II. Инструктаж к практическому занятию.
Используя материалы учебника, атласа, таблицы, микропрепараты и микротаблицы, изучить состав, свойства и функции крови.
III. Самостоятельная работа.
1. По атласам, таблицами, влажными препаратами определить:
- поверхности сердца (грудино-реберную, диафрагмальную, легочную)
- борозды сердца (венечная, передняя и задняя межжелудочковые)
- строение стенки сердца (эндокард, миокард, эпикард, перикард)
- камеры сердца и их отличия (правый желудочек и предсердие, левый желудочек и предсердие)
- устройство клапанного аппарата (трехстворчатый, двустворчатый, полулунные)
- определите сосуды, которые впадают и начинаются от сердца;
2. Изучите сердца человека, к рисунку сделайте обозначения.
| 1. | |
| 2. | |
| 3. | |
| 4. | |
| 5. | |
| 6. | |
| 7. | |
| 8. | |
| 9. | |
| 10. | |
| 11. | |
| 12. | |
| 13. | |
| 14. | |
| 15. | |
| 16. | |
| 17. | |
| 18. |

3. Запишите обозначения, запомните части проводящей системы сердца. Заполните таблицу:

| 1 | |
| 2 | |
| 3 | |
| 4 |
Сердечней цикл.
| Общая пауза | Систола предсердий | Систола желудочков | Диастола желудочков | |
| Полулунные клапаны | ||||
| Атриовентрикулярные клапаны |
4. Овладеть навыками определения сердечного толчка.
| Задание | Указания | Примечания |
| Определение сердечного толчка | Определить расположение среднеключичной линии слева, условно провести линию к V межреберью; Ладонь правой руки кладут основой к грудине, а пальцами проводят между V и VI ребрами на 1-1,5 см кнутри от левой среднеключичной линии. В положении лежа на левом боку, сердечный толчок смещается влево на 3-4 см, а на правой стороне - вправо на 1-1,5 см. | У женщин необходимо поднять вверх и вправо молочную железу. |
5. Заполните таблицу:
Регуляция роботы сердца.
| Вид регуляции | Действие |
| Нервная регуляция | |
| Парасимпатическая НС (блуждающий нерв) | |
| Симпатическая НС (от ядер боковых рогов спинного мозга I-V грудных сегментов) | |
| Кора мозга | |
| Рефлекторная регуляция | |
| Рецепторы дуги аорты та каротидных синусов | |
| Гуморальная регуляция | |
| Ацетилхолин | |
| Адреналин и норадреналин | |
| Излишек К | |
| Излишек Са | |
| Тироксин | |
6. Решите ситуационные задачи:
1. Что такое систолический объем? Чему он равен?
2. Вычислить минутный объем крови (МОК), если СО равен 70 мл. Расчеты записать.
3. Боксеру на ринге противник нанес удар в эпигастральную область, после чего у пострадавшего возникла брадикардия и кратковременная потеря сознания. Каков механизм этого нарушения?
4. У спортсмена на старте перед бегом на дистанцию частота сердечных сокращений увеличилась на 30 ударов в минуту. Какие реакции лежат в основе этого явления?
5. У больного с гиперфункцией щитовидной железы наблюдается резкое увеличение частоты сердечных сокращений (тахикардия). Концентрация какого гормона возрастает в крови и способствует развитию указанного состояния?
6. Объяснить, почему надавливание на область каротидного синуса может вызвать задержку деятельности сердца, а резкий удар в этой области – его остановку?






