v Прочитай и отгадай загадку. Стоит весёлый, светлый дом. Ребят проворных много в нём. Там пишут и считают,
Рисуют и читают.
v Какие ассоциации у вас вызывает слово «ШКОЛА».
ШКОЛА |
v Подтверди или опровергни высказывание «Было время, когда на Руси не было грамотных людей, а дети не ходили в школу».
Из летописи «Повести временных лет» (наиболее ранней дошедшей до нас древнерусской летописи) узнай, что представляли собой первые школы на Руси. |
Во времена Древней Руси дети учились у старших умению трудиться, проявлять уважение к людям, тому, как заботиться о младших. Учились родительскому ремеслу. Если отец был сапожником, то он учил своих детей сапожному ремеслу. Но дети не знали грамоты, не имели книг, т.е. ни читать, ни писать они не могли, к сожалению, как и многие взрослые.
Летопись – рукописная книга, в которой в далеком прошлом записывались все события, случившиеся за лето. Словом «лето» в Древней Руси назывался год.
2 класс Уроки гражданственности
|
|
Представь себе, что ты на несколько минут оказался в древнерусской школе (картина
Кустодиева Б.М. «Земская школа в Московской Руси»)
«Мы с вами находимся внутри помещения, которое очень напоминает обыкновенную русскую избу. Но здесь вдоль стен расположены лавки, а в центре – большой деревянный стол, за которым сидят ученики и их строгий учитель. В углу – русская печь, рядом с ней рукомойник. На самом видном месте, на стене, висят розги – гроза нерадивых учеников. Ребята-однокашники повторяют “зады”, т.е. домашнее задание (однокашники от слова “каша”, учитель показывает чугунок каши на картине – в перерыв ученики вместе ели кашу, отсюда и произошло слово “однокашник”), а тем временем учитель дает строгие наставления...».
Прочитай стихотворение Бориса Заходера
«Перемена», ответь на вопросы.
Перемена, перемена! – Заливается звонок. Первым Вова непременно Вылетает за порог. Вылетает за порог – Семерых сбивает с ног. Неужели это Вова, Продремавший весь урок? Неужели этот Вова Пять минут назад ни слова У доски сказать не мог? Если он, то, несомненно, С ним бо-о-льшая перемена! Не угонишься за Вовой! Он гляди какой бедовый! | Он за пять минут успел Переделать кучу дел: Он поставил три подножки (Ваське, Кольке и Сережке), Прокатился кувырком, На перила сел верхом, Лихо шлепнулся с перил, Подзатыльник получил, С ходу дал кому-то сдачи, Попросил списать задачи, – Словом, Сделал все, что мог! Ну, а тут - опять звонок... Вова в класс плетется снова. Бедный! Нет лица на нем! – Ничего, - вздыхает Вова, – На уроке отдохнем! |
v Что ты скажешь о поведении Вовы?
|
|
v Продолжи мысль: «Школьники живут по ».
v Какие обязанности школьников ты знаешь?
Уроки гражданственности 2 класс
Какие правила поведения на перемене прописаны в Уставе школы? |
Право |
– |
система |
общеобязательных |
правил |
поведения, установленных государством. Обязанность – определённый круг действий, |
возложенных выполнения. |
на |
кого-нибудь и безусловных для |
Устав –свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности. |
КАЖДЫЙ ШКОЛЬНИК ИМЕЕТ ПРАВО:
· получить качественное образование;
· получать дополнительную помощь со стороны учителя, если возникли трудности в освоении учебного предмета;
· бесплатно пользоваться школьной библиотекой;
· получать отметки по учебным предметам исключительно в зависимости от своих знаний и умений;
· свободно выражать своё мнение;
· участвовать в управлении школой, вносить предложения, касающиеся школьной жизни.
Зная права, не надо забывать об обязанностях!
КАЖДЫЙ ШКОЛЬНИК ОБЯЗАН:
· действовать на благо родной школы;
· строго соблюдать режим работы школы;
· добросовестно учиться, вовремя выполнять домашние задания;
· относиться с уважением к работникам школы и другим ученикам;
· предъявлять дневник по требованию учителя;
· приносить на занятия все необходимые принадлежности: учебники, тетради, дневник, ручки, карандаши ит. п.;
· выглядеть чисто и опрятно,
· заботиться о собственном здоровье и безопасности, соблюдать требования техники безопасности;
· беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок в здании школы.
2 класс Уроки гражданственности
ПОВТОРЯЕМ И ЗАКРЕПЛЯЕМ
Как ты поступишь?
· В коридоре я увидел, как бросили мусор.
· В коридоре я увидел, как толкнули друга.
· Плачет ученик первоклассник.
· Учитель несёт стопку книг.
· Ученик бежит “сломя голову”.
· Два малыша схватили мяч и играют в футбол в коридоре школы, мяч летит во все стороны, попадает на цветы, на учащихся.
· В коридоре я увидел, как два старшеклассника затеяли драку.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что интересного ты узнал о школах Древней Руси?
2. Чем для тебя является школа?
3. Дополни предложения.
• В школе я должен .
• В школе я имею право .
4. Как понимаешь выражение «право на ошибку»?