Памятники Калининского района

Донецк имеют свою интересную, своеобразную историю.

 Процесс развития города непрерывен. Архитектура Донбасса ХІХ – начала ХХ века отображала особенности общественного развития на пути становления политической системы. Получили развитие наука и техника строительства, использовались новые материалы и конструкции (металл, цемент, железобетон, стекло, керамика). "… Архитектура – это польза, прочность и красота. Архитектура города утилитарна, нет единого стиля, нет своего лица. Это лицо богатого индустриального города. ", – отмечает Павел Исаакович  

Благодаря своей истории и неоценимому вкладу великих деятелей в Донецке числится 262 памятника истории и культуры. К ним относятся: скульптуры, мемориалы, памятные знаки, мемориальные доски, 18 посвящены Октябрьской революции 1917 года, 9- гражданской войне, 30- искусству, 30 - труду. Уникальны произведения архитектуры и искусства. В городе расположены: 11 кинотеатров, 53 Дворца культуры и клуба, 368 библиотек с фондом свыше 15522662 книг, 16 начальных специализированных учебных заведений искусств[1].

Донецк - зеленый город с множеством красивых парков, скверов, бульваров. Многие из них принадлежат предприятиям (сквер Киев-Конти, парк ДМЗ, парк отеля Виктория, парк Донбасс- Арены, парк кованных фигур и др.)

Монументальность Донецка- это шедевр культурного, хозяйственного, исторического прошлого.

Первым памятником Донецка (тогда еще Юзовки) был памятник Александру II. Его открытие планировалось на 1916 год, но он рухнул за несколько дней до открытия [4].

Некоторые памятники подарены Донецку другими городами. Таким образом Донецк получил от Москвы копию Царь-пушки, от Бохуму - копию колокола установленного у ратуши, от Киева - оригинал скульптуры Архистратига Михаила.

 Среди запланированных и нереализованных памятников можно выделить:

Памятник погибшим шахтерам, футбольному клубу "Металлург", Льву Толстому, Сергею Прокофьеву, памятник партизанам и подпольщикам Женщинам-шахтерам, жертвам голодомора.

В каждом районе города Донецка сохранились шедевры исторического монументального прошлого.

Одним из центральных районов города Донецка является Калининский район. В нем сосредоточено множество промышленных предприятий, заведений культуры и отдыха. Среди памятников культуры ведущую роль составляют: Памятник Максиму Горькому, Бюст генерала Федора Ивановича Толбухина, Сестричка, Бюст Евгения Николаевича Кондратюка, Бюст Дмитрия Ивановича Менделеева, Памятник медицинским работникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (Памятник преподавателям, воспитанникам и сотрудникам Донецкого медицинского института).

Памятники Калининского района

Памятник Максиму Горькому расположен на территорииДонецкого государственного медицинского университета. (ПриложениеА). В сквере имени Горького.  Создан - в 1951 году скульптором Элеонорой Абрамовной Блох. Посвящен главному пролетарскому писателю, Алексею Максимовичу Горькому. По своему изображению писатель как бы стремиться поделиться своей историей с будущими поколениями, оставить для них бесценный очерк. Памятник Максиму Горькому изображает молодого Алешу Пешкова. В 1891 году, когда он работал в ремонтной бригаде на железнодорожной станции Славянск. Сквер, в котором он расположился, был заложен в 1944 году и стал важной вехой в благоустройстве города. В 1997 году в сквере имени Горького было начато строительство Свято - Преображенского кафедрального собора, что также является одним из важных источников духовного наследия города.  

На пересечении проспекта Ильича и улицы Марии Ульяновой расположен Бюст генерала Федора Ивановича Толбухина. Памятник появился в 1995 году  и посвящен генералу Донбасской наступательной операции.  Рядом, по адресу (проспект Ильича, 52) стоит дом, где в 1943 году несколько дней размещался штаб Южного фронта и где физически находился Толбухин. [5]

Во дворике П-образного здания базового медицинского колледжа, когда еще это был не базовый колледж, а базовое училище расположился уникальный памятник - Сестричка. (Приложение Б). Открыли памятник 1 мая 1980 года. Памятник исполнил скульптор Александр Порожнюк. Открытие памятника было приурочено к 35-летию Победы. С суровым выражением лица, по-фронтовому поджарая, с немного непропорциональными бедрами (тут авторский замысел – показать, что штаны и кирзовые сапоги ей не по размеру), в пилотке, она стоит, прижав руку почему - то к правой груди. Изображая преданность героическому труду медицинских работников. Ведь на протяжении длительного исторического прошлого и поныне их труд имеет поистине весомое значение, - в сохранении и развитии жизни поколений. Памятник важен и для студентов колледжа, являясь символом их будущей профессии.  

8 мая 1970 года на средства собранные преподавателями, сотрудниками и студентами Донецкого государственного медицинского университета в 25 годовщину победы в Великой Отечественной войне на территории университета установлен памятник медицинским работникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (Памятник преподавателям, воспитанникам и сотрудникам Донецкого медицинского института). Памятник медицинским работникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (Памятник преподавателям, воспитанникам и сотрудникам Донецкого медицинского института).

Автор памятника — скульптор Николай Васильевич Ясиненко

Скульптура отлита из бронзы в Центральных ремонтных мастерских комбината «Донецкуголь» и на экспериментальном заводе научно-исследовательского института «ГипроНИСэлектрошахт». Высота скульптуры — три метра. Постамент выполнен из полированного розового гранита, высота — 2,5 метра, длина и ширина — по 1,5 метра. Гранит для постамента привезли из Каранского карьерного управления в Тельмановском районе.

Памятник представляет собой скульптуру, стилизованную под древнегреческие изображения. Образ скульптуры символизирует медицину — это женщина - жрица одетая в тунику. Правая рука фигуры согнута в локте под прямым углом и поднята к небу. В руке цветок гвоздики. Левая рука фигуры прижата к сердцу. В руке чаша (змея-целительница пьет из чаши мудрости, традиционная эмблема медицины) [6]

Неоценимый вклад в развитии  Донецкого ботанического сада внес Евгений Николаевич Кондратюк,- видный специалист по созданию ботанических садов и корифей в промышленной ботанике. С 1959-65 года был директором Национального ботанического сада им. Н. Н. Гришко в Киеве. А после с 1970 по 1987 год -вторым руководителем Донецкого ботанического сада. Именно ему на невысоком красноватом монолите был установлен памятник. Бюст Евгения Николаевича Кондратюка отображает волевой характер ученого. Пронзительные глаза, глядящие вдаль, куда-то в направлении центра Донецка, свидетельствуют о тех мечтах, которые вдохновляли Евгения Николаевича на реконструкцию Ботанического сада. Со всех сторон к памятнику подступают клумбы. Его бюст встречает всех, кто начинает прогулку по аллеям сада. Это радушный хозяин, приглашающий гостей.

Напротив входа в Ботанический сад расположен Бюст Дмитрия Ивановича Менделеева.  Его голова высечена из камня. На постаменте – цитата великого человека, в которой он говорит: «Вопрос засадки лесом южных степей принадлежит к государственным задачам…» (ПриложениеВ)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: