Уроки гражданственности 2 класс

Горжусь историей родного края

Народные умельцы моего города (села)


v Кого называют умельцами?

v Какими ремёслами занимались в старину жители твоего родного края?

Величаво и гордо стоят терриконы. Горы шахтерские – близкие, туманные, пепельно-серые, крутоверхие, красновато-бурые, продолговатые, остывшие, словно гигантские шлемы. Летом – обожжённые палящим солнцем. Зимой - заснеженные, а если ветер сдует снег с вершины, то кажется, будто горы стоят по пояс в сугробах. Особенно красивы терриконы утром:

издали бледно-сиреневые, лиловые. Ночью - сплошь в дрожащих огоньках, точно гора внутри раскалена и огонь пробивается то здесь, то там. Многие терриконы стоят в донецкой степи не меньше века. Они видели вьюги и метели, иссушающий зной и

грозные, как наводнение, ливни. Они окутаны голубоватыми дымками, словно легендами. Низкий поклон им, вечным памятникам нелегкому шахтерскому труду!».

(Л. Жариков)

Подумай, что ты знаешь о народных умельцах своего родного края? Организуй выставку народного творчества и выпусти фотоальбом «Народ-умелец».

«Донбасс – край сильных людей, людей с красивой душой и великим сердцем».



Л.Луков


Уроки гражданственности                                                                                      2 класс

1. Собери пословицы:

Всякая работа … надо труд любить.
Человек без ремесла … мастера хвалит.
Чтобы хорошо жить, как дерево без плодов.

 


Подумай, какими ремёслами занимались люди, проживающие в первых поселениях много веков назад? Кто такие «народные умельцы»?

Народные промыслы – это дна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно-прикладного искусства).

Лоза – длинный, тонкий стебель некоторых кустарников (обычно винограда и корзиночной ивы). В лозоплетении это обозначает однолетние ветки ивы.

Традиции народного искусства уходят корнями в глубокую древность, отражая особенности трудового и бытового уклада, эстетические идеалы и верования определённого народа. Мотивы и образы народного искусства веками сохраняются почти неизменными, передаваясь из поколения в поколение. Изделия народных мастеров (керамика, ткани и ковры, изделия из дерева, камня, металла, кости, кожи и т. д.) призваны, прежде всего, внести красоту и радость в обыденную жизнь человека.

Поговорим о некоторых «народных умельцах» прошлого и настоящего нашего края, прославивших его своим трудом.

В прошлом, когда такого многообразия машин, как сейчас, не было, главным инструментом мастера были его руки, а в

помощь им – топор, кирка, лопата, соха. В быту с древних времен использовалась глиняная посуда.

Гончарство – один из видов народных ремёсел. Глину добывали с помощью железной кирки и заступа. Ее переносили и хранили во дворе, при необходимости заливали водой. Замешанную, как тесто,


2 класс                                                                                      Уроки гражданственности

глину били веслами, колотили деревянными молотками. После этого глину раскатывали. Гончар отщипывал куски и обрабатывал их сначала на ручном, а позже на тяжелом ножном гончарном круге.  Главным  инструментом  при

оформлении посуды были пальцы гончара и ножичек – тонкая деревянная пластинка. Готовое изделие мастер срезал с круга проволокой, ставил на просушку и обжигал, затем расписывал его и покрывал эмалью.

В ХVIII ст. распространился один из видов керамики – майолика. Майоликовые изделия из цветной глины, расписанные в народном стиле, и ныне украшают наши современные жилища. Среди керамических изделий миски, полумиски, глечики (крынки), горшочки макитры и др.

   

Лозоплетение – ремесло изготовления плетёных изделий из лозы.

Широко распространён среди населения Донецкого края был корзинный промысел. Кустари-корзинники плели корзины различных размеров и форм, короба, мебель, ширмы и кузова для экипажей. Сырьем служили ивовые, черемуховые, вязовые прутья, а также камыш.


Уроки гражданственности                                                                                      2 класс

Кузнечное дело. О развитии этого ремесла свидетельствуют археологические находки. Корни кузнечного ремесла уходят до пятитысячных глубин прошлого. Ассортимент изделий из железа и стали тоже был чрезвычайно широк – это оружие, орудия производства, ремесленнические инструменты, конская сбруя, предметы домашнего обихода, украшения и элементы одежды.

Алексей Иванович Мерцалов – кузнец, работник Юзовского металлургического завода, выковавший в 1895 году вместе с молотобойцем Федором Шпариным пальму из одного рельса.

Её ствол несет на себе десять листков и вверху заканчивается венчиком. Высота подлинно художественного изделия – 3м 53см. Молот и зубило – вот единственные инструменты, которыми пользовались кузнецы.

Пальма была изготовлена на Нижегородской выставке для демонстрации качества выпускаемой Юзовским заводом продукции. В 1900 году она была удостоена Гран-При на Всемирной выставке в Париже.

Позднее знаменитую пальму стали называть Пальмой Мерцалова, увековечив имя мастера.

 

В 1999 году Пальма Мерцалова стала символом Донецкой области и изображена на гербе Донецкой области.

В конце XX - начале XXI века донецкими кузнецами были изготовлены копии и множество изделий "по мотивам" Пальмы Мерцалова.

Какие ещё изделия современных умельцев - кузнецов тебе знакомы? Как называется парк, в котором мастера – кузнецы выставляют свои работы в Донецке?

Кузнецы Донбасса гордятся своей причастностью к этому божественному делу. Ведь кузнечное ремесло издревле приписывалось верховному славянскому богу Перуну, который считался громовержцем, и Сварогу – богу-кузнецу.


2 класс                                                                                      Уроки гражданственности


Корона донецкого

кузнеца

Рушник – это символ согласия, любви, красоты, счастливой судьбы, надежды, защиты от злых сил. Каждое жилье украшали рушники, вышитые руками хозяйки, или еще такие, которые достались ей в наследство от матери и бабушки. Рушники не только украшали жилье, их также вешали над дверями и окнами, чтобы никакое зло не проникло в дом. Хорошо украшенный рушник висел на колышке возле крыльца, им вытирали руки и посуду, накрывали кадку с тестом и испеченные паляницы, с ним ходили доить корову, начинали обжинки – рушник сопровождал человека везде.


Экспозиция работ народных умельцев Донбасса – мастеров декоративно-прикладного искусства Донецкой Народной Республики донецкого клуба «Светлица».


Уроки гражданственности                                                                                      2 класс

 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Назови людей труда, прославивших наш край.

2. Разделитесь на группы по интересам («Гончарство»,

«Лозоплетение», «Художественная роспись»).

3. Выполните работу в группах.

І группа – вылепите из пластилина (солёного теста, глины) посуду (чайный сервиз).

ІІ группа – из полос цветной бумаги изготовьте плетёный коврик

ІІІ группа – на образце посуды (тарелочка), изготовленном из белого картона выполните роспись красками в народном стиле.

4. Какому ремеслу хотел бы обучиться ты, чтобы стать полезным обществу и прославлять родной Донбасс?

5. Продолжи предложения:

· Рукам работадуше …

· Не потрудишьсятак и счастья…


2 класс                                                                                      Уроки гражданственности

Основные законы в жизни человека Человек и гражданин – кто это?


v Какая связь между этими словами?


Природа   Человек
Человек   Родина
Родина Гражданин Закон

У каждого человека есть место, где он родился.

Мы живём с вами в чудесном крае – крае бескрайних степей, широких полей.

Здесь мы научились ходить, говорить, видеть, чувствовать. Здесь мы услышали свои первые сказки, первые колыбельные песни.

 

Тут у нас много друзей. Всё это называется    . Не заменят край родимый Никакие чудеса! Только здесь всё так любимо – Реки, горы и леса. Здесь от отчего порога Начинается страна. Стран других на карте много, Только Родина одна!

Уроки гражданственности                                                                                      2 класс

Гражданин– лицо, принадлежащее к постоянному населению государства, обладающее совокупностью прав и обязанностей, задекларированных законами данного государства. Главным документом, подтверждающим статус гражданина является паспорт.

Родиной – от слова «родиться», – называют место, где человек родился и живет. Каждый из нас проживает в какой- либо стране. Значит, может назвать эту страну – РОДИНОЙ. Человека, который живет в своей стране, называют ГРАЖДАНИНОМ этой страны.

v В чем же разница между человеком и гражданином?

Все граждане – люди, но не каждый человек является гражданином. Оформить свою связь с определённым государством можно лишь при соблюдении целого ряда важных условий.

При рождении человек получает свой первый документ – СВИДЕТЕЛЬСТВО О РОЖДЕНИИ, которое подтверждает его гражданство.

Каждый из вас является гражданином Донецкой Народной Республики.

Но иметь просто документ, мало. Нужно научиться быть настоящим гражданином своей страны

Русский поэт Н. Некрасов писал, что гражданин – «Отечества достойный сын!».

v Что значит быть «достойным сыном»?

Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди. Чтобы жить в согласии друг с другом у них возникли вопросы:

· Что можно делать, а что нельзя?

· Что обязаны делать граждане, а что – нет?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в неразбериху. Так появились законы. Что же такое закон?

Закон
нормативный
органа
акт высшего

 

государственной власти, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой. Законы– это правила, которые                 устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане страны.


устройство),
constitutio правовой
государства,
2 класс                                                                                      Уроки гражданственности

Законы бывают разные, но главный (основной) закон страны называется Конституцией. Конституция  (от лат.

основной закон
                                                         
акт,
который

провозглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина Наша Конституция была принята 14 мая 2014 года. С тех пор этот день является государственным праздником. В Конституции записаны права наших граждан, такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие. Кроме прав у граждан есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.

Подумай, какие черты характера помогают быть законопослушным, а какие мешают?

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА:

Вспыльчивость Торопливость

Осмотрительность Аккуратность

Честность Лживость Уважение к людям Безразличие

 

Упражнение «Познай себя»

Важно помнить, что законы есть не только в государстве, но и у каждого человека. Расстаться с гражданством можно при соблюдении определённых условий, а вот утратить статус человека нельзя.

Мы сами делаем выбор – по каким законам жить

По законам правды или лжи, добра или зла, чести или бесчестия … Это происходит в момент, когда каждому из нас приходится делать выбор, как поступить:

· Помочь маме или пойти погулять?

· Делать уроки или бездельничать?

















Уроки гражданственности                                                                                      2 класс

· Оскорбить друга, ударить или решить спор по-дружески?

· Сказать правду или промолчать?

Для того, чтобы принять решение, нужны и сила воли, и смелость, и уважение к себе. Да-да, прежде всего, к себе, чтобы не уронить своего достоинства. Эти качества можно воспитать подобным образом:

· Я уважаю себя, и поэтому не буду обижать младших …

· Я уважаю себя, и поэтому не буду мусорить…

· Я уважаю себя, и поэтому не буду грубить старшим…

· Я уважаю себя…

ПРИНЯТИЕ ЗАКОНОВ ЖИЗНИ КЛАССА

Определи свои законы, которые необходимо выполнять каждому ученику класса, чтобы стать достойным гражданином своей Родины.


1. Закон правды

Запомни, правда нужна не


2. Закон добра

Будь добр к ближнему, и


только тебе, но и окружающим добро вернется к тебе. тебя людям. Будь справедлив.


3. Закон заботы

Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к одноклассникам. Помни об их интересах, потребностях, нуждах.

5. Закон уважения


4. Закон милосердия

Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах.

Не забывай о них!

6. Закон дружбы


Хочешь, чтобы тебя уважали – Относись к людям так, как хочешь,

уважай других!                              чтоб относились к тебе.

                                   


2 класс                                                                                      Уроки гражданственности

7. Закон чести

Вспоминай о своей

физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

 ЭТО ИНТЕРЕСНО

ЛЮДИ, КОТОРЫМИ ГОРДИТСЯ ДОНБАСС

Донбасс – земля талантов и героев. Эта земля плодородна не только на таланты, но и на вдохновение. Тут родился великий композитор Сергей Прокофьев, волшебник кисти – Архип Куинджи, писатель-гуманист Всеволод Гаршин, известные артисты Леонид Быков и Николай Гриценко,знаменитые певцы Иосиф Кобзон, Юрий Богатиков, Юрий Гуляев.

Богат Донбасс и на спортивные таланты.

С помощью дополнительной литературы и Интернета проведи поисковую работу и подготовь проект «Земля талантов, героев, инициатив и открытий».

 ПОВТОРЯЕМ И ЗАКРЕПЛЯЕМ

Отгадай загадки

1. Мы живём спокойно в мире, В доме, в школе и в квартире. Охраняет всех нас он. Он – защитник наш – … (закон) 3. Он законы соблюдает, И права свои он знает. Это Родины послушный сын Честный, добрый ….(гражданин) 2. Книга – очень важная. Она расскажет, как нам жить, Как избежать опасности, Нам всем добавит ясности. Зачем, когда и почему Все подчиняются ему Его величеству Закону. (Конституция)

Уроки гражданственности                                                                                      2 класс

 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Как ты понимаешь выражения «закон для нас», «закон внутри нас»?

2. Какова роль закона в обществе, в отношениях между людьми?

3. Что значит уважать себя?

4. А чтобы ты хотел пожелать народу, живущему в нашей стране?

Я сердце доброму шепчу,

Чтобы друзья мною гордились, Бесстрашью у меня учились.

Чтобы полезным людям быть, И долг, и честь не позабыть.

Чтоб в школе хорошо учиться Мне это в жизни пригодится!


2 класс                                                                                      Уроки гражданственности

Дети – полноценные граждане своего государства


v Гражданами какого государства ты являешься?

v В каком документе задекларированы права и обязанности граждан?

Подумай, в чём различие понятий «человек» и «гражданин»?
Кто по улице идет? Необычный пешеход. У него пятьсот имен: На заводе слесарь он, В яслях он – родитель, В кинотеатре – зритель. А пришел на стадион – И уже болельщик он. Он кому-то сын и внук, Для кого-то близкий друг. Он мечтатель в дни весны. Он военный в час войны. И всегда, везде и всюду Гражданин своей страны. (Р.Сеф)

 


Кто по улице идет?

ЧТО ОЗНАЧАЕТ БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ?

Ребенок родился…

И теперь малышу необходимы не только тепло, забота, уютная кроватка и прочие детские радости. Ему необходимо стать законным гражданином своей страны. Для этого нужны не подвиги и поступки – они впереди, по мере взросления, а всего лишь

документ. Документ, подтверждающий, что родился гражданин – свидетельство о рождении. Каждый человек с момента рождения становится гражданином своей страны. Но мало родиться гражданином, им надо еще стать.


Уроки гражданственности                                                                                      2 класс

Всякий ли человек достоин именоваться гражданином? Если не всякий, то какой? Приведи примеры литературных героев, которых ты считаешь достойными называться гражданами.

Человек живет в обществе, объединяясь в большие и маленькие группы: семью, дружеский и трудовой коллектив, народ. Общество – это круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов.

Понятие «гражданин» возникло в тесной связи с понятием "город",

«горожанин». Первыми гражданами были свободные и равноправные жители в городах Древней Греции и Древнего Рима.

Совместная жизнь людей называется общественной жизнью. Потребность в общении называется общественным чувством. Чтобы быть гражданином, надо обладать развитым общественным чувством, постоянно ощущать себя активным соучастником жизни как близких, так и не очень близких, а иногда и очень далёких людей.

Гражданин – это человек, который знает свои права и обязанности и, что самое главное, обладает общественным чувством соучастия в больших и малых делах. Это человек, который понимает свой гражданский долг, у которого есть

гражданская ответственность, гражданская совесть.

Все мы граждане Земли, мира, своей республики. И от наших дел, поступков будет зависеть то, насколько наше государство станет процветающим и будем ли мы являться достойными гражданами.

Слово «гражданин» включает в себя понятия:

· высокая нравственность;

· любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине;

· патриотизм.

  Подумай и назови качества настоящего гражданина.



















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: