башкир и хомыс у якутов.

У разных народов появилось огромное количество инструментов.

Деревянные духовые: узбекско-таджикский най, карельская лира и лудда, латышский ганурагс, бурятский бишкур. В подгруппу медных духовых входят: узбекско-таджикский карнай, украинская (гуцульская) трембита, молдавский бучум, эстонский сарв, русские владимирские рожки. Хотя почти все они деревянные, по способу извлечения звука и характеру звучания они близки медным духовым.

У всех народов мира есть свои национальные струнные щипковые музыкальные инструменты. Самые древние из них — кифара, лира, арфа. Ближайшие родственники арфы — цитра и лютня. Популярная в наше время гитара имеет много общего с лютней. Мандолина является народным итальянским инструментом. В подгруппу струнных щипковых входят арфа, гитара, мандолина, немецкая цитра, греческая бузуки, казахская домбра, туркменский дутар, русские гусли, эстонский каннель, латышский кокле. К смычковым относятся скрипка, азербайджанская кеманча, киргизский кыяк, тувинский бызанчи, марийский ковыж.

Группу ударных составляют музыкальные инструменты с кожаной мембраной (литавры, барабаны, бубны) или сделанные из материала, который сам способен звучать (тарелки, гонг, треугольник, ксилофон, кастаньеты и др.). Похожие инструменты в разных странах могли называться по-разному.

У многих народов мира встречается волынка под разными названиями: коза, дуда, лура, мюзет, корнемюз, гайда, кобза, волокита, шувыр, тулуп-сурна и т.д. До XVII века она бытовала преимущественно среди пастухов. Особое место волынка заняла в народном музыкальном быту Англии, Шотландии. Мешок, который служит резервуаром для воздуха, делают из козьей, телячьей или овечьей шкуры. Шкуру выворачивают шерстью внутрь. В отверстия от передних ног и шеи вставляют деревянные головки и перевязывают их. В верхней части мешка в головку вставляют надувную трубку - сисак, через которую надувают воздух. Сисак закрывается специальным клапаном. По бокам меха в головки вставляют три трубки. Одна - это бас, вторая звучит на квинту выше баса. Третья трубка игровая, на ней исполняют мелодию.

    Народным инструментом являлась скрипка. Долгое время струнные инструменты были щипковыми. Лишь в VIII веке смычковые пришли в Европу. Существовало несколько разновидностей смычковых. Прототипом современной скрипки были западноевропейская однострунная лира, восточнославянский гудок, польская мазанка, болгарская гадулка, чешские и словацкие гусли.

Русские народные инструменты.

    Важную роль в развитии и распространении инструментария сыграли скоморохи. Скоморохи – странствующие актеры, потешавшие народ пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах. «Сопельник», «плясец», «игрец» - так называли скоморохов в Древней Руси. Первые сведения о скоморохах датируются XI веком.

Скоморохи подразделялись на «оседлых», т.е. приписанных к одному посаду, и странствующих – «походных», «гулящих». Оседлые занимались земледелием или ремеслом, а играли лишь в праздник для собственного удовольствия. Странствующие скоморохи, профессиональные актеры и музыканты, занимались только своим ремеслом: передвигаясь большими группами, переходя из села в село, из города в город, они были непременными участниками праздников, гуляний, свадеб и обрядов.

Через всю средневековую русскую культуру проходит противостояние официальной церкви скоморошьим традициям, сохранявшим элементы язычества. Репертуар скоморохов зачастую имел антицерковную направленность. Еще в конце XV века церковь принимала решения, направленные на искоренение скоморошества. А в 1648 году царь Алексей Михайлович издал указ, предписывающий властям уничтожение скоморошества, в том числе их музыкальных инструментов. Скоморохи и мастера гудошного дела подлежали высылке в Сибирь и на Север, а инструменты уничтожались. Русскому музыкальному искусству был нанесен невосполнимый урон. Некоторые образцы народного инструментария безвозвратно утеряны. Скоморошество было искоренено в XVIII веке, однако традиции скоморошьих игр, сатиры, юмора возрождались в тех районах России, куда ссылали скоморохов.

На Руси получили широкое распространение духовые инструменты трех видов:

1. свистящие (флейтовые),

2. язычковые,

3. амбушюрные (типа труб).

1. Раньше всех возникли свистящие. Простейшие музыкальные инструменты – окарины – издавали только один звук. Многоствольная флейта кувиклы, кугиклы, кувички – набор дудочек без пальцевых отверстий, каждая дудочка издавала только один звук. Дудка – простейший свистящий инструмент из стебля тростника с 5-6 пальцевыми отверстиями. Сопель и свирель - это свистковые продольные флейты, сделанные из дерева. Верхний конец ствола имеет срез и свистковое устройство. У древних сопелей на одной из сторон имелись 3-4 отверстия. Инструмент использовали в ратных походах, на празднествах.

Пыжатка (сиповка, сопелка) отличается от простой дудки наличием свисткового приспособления – пыжа, способствующего большей громкости и ясности звука.

2. Язычковые инструменты – жалейка, волынка.

Жалейка – инструмент кларнетного типа, но более резкого тембра с одиночным бьющимся язычком, представляет собой деревянную трубку от 14 до 20 см длиной с тростниковым пищиком в верхнем конце. Жалейка имеет 3-6 пальцевых отверстий, из нее можно извлечь полный диатонический звукоряд. На двойных жалейках возможны созвучия. Звук жалейки громкий, пронзительный, гнусавый.

Волынка – жалейка, вставленная в надутый мех из телячьей или козьей шкуры. Наглухо зашитый кожаный мешок служил для нагнетания воздуха, тем самым способствовал непрерывности звучания. Помимо основной трубки, на которой игралась мелодия, волынка имела еще 1-2 трубки, исполнявшие тянущийся бурдон.

3. Пастушеские трубы без пальцевых отверстий относятся, как и рожки, к амбушюрным инструментам. Путем изменения количества вдуваемого воздуха на них воспроизводятся тоны натурального обертонового ряда. Пастушеская труба имеет мощный звук, слышный на далеких расстояниях.

Рожок – прямая деревянная труба с небольшим раструбом на одном конце и маленьким мундштуком на другом. Имеет 5 пальцевых отверстий в верхнем конце и одно – в нижнем. Благодаря этому на рожке извлекается полный диатонический звукоряд; путем передувания он расширяется до полутораоктавного. Изготовляют рожок из березы, клена или можжевельника. В прошлом их выделывали тем же способом, что и пастушеские рога, то есть из двух половин, скрепленных берестой. Звук у рожка сильный, но мягкий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: