Работа над дикцией и произношением

МБУДО ЦДО «Реальная школа» город Воронеж

СП Циолковского 121а

Группа

Лекционное и практическое занятие № 88 по вокалу.

Для учащихся 1 года обучения.

 

Педагог ДО

Ольховик Т.Н.

 

Тема: «Моим другом стала песня! Работа над артикуляцией.»


Важнейшими звеньями певческого процесса является артикуляция и дикция. Артикуляционный аппарат — это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией. К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо, глотка, гортань).

Артикуляция - активная работа рта в речи и в пении.

Чтобы сделать голос «управляемым», превратить его в послушный инструмент, способный передавать все тонкости эмоционального мира человека, необходима систематическая кропотливая работа над точностью координации всех частей голосообразующего аппарата.
Артикуляционные упражнения и гимнастика направлены на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности, т.к. вялый артикуляционный аппарат является причиной плохой дикции.

Артикуляционная гимнастика помогает:

  • устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;
  • разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность;
  • развить мимику, артикуляционную моторику;
  • развить выразительную дикцию.

1. Артикуляционный аппарат должен быть свободным, чтобы певец имел возможность мгновенно произносить различные звуки, не нарушая при этом певческой установки. Чёткость артикуляции помогает улучшить дикцию.
2. Лучшему формированию звука способствует свободная, не зажатая нижняя челюсть. При зажатой нижней челюсти полезно петь йотированные гласные:

  • йа-йа
  • йе-йе
  • нэй-нэй-нэй

Упражнения для освобождения нижней челюсти. При пении следить, чтобы движение нижней челюсти не мешало ровному и связному звучанию.

  • дай-яй-яй
  • пой-ой-ой
  • дай-дай-дай

3. Развитию чёткости дикции мешают довольно часто встречающиеся недостатки – неподвижность верхней губы (так называемая «мёртвая губа») и вялость квадратных мышц щёк.




Упражнения на слоги

  • зе - зо
  • зе - зу,

помогут устранить их, если на слоги «зе» быстрым утрированным движением растянуть губы (как бы в широкой улыбке), а на слоги «зу» или «зо» также быстро вытянуть их вперёд. Кроме «зе-зо», можно использовать и другие сочетания слогов, например:

  • ми - ма
  • ма - ми

 

Дикция

Дикция является средством донесения текстового содержания до слушателей, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытия музыкального образа. Главное правило дикции – полное освобождение артикуляционного аппарата от напряжения.

Дикция (лат. dictio — произнесение речи) — ясность, разборчивость произнесения текста. Хорошая дикция — непременное условие вокального исполнения. Особенно важно четкое произношение согласных.

Выразительная дикция — важнейшая характеристика актерского мастерства, певцов, выступающих.

Четкая дикция зависит от уровня натренированности активных органов речи — к таким органам относятся язык и губы. В связи с этим отработку выразительной дикции следует начинать с тренировки мышц — артикуляционной гимнастики.

Дикция показывает, насколько человек правильно произносит слова и слоги, как четко он произносит звуки — все это поддается тренировке, совершенствованию.

Нечеткое произношение слов мешает их правильному восприятию, а плохо произнесенная фраза иногда даже лишается смысла. Искажение звуков может сильно отвлечь внимание аудитории, заставив их заострять внимание на дефектах звучания, а не на смысле сказанной фразы.

Работа над дикцией и произношением

Для того, чтобы избавиться от резкого «г», свистящего «с», шепелявого «ш», для того чтобы улучшить произношение слов и слогов, для того чтобы дикция стала более выразительной, придется немного поработать.

Для чистого звучания речи существует огромное количество упражнений, которые уже на протяжении длительного времени помогают людям стать интересными, увлекательными ораторами. Некоторые из упражнений были известны уже в Древней Греции.

Для развития и улучшения дикции существуют специальные упражнения. Это:

Дыхание и осанка

Не многие знают то, насколько сильно зависит красиво поставленная речь от дыхания и осанки. В связи с этим даже существуют специальные упражнения:

1. Следует стать прямо, ноги на ширине плеч, руки следует расположить на поясе. После этого необходимо приоткрыть рот, и, якобы преодолевая сопротивление, сделать медленный выдох. После тренировки следует усложнить упражнение прочтением на выдохе нескольких строк любимого стихотворения.

2. Следует вернуться в исходное положение, а затем медленно наклоняясь вперед сделать вдох. Спину следует держать ровной, а на выдохе начать подниматься и продолжительно тянуть «гм-м-м».

3. Для упражнения на осанку следует запастись книгой. Книгу необходимо расположить на голове, и медленно ходить с ней так, чтобы она не падала. Затем следует добавить жестикуляцию, приседания, более динамичную ходьбу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: