Струнные инструменты

Гусли представляли собой небольшой деревянный корпус в форме крыла (отсюда название «крыловидные») с натянутыми струнами. Струны (от 4 до 8) могли быть жильными или металлическими. Инструмент при игре находился на коленях. Пальцами правой руки музыкант ударял по струнам, а левой - приглушал ненужные струны. В XVII веке были созданы столообразные гусли, имеющие форму небольшого ящика с находящимися внутри его корпуса струнами.

Гудок (смык) - струнный инструмент. Скоморохи использовали его в сочетании с гуслями. Состоит из долбленого деревянного корпуса овальной или грушевидной формы, с коротким грифом без ладов, с прямой или отогнутой головкой. Имел три струны, которые находились на одном уровне по отношению к лицевой стороне. Смычок лукообразной формы при игре соприкасался одновременно с тремя струнами. Мелодия исполнялась на первой струне, а вторая и третья струны, так называемые бурдонные, звучали без изменения звука. Беспрерывное звучание нижних струн было одной из характерных особенностей народной музыки. Во время игры инструмент находился на колене исполнителя в вертикальном положении. Гудок был распространен в XVII-XIX веках.

Скрипка. Славянское название «скрипка» встречается в XV веке. Упоминания о скрипице, скрипеле встречаются в летописях с XVI века. Народная скрипка квинтового строя до XIX века имела три струны, позднее встречалась и 4-х-струнная скрипка. Чаще использовалась как ансамблевый инструмент.

Танбуровидные инструменты – струнные щипковые с грифом и кузовом. К русским танбуровидным относятся балалайка, по струнам которой бряцали пальцами, и домра, на которой играли плектром (медиатором).

Домра появилась на Руси в период татаро-монгольского нашествия (у тюркских народов подобный инструмент назывался домр, домбра). Один из самых распространенных в XVII веке инструментов. Домры были разных размеров: от малой «домришки» до большой «басистой», с полукруглым корпусом, длинным грифом и двумя струнами, настроенными в квинту или кварту. Домра – излюбленный инструмент скоморохов. Древняя пословица гласит: «Рад скомрах о своих домрах».

Балалайка. В конце XVII века выходит из употребления домра, но появляется другой струнный инструмент - балалайка. В разные времена ее называли по-разному: и «балабойка», и «балабайка», но первое название сохранилось до наших дней. На протяжении столетий конструкция балалайки видоизменялась. Первые балалайки XVIII в. имели овальный или круглый корпус и две струны. В дальнейшем, в XIX веке корпус стал треугольным, добавилась еще одна струна. Инструмент настраивался по терциям в мажорное трезвучие. Другой способ настройки балалайки: две нижние струны настраивались в унисон, а верхняя струна в кварту по отношению к ним (ми-ми-ля). Усовершенствованная в конце XIX века В.Андреевым, балалайка стала в наши дни профессиональным инструментом.

Ударные инструменты.

С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмического сопровождения пения или пляски.

Музыкальные ложки выделываются из более твёрдых пород дерева, чем простые. Они имеют удлинённые рукоятки и отполированную поверхность. В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большей величины. Оттого, что размеры ложек разные, возникает впечатление чередования звуков по высоте. Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной «наковальней» по которой бьют третьей ложкой.

Рубе́ль в старину русские женщины использовали для глажения белья. Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные рубцы, вторая оставалась гладкой. Музыкальный рубель был менее длинный и в одной из боковых торцовых сторон имел высверленную резонаторную полость (не сквозную). При игре рубель держат одной рукой за ручку, а другой водят взад-вперёд по его рубцам деревянной ложкой или палочкой. Получается характерный «трещащий» звук.

Бубен — музыкальный ударный инструмент в виде неширокого круглого деревянного ободка, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри ободка подвешиваются бубенчики и колокольчики, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки.

Трещотка - состоит из набора 18 — 20 тонких дощечек, сделанных обычно из дуба и соединённых между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для того, чтобы дощечки вплотную не прикасались друг к другу, между ними вверху вставлялись небольшие пластинки из дерева. Трещотку берут за концы веревок в обе руки. От резкого или плавного движения пластины ударяются друг о друга, издавая сухой, щёлкающий звук.

Иногда в качестве музыкальных инструментов использовались предметы быта. По бутылкам, наполненным разным количеством воды, ударяли специальными деревянными молоточками, звенели колокольчиками, закрепленными на шапке.

Значительно позже, в 1830-40-х годах, в России стала популярной гармонь. Мастера стремились приблизить инструмент к ладовым особенностям народной песни того или иного района. В результате, за короткий срок произошла трансформация инструмента и появилось множество разновидностей гармоник – тульские, саратовские, орловские и т.п. Все гармоники имели диатонический строй.

В последующие годы народные инструменты получили свое дальнейшее развитие благодаря творческой изобретательности мастеров и музыкантов-этнографов. Существовавшие некогда инструменты реконструировались, обретая новую форму, звучание и предназначение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: