Уроки гражданственности 2 класс

Почётный труд шахтёра


ШАХТЕРСКИЙ ХАРАКТЕР

Когда мы идем после смены Степною дорогой пыля, Дороже еще и милее

Нам кажется эта земля.

Мы долго любуемся солнцем Глаза прикрывая рукой- Такие сердца у шахтеров,

Шахтерский характер такой.


 

 

v О ком стихотворение?


Слова М. Матусовского Музыка Я. Френкеля


v Знаешь ли ты кто такой шахтер?

Шахтёр
рабочий,
добывающий                         полезные

ископаемые подземным способом, т.е. в шахте. Шахтёр– волевая профессия. Кокс– твёрдое топливо, получаемое из каменного угля, торфа и т.п. путём нагревания без доступа воздуха.

Узнай, что такое терриконы и как они образуются?

Отгадай загадку

Он черный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несет в дома тепло.

От него кругом светло.

Помогает плавить стали, Делать краски и эмали.

(Уголь)


2 класс                                                                                      Уроки гражданственности

 ЭТО ИНТЕРЕСНО

ВИДЫ УГЛЯ: антрацит, каменный уголь, бурый уголь.

Рассмотри фото камней, найди среди них уголь. Что ты можешь рассказать о свойствах угля?


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1 2 3 4 5 6

 ЭТО ИНТЕРЕСНО

Твоё внимание привлек черный камешек, который называется «черным золотом». Уголь черный, блестит, легко колется, тяжелее дерева, горит.

Вот этот чёрный камешек и напоминает нам о том, что мы живём в шахтёрском городке, где руками ваших пап и мам добывают этот чёрный камень, имя которому – уголёк. Уголь образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Причем, сначала образуется торф, а со временем он превращается в уголь. Важное свойство угля

– горючесть. При горении он      дает     много тепла. Этим теплом обогревают квартиры. Но, кроме того, что «в дом тепло он принесет наперекор морозам, он даст заводам – силу для машин, большое пламя горнам, даст пароходам - плавный ход, движенье - паровозам.» А ещё нужен уголь для специальных печей, в которых из угля выжигают кокс. Зачем нужен кокс,    спросите          вы? Сейчас я вам расскажу о чудесных превращениях угля. Без кокса нельзя плавить

сталь, которая нужна нашей Родине для машин.

Какого цвета уголь? Странный вопрос! Каждому известно: уголь чёрный. А таблетки, которые вам давали от простуды, например аспирин – белые как снег. А уголь разве похож на снег? А ведь аспирин и другие лекарства делают из чёрного угля.

Уголёк чёрный, а из него получают разноцветные краски. Уголёк ничем не пахнет, а из него получают духи и разные сиропы для конфет и пирожных. Уголёк совсем не прозрачный, а из него можно сделать самое лучшее стекло и стеклянные предметы. Уголёк совсем


Уроки гражданственности                                                                                      2 класс

не похож на нитки, а из него получают лоскутки цветной шерсти, пушистого меха. Из угля получают и порошок, которым посыпают землю, чтобы лучше росли фрукты, овощи, хлеб. Из угля добывают витамины, необходимые детям, и бензин для машин. Чего только не делают из угля!

 

Проведи исследование и узнай, как используют уголь? Подготовь проект «Чёрное золото Донбасса»

Отгадай загадку

Сейчас, дружок, вопрос такой: Скажи, как называют

Рабочего, что под землей

Нам уголь добывает?         (Шахтер)


Профессия шахтера считается в наши дни одной из самых опасных и экстремальных, её выбирают самые мужественные и смелые люди. Работа шахтера заключается в добыче различных руд в подземных шахтах. Это очень тяжелый труд, рабочим приходится спускаться на большую глубину (от 800 м до 4 км) в так называемый забой, где и происходит добыча, например, угля или золота, которые в последствии подаются наверх с помощью специальных транспортных средств. В шахтах работают различные специалисты, в том числе горнорабочие, техники, механики, электрослесари, машинисты и так далее.


2 класс                                                                                      Уроки гражданственности

Составь рассказ о том, как добывают уголь?

Около шахты всегда есть террикон – отвал, искусственная насыпь из пустых пород, извлеченных при подземной разработке месторождений угля.

 

Озвуч диалог

Во многих местах в глубине земли находится уголь. Говорит он:

«Я хитёр – не возьмёшь меня, шахтёр! Ты – вверху, я – в глубине.

Как ты спустишься ко мне?»

А шахтёр ответил: «Ты хитёр и я хитёр! Я тебя добуду:

Шахту строить буду!»

Узнай, что обозначают слова: СТВОЛ, КЛЕТЬ, ШТРЕКИ, ЗАБОЙ, КОМБАЙН.

Уголь добывают люди – шахтеры, которые работают под землей в шахте. Шахта начинается с глубокого колодца, который шахтеры называют стволом, потому что он похож на ствол дерева, только пустой внутри. Ствол этот строят так же, как и колодец, его углубляют сверху вниз, все время, укрепляя стенки, чтобы они не обвалились. Ширина его несколько метров.

Колодец нужен, чтобы поднимать на поверхность из-под земли уголь, спускать и поднимать людей, машины, подавать в шахты свежий воздух. Внизу от ствола в разные стороны отходят подземные коридоры или штреки. В них уложены рельсы или установлены конвейеры. По этим штрекам к стволу на вагонетках подвозят уголь. Если идти по штрекам, то попадешь в забой – место, где добывают уголь.

Шахтерам помогают разные машины: горные комбайны, транспортерные ленты, подземные электровозы с вагонетками.


Уроки гражданственности                                                                                      2 класс

Горные комбайны своими стругами как большими рубанками строгают угольный пласт. Затем уголь по транспортерным лентам движется к вагонеткам, и вывозится на поверхность с помощью электровоза.

Уголь добывают и под открытым небом – в карьере. Там тоже помогают машины: шагающий экскаватор и большие самосвалы – БЕЛАЗы. Такие большие экскаваторы, что в шахте, под землей они не поместились бы.

 

Виртуальная экскурсия в шахту:

Чтобы в шахту нам войти Нужно смелость обрести Дело не простое Страшное такое!

 

Перечисли шахты, которые есть в вашем городе, районе? Узнай имена почетных шахтеров твоего края.

 

 

 ЭТО ИНТЕРЕСНО

ЛЮДИ, ПРОСЛАВИВШИЕ ПРОФЕССИЮ

Самый известный шахтёр – Стаханов Алексей Григорьевич (21 декабря 1905 - 5 ноября 1977). Его именем названо «Стахановское движение», целью которого была борьба за увеличение норм производства каждого работника, прежде всего на предприятиях тяжелой и добывающей промышленности. В ночь с 30 на 31 августа 1935 года за смену (5ч 45 мин) добыл 102 тонны угля при норме в 7 тонн, в 14 раз превысив норму и установив рекорд.


2 класс                                                                                      Уроки гражданственности

В первые дни возникновения стахановского движения Никита Алексеевич Изотов (11 сентября 1935 года) выполнил за смену более 30 норм, добыв

240 тонн угля. 1 февраля 1936 года он установил новый мировой рекорд – 607 тонн угля за 6 часов работы.

 

 

С 1943-го по 1947 годы на подземных работах в шахтах Донбасса работало до 80% женщин (эти данные – плод кропотливого труда  журналиста «Рабочей      газеты»                       Владимира Селезнева, перелопатившего подшивки газеты «Социалистический  Донбасс» того времени).
Окончательно с подземных работ женщины были выведены в 1966 году. По скрупулезным подсчетам Владимира Селезнева и экс- министра Минуглепрома Николая Сургая, на подземных работах в военные и послевоенные годы работали от 200 до 250 тысяч женщин, соответственно. Медалью «За восстановление угольных шахт Донбасса» награждено 46 300 человек, из них больше половины – женщины.

 

 

 ЭТО ИНТЕРЕСНО

Почётным знаком «Шахтерская слава» награждаются самые достойные шахтёры.

 

Шахтер – самая опасная «мирная» специальность.

Памятники шахтёрам установлены во многих городах Донбасса.


Уроки гражданственности                                                                                      2 класс

Донецк Макеевка Шахты, Ростовская обл., РФ

Узнай, есть ли в твоем городе, поселке памятник шахтерской славы?

Расскажи друзьям

Чтобы стать шахтером, необходимо окончить профессиональное училище, горный техникум или институт. В этих учебных заведениях огромное внимание наряду с основными предметами уделяется вопросам охраны труда и безопасности.

ЗАПОМНИ

В последнее воскресенье августа отмечают день города Донецка и день шахтера – любимые городские праздники.

 

 

 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что добывают в шахтах Донбасса?

2. Для чего нужен уголь?

3. Кого называют шахтером?

4. Какие предметы необходимы шахтеру для работы?

5. Как называется лампа шахтера?

6. Какие машины помогают шахтерам в шахтах?

7. Чем награждают героев шахтерского труда?

8. Где можно получить профессию шахтера?


2 класс                                                                                      Уроки гражданственности

Труженики сельского хозяйства


v Людей каких профессий можно встретить в сёлах, посёлках родного края?

v Чем занимаются труженики сельского хозяйства?

Под весенний птичий свист Пашет землю                              . Чтоб амбар наш был с зерном, Нужен в поле.
В поле комбайнов слышится хор, Службу она несёт в секрете,
Хлебный комбайн ведёт    . Её давно бурёнки знают,
  Всегда мычанием встречают
  И за её нелёгкий труд
  Всё молоко ей отдают.


С давних пор человечество добывало себе пищу для пропитания с помощью собирательства и охоты. Собирательством занимались преимущественно женщины и дети, а охота считалась мужским занятием. Много тысяч лет назад наши предки поняли, что из семян появляются растения, которые в свою очередь приносят плоды и вновь семена. Человек стал использовать это свойство растений. Так человек одомашнил растения и животных. Это кардинально изменило образ жизни людей: они перешли от кочевой жизни к оседлой.


Уроки гражданственности                                                                                      2 класс

возделывание разведение
сельскохозяйственных  растений   и
хозяйство
Сельское
Возникли первые поселения. Вскоре человек начал разводить первые культурные растения, размножая их при помощи семян. Для этого отбирали растения с крупными плодами и хорошими семенами. Здоровых и крупных животных отбирали для разведения и использования человеком в быту. Можно сказать, что домашние животные и культурные растения стоят на службе у человека. Разведением домашних животных и культурных растений сегодня занимаются сельские жители. Отсюда и название «сельское хозяйство».

 

сельскохозяйственных животных для получения продукции растениеводства (зерно, картофель, овощи, фрукты и др.) и животноводства (молоко, мясо, яйца, шерсть и др.). Отрасль  – отдельная область деятельности,              науки, производства.
Земледелие (Растениеводство)
Сельское хозяйство делится на две отрасли

 

 

v

Животноводство
Объясни происхождение этих слов.

1. Добавь слово "разводить", получаются направления животноводства.

· Рыба -> рыбоводство

· Скот -> скотоводство

· Птица -> птицеводство

· Пчела -> пчеловодство

· Овца -> овцеводство

· Свинья -> свиноводство

· Конь -> коневодство


2 класс                                                                                      Уроки гражданственности

2. Добавь слово "разводить", получаются направления растениеводства.

· Овощи -> овощеводство

· Плоды -> плодоводство

· Поля -> полеводство

· Цветы -> цветоводство

· Лес -> лесоводство

Люди, которые  занимаются разведением домашних животных называются животноводы.

Люди, которые занимаются разведением культурных растений, земледелием называются земледельцы.

v

Какое значение имеет труд животноводов? Какое значение имеет труд земледельцев?

Назови профессии животноводов и земледельцев.

Игра.

Перед тобой разные предметы. Отгадай, к какому направлению животноводства или растениеводства их можно отнести.

 

 

Сыр скотоводство Свёкла овощеводство
  Мёд пчеловодство   Груша плодоводство
  Кефир скотоводство   Колосья полеводство
  Яйцо птицеводство   Морковь овощеводство

Уроки гражданственности                                                                                      2 класс


Шерстяные варежки овцеводство


Цветок цветоводство


 

Из предложенных вариантов ответов выбери правильный и назови цвет кружочка рядом с ответом.

1. Что даёт животноводство людям? а) гречиха, рис, подсолнечник.

б) горох, просо, лен, зерно. в) мясо, шерсть, молоко, пух.

2. Что даёт растениеводство людям?

а) овощи, хлопок, зерно, фрукты. б) сливки, творог, перо, сыр.

3. Направления животноводства.

а) рыбоводство, скотоводство, свиноводство. б) овощеводство, плодоводство.

4. Направления земледелия.

Подумай, какие культурные растения можно выращивать в нашем крае?
а) птицеводство, пчеловодство, коневодство. б) цветоводство, лесоводство, полеводство.


2 класс                                                                                      Уроки гражданственности

 ЭТО ИНТЕРЕСНО

Какую профессию сегодня можно назвать одной из самых востребованных? Представьте – тракторист! Квалифицированные специалисты этого профиля и в XXI веке на вес золота. Убедитесь в этом сами, открыв любую газету объявлений или заглянув на сайт вакансий Центра занятости. Конечно, эта работа не так уж популярна, но, согласитесь, без тракториста невозможно представить себе строительные площадки, дела коммунальные и, конечно, сельскохозяйственные. А потому тракторист без труда может найти для себя место работы везде, где есть необходимость в людях, умеющих управлять техникой и возделывать

землю.

Трактористом быть почётно. А сейчас ещё и модно, Спрос большой на этот труд, Тракториста всюду ждут.

Оглянуться не успеешь – жатва. Тут уже тракторист – комбайнёр. По осени – уборка овощей. Иногда приходится работать на заготовке леса, – тогда родитель трактора – трелёвочник. Словом, механизаторы– универсалы.

Пашут, сеют, жнут, заготавливают корма. В летнюю пору об отпуске можно забыть, подчас приходится работать и без выходных. Трудовой день порой длится с рассвета до заката. Собственно профессия тракториста определяет ответственность за землю и стремление приумножать её богатства, давать ей силу для того, чтобы и отдача была полной мерой.

Получается, профессия тракториста востребована, но непопулярна, молодые люди предпочитают получать другие специальности. Однако немногие знают, с выполнением каких работ сталкивается

тракторист-машинист сельскохозяйственного производства и                                   какие вполне весомые дивиденды приносит профессия.


Уроки гражданственности                                                                                      2 класс

Кто может сказать, какими качествами надо обладать трактористу? Вы удивитесь, но нужны не только умение мастерски управлять машиной, хороший глазомер и знание агротехники. Не менее важны настойчивость, смекалка – чтобы быстро устранить поломки или

грамотно установить навесные устройства. И ещё нужно мужество души, ведь предстоит иногда бороться с неподвластными нам пока явлениями природы, такими, как засухи, бури, проливные дожди.

 ЭТО ИНТЕРЕСНО

Одна из первых женщин- трактористов Паша Ангелина, уроженка Донецкого края, Старобешевского района знаменитая                                   участница стахановского движения в годы первых пятилеток, бригадир тракторной бригады МТС,

ударница, Дважды Герой Социалистического                 Труда (19.03.1947, 26.02.1958).

За перевыполнение плана была сделана      символом технически образованной

советской работницы. В 1938 году прославилась лозунгом «Сто тысяч подруг на трактор!». Автор книги «Люди колхозных полей» (1948).

Игра «Доскажи словечко»

Они нас кормят каждый день, Им в три утра вставать не лень, Без их заботы и сноровки Пропали б милые коровки. Их труд тяжёлый и почётный, Наград высоких все достойны. Не боятся никакой работы Наши скромные. (животноводы) Без кого не обойтись, Хоть крутись, хоть не крутись, Не бычкам и не телятам, Не коровам, поросятам, Заболел пингвин иль грач Всех излечит наш. (ветврач)

2 класс                                                                                      Уроки гражданственности

Специалист это отличный! Руководство знает лично. С утра до ночи на поле Нету никому покоя! Работяги уважают: С полей камни убирают, Сеют, пашут, боронят, Без дела, в общем, не сидят, Речь идёт сейчас о ком? Ну конечно     . (агроном) С утра пораньше на ногах И все-то бедные в делах! То рацион весь рассчитать, То мясо, молоко сдавать, Везде порядок навести, отчёты вовремя свезти, и со спокойною душой Ждать результат опять большой! Они и дояры, и кормачи и техники… Со всем должны справляться                                   . (зоотехники)


1. Собери пословицу.

На своей земле уродится и рожь Даст бог дождь, много хлеба Много снегу и бык силен

Сей под погоду, будешь есть хлеб год от году.


Уроки гражданственности                                                                                      2 класс

2. Разгадай кроссворд, узнай зашифрованное в нём слово.

1. Неразлучный круг подружек тянут к солнцу сотню рук; а в руках душистый груз разных фруктов и цветов.

2. В поле родилось оно, но много времени прошло прежде, чем наш хлебопёк из него испёк пирог.

3. Косою острой скошено, горой высокой сложено.

4. По горам, по долам ходит шуба да кафтан.

5. Как зайдёт на зелёный луг, так забывает про досуг.

6. Выгоняли рога погулять на луга и рога вечерком прибрели с молоком.

7. Сначала в поле за леском стоял он рослым толстяком. Потом забрали под навес, потом в коровнике исчез.

8. Заявляю всем подряд – отойдите от цыплят; у меня хоть внешность птицы, но характер, как у львицы.

9. За железным конём ящик тащится с зерном.

10. На соломинке дом, сто ребяток в нём.

11. Отгадать, конечно, надо, кто пасёт овечье стадо?

О Т В Е Т Ы 1. Сад. 2. Зерно. 3. Сено. 4. Овца. 5. Коса. 6. Корова. 7. Стог.

8. Курица. 9. Сеялка. 10. Колос. 11. Чабан

  Для чего человек одомашнил растения и животных?

· Для получения продуктов питания.

· Для изготовления одежды и обуви.

· Для изготовления лекарств.

· Для производства кормов.

· Для украшения жилища.

· Для помощи в разнообразной работе.


2 класс                                                                                      Уроки гражданственности

Культура общения с ровесниками и взрослыми


v Что такое культура?

v С какими видами культуры ты знаком?

v Как ты понимаешь значение выражения «культура общения»?

Понятие "культура" чрезвычайно многозначно:                     музыкальная, физическая культура, городская и сельская, молодёжная и др.

Культура– это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, общения, норм, совокупность способов и приёмов человеческой деятельности и передаваемых последующим поколениям.

 

Проведи поисковую работу и найди информацию о том, что такое «культура» в словаре Ожегова.

 

Доскажи словечко:

Растает даже ледяная глыба От слова тёплого  (спасибо). Зазеленеет старый пень, Когда услышит                                   (добрый день). Если больше есть не в силах, Скажем маме мы                                        (спасибо). Мальчик вежливый и развитый Говорит при встрече                              (здравствуйте). Когда нас бранят за шалости, Говорим                       (прости, пожалуйста). И во Франции, и в Дании На прощанье говорят      (до свидания).

v Подумай, о каком понятии культуры говорят названные слова?

v «Культура общения с другими людьми является

важной частью жизни каждого человека», согласен ли ты с этим высказыванием? Обоснуй ответ.


Уроки гражданственности                                                                                      2 класс

Составь схему общения.

Вспомни людей, с которыми ты сталкиваешься и общаешься каждый день, каждую неделю, каждый год в разных жизненных ситуациях. Чем ближе и чаще ты встречаешься и общаешься с тем или иным человеком, тем ближе следует расположить его на схеме общения.

1. Перечисли и запиши слова, которые следует использовать для общения с определенной категорией людей в различных ситуациях:

· в качестве приветствия (утреннего, вечернего);

· для вежливой просьбы;

· для приглашения в гости, театр, кино;

· для утешения в трудную минуту;

· в телефонном разговоре.

2. Из нескольких предложенных вариантов решения проблемных ситуаций выбери наиболее правильные.

· К тебе зашел одноклассник, и его нужно познакомить с мамой. Знакомить можно по-разному. Какой из нескольких вариантов тебе кажется наиболее подходящим?

1) «Проходи, Коля. Мама, это Коля, мы сидим с ним за одной партой. Коля, маму зовут Наталья Ивановна».

2) «Проходи, Коля. Это моя мама, Наталья Ивановна. Мама, мы с Колей за одной партой сидим».

3) «Проходи, Коля. Здесь у нас книги, это мой аквариум, это мама, там дверь на балкон».

 

Как складываются твои отношения со сверстниками, во многом зависит только от тебя. Конечно же, для создания авторитета всегда будут важны твои знания и умения, твой внешний вид, чувство юмора. Но умение себя вести, быть тактичным и внимательным с окружающими всё-таки является едва ли не самым важным. Ты можешь многое уметь и

знать, но если не научишься принятому общению с людьми, они не захотят тебя ни слушать, ни восхищаться твоими достижениями. В общении не может быть незначительных мелочей. Каждому человеку


2 класс                                                                                      Уроки гражданственности

в любом возрасте приятно общаться с вежливым, воспитанным и предупредительным человеком.

Некрасиво, к примеру, заглядывать без разрешения в тетрадь своего соседа по парте. Нельзя читать чужие письма, личные дневники. Невежливо стоять за спиной у человека, который работает на компьютере.

 ЭТО ИНТЕРЕСНО

Для того чтобы у тебя складывались хорошие отношения с друзьями и одноклассниками, обрати внимание на следующие советы.

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ОДНОКЛАССНИКАМИ

· проявляй внимание к своим друзьям и               одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;

· никогда не смейся над физическими недостатками людей;

· всегда и во всём помогай младшим и слабым;

· не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;

· не придумывай никому обидных прозвищ;

· если ты сам страдаешь от привязавшегося к тебе прозвища, не отзывайся на него; может, тогда твой обидчик вспомнит твоё имя;

· если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит;

· всегда выполняй данные тобой обещания;

· никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;

· дорожи своим словом: твои друзья должны знать, что на тебя во всём можно положиться, что ты всегда держишь слово;

· всегда будь точным: неточность – это, прежде           всего невежливость;

· никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма;

· никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости.

А знаешь ли ты как вести себя со взрослыми? Всегда ли ты соблюдаешь эти правила? Если ты будешь хорошо


Уроки гражданственности                                                                                      2 класс

знать и выполнять эти правила, то тебя всегда будут        считать воспитанным, культурным и интеллигентным ребенком.

Относись к взрослым и пожилым людям уважительно – это признак хорошего воспитания!

Проведи поисковую работу и составь список правил общения со взрослыми.

 ПОВТОРЯЕМ И ЗАКРЕПЛЯЕМ

Кто больше составит слов из слова «КУЛЬТУРА»

Все знают сказку «Три медведя». Давай! представим себе, что Маша не убежала в лес, вступила с медведями в разговор.

Какой вариант разговора тебе понравился больше всего?

Вариант 1

– Мишеньки! Я заблудилась и попала к вам в дом. Извините за беспорядок, я сейчас все уберу.

Вариант 2

– Мишки! Я заблудилась в лесу, устала, помогите мне вернуться домой. Уважаемые мишки! Я очень устала. Если Мишутка отнесет меня домой, моя бабушка даст ему за это меда и малины.

 ЭТО ИНТЕРЕСНО

Попытки выяснить, что скрывается за понятием

«культурный, воспитанный человек», предпринимались давно. Английский писатель Джонатан Свифт утверждал, что воспитанный – тот, кто наименьшее количество людей поставил в неловкое положение. А известный философ Джон Локк считал проявлением воспитанности наличие чувства меры. Он писал, что в плохо воспитанном человеке смелость приобретает вид грубости, ученость становится в ней педантизмом, остроумие – шутовством, простота – неотесанностью, добродушие – подобострастием; хорошие черты составляют существенное богатство души, но только воспитанность служит для них оправой.


2 класс                                                                                      Уроки гражданственности

Главными принципами этикета являются общечеловеческие нормы морали, которые, став достоянием личности, превращаются в моральные качества: вежливость, корректность, тактичность, деликатность, скромность.

Вежливость – это форма взаимоотношений между людьми, которая заключается в проявлении внимания, почета, доброжелательности.

Корректность – это способность держаться в рамках общепринятых правил в любой, даже конфликтной ситуации.

Тактичность – способность почувствовать грань, за которой в результате наших слов или действий у человека может возникнуть незаслуженное чувство обиды.

Деликатность – это проявление внимания к конкретному человеку.

Скромность – умение человека быть самим собой.

Таким образом, умение жить в обществе, общаться с другими людьми – это наука, искусство, которому нужно учиться всю жизнь, пытаясь выработать автоматизм культурного поведения.

 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Является ли общение с другими людьми важной частью жизни каждого человека?

2. Как ты понял значение слова «культура»?

3. Какие группы для общения ты составил?

4. С какими людьми приятно общение? Кто из твоего окружения является таким человеком?


Уроки гражданственности                                                                                      2 класс

Кто такие славяне?


v Расселение древних славян (карта).

v Занятия древних славян.

v Быт и жилища древних славян.

Славяне  – одна из крупнейших в Европе                      групп родственных по языку и культуре народов

Предки поколений.
предшественники по роду из                             прежних

Племена– общность людей, связанная родовыми отношениями (род, родственники), территорией, культурой, языком Быт– жизненный уклад, повседневная жизнь.

Проведи поисковую работу и определи, как появилось слово «славяне»?

Славяне – очень древний народ, его история уходит очень глубоко. Считается, что мы предки славян ариев, которые были последователями Ведической культуры.

РАССЕЛЕНИЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН (КАРТА)

Послушайте, как описывает места того времени поэтесса Наталья Кончаловская и ответьте на вопрос:

Много было в чаще бора и медведей, и волков, Много уток на озёрах, на болотах куликов.

Коршун вился над лугами, и лосиною тропой Зверь с могучими рогами выходил на водопой.

Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной, Только предки наших предков появлялись тут весной.

Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком, Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом

И решили: Места много, есть что есть и есть что пить! Помолились люди Богу, стали строиться и жить.

v Почему же именно на этих территориях остановились славяне?


2 класс                                                                                      Уроки гражданственности


Уроки гражданственности                                                                                      2 класс

 ЭТО ИНТЕРЕСНО

Одним из первых русских князей был Владимир Святославович. У русского народа в обычае давать своим правителям прозвища. Владимира Святославовича прозвали Красным Солнышком. Был князь Владимир умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе.

О времени княжения Владимира Святославовича сложено много интересных былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец, Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окружённых крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали рвы (глубокие канавы), ставили частокол. Частокол строился из крепких брёвен. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Брёвна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго. Отсюда появилось выражение: "Выйти за околицу".

Посёлок древних славян


2 класс                                                                                      Уроки гражданственности

Славяне были крепкими, выносливыми людьми, готовыми к любым неожиданностям. Каждый день их был полон трудовых забот.

v Чем же занимались наши предки.

v Чем занимались мужчины? (рыболовством, охотой, бортники- собиратели дикого меда)

v Чем занимались женщины? (готовили пищу, пряли, шили, занимались огородами, многие из них занимались врачеваниемсобирали лекарственные травы)

v Чем занимались сообща? (земледелием)

Земледелие – главное занятие древних славян.

"КАК ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ ВЕЛИ ХОЗЯЙСТВО"

"Земледельческие работы древних славян очень мало походили на современные. Вначале нужно было подготовить землю для посева. Для этого ещё зимой выбирали участок в лесу и вырубали растущий на нём лес. Оставшиеся пни - корчевали. Зимний месяц, в течении которого рубили лес, так и назвали "СЕЧЕНЬ", от слова "СЕЧЬ", "РУБИТЬ".

Затем лес сушили и сжигали. Вот почему следующие месяцы назвали "СУХИЙ" и "БЕРЕЗОЛ". Весной землю, посыпанную золой, разрыхляли деревянной сохой, а затем сеяли семена.

Основными зерновыми растениями были просо, пшеница, ячмень и рожь.

Перед наступлением осени, созревшие злаки сначала жали серпами, а затем сушили и молотили. Поэтому осенние месяцы так и назывались - "СЕРПЕНЬ", "ВРЕСЕНЬ" (от слова "ВРЕЩИ" - МОЛОТИТЬ).

"Семейные занятия славян". Названия месяцев у древних славян, происходящие от названий земледельческих работ, говорят нам о том, что земледелие было главным занятием славян. Но они также разводили домашний скот, охотились, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы, мёд диких пчёл.


Уроки гражданственности                                                                                      2 класс

БЫТ И ЖИЛИЩА ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Каждая семья изготавливала для себя всё необходимое. В маленьких глиняных печах-домницах - из руды выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, наконечники стрел и копий, мечи и другие вещи. Женщины лепили глиняную посуду. Покупали только то, что нельзя было добыть

самим или сделать на месте.

В домах древних славян пол был на метр углублён в землю (поэтому и название- землянка), стены сложены из тонких слоёв деревьев-жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены                           между                           собой

деревянными шипами, связаны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней - толстый слой соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой - ведь стёкол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня, печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по- чёрному - это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме почти всё свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.

В каждом посёлке обычно жили родственники, которые нередко вели хозяйство вместе. Несколько поколений: деды, отцы, дети, внуки, а иногда и правнуки, составляли большую семью-род.

v Образуй новые, однокоренные слова. (РОДители, РОДина, РОДственник, РОДной, РОДник и другие).

 ПОВТОРЯЕМ И ЗАКРЕПЛЯЕМ

Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне. Остатки этих поселений сохранились до наших дней, их сейчас изучают археологи.

Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы по берегам рек Днепр, Западная Двина, Дунай, Висла, от берегов Чёрного моря до берегов Балтийского моря.


2 класс                                                                                      Уроки гражданственности

v Какие племенные объединения были у славян? (Жили славяне племенами: восточные славяне, западные славяне, южные славяне.)

v Какое из племён занимало наибольшее пространство? (Племя восточных славян.)

Дай сравнительную характеристику жизни современного человека и наших предков. Сделай выводы о здоровье современного человека и древних славян.

Жизнь современного человека Жизнь наших предков
1.Люди живут вдали от природы: воздух загрязнён, шум и гул транспорта. А славяне     .
2.Употребляют пищу с искусственными добавками, красителями. А славяне     .
3.Одежду носит из искусственных (Не натуральных) волокон, которая вредит здоровью А славяне     .
4. Лечится химическими препаратами А славяне собирают и заготавливают    .

Вывод:

 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Кто такие славяне?

2. На каких территориях заселялись славяне? Что влияло на их выбор?

3. Откуда появилось выражение: "Выйти за околицу"?

4. Чем в быту занимались славяне?

5. Нарисуй жилище того времени.

6. Найди интересный материал о традициях древних славян.


Уроки гражданственности                                                                                      2 класс

Первоучители словенские Кирилл и Мефодий


Отгадай загадки:

Сели на страничку, Тридцать три сестрички, Сели рядом - не молчат,

Нам загадки говорят. (Азбука)

Буквы, значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке поставлены в ряд. Каждый в условленном месте стоит И называется   . (Алфавит)

v Что такое «Азбука»? А что называется алфавитом?

v Как и почему возникли такие разные названия одного и того же языкового явления?

На берегу тёплого моря стоит город Солунь (сейчас он называется Салоники). Дальше, за границей Византии, шли необъятные земли славян, наших предков. Многие жители Солуни тоже были славянами.

Выясни, как младший брат Константин поменял имя и стал Кириллом.

Жили здесь два брата, сыновья военачальника. Отец их был греком, но мать-славянка говорила с детьми на родном славянском языке. Настало время мальчикам идти в школу. Сначала начал учиться старший брат Мефодий, через несколько лет пошёл в школу младший – Константин.

Всё в школе казалось ему очень интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:

- А почему учитель всё время говорит по-гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно говорил по-славянски.

- Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому, что книги, знания-всё от греков.

- А почему у славян нет своих книг?

- Потому что писать на славянском языке нельзя.

В это время мимо проходил школьный учитель. Он услышал разговор братьев.


2 класс                                                                                      Уроки гражданственности

- Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки

– грубые и варварские, и писать на них нельзя!

- Нет, можно! – заявил младший брат. Вот я вырасту и придумаю славянские буквы.

Прошли годы. Младший брат учился примерно и скоро стал самым лучшим учеником во всей школе. За ум и прилежание Константина называли философом. Его послали учиться и работать в столицу Византии, город Константинополь. Но и там, при дворе императора, он не забывал о своей мечте – создать азбуку славян. И началась большая работа…

Так появилась славянская азбука, названная в честь Константина (Кирилла) – Кириллица. В ней 43 буквы. Каждая имеет свое название. Азбука – образовано от названия двух первых букв.

В 863 году братья Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку, а также вместе со своими учениками перевели с греческого на славянский язык Книги Священного писания.

Славянский                                       алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва

увидевший их, сразу захотел овладеть письмом.

Проведи поисковую работу и найди информацию о том, что такое «глаголица»?.


Уроки гражданственности                                                                                      2 класс

Каждая буква имела свое название – «аз» – А; «буки» – Б;

«веди» – В; «глаголь» – Г; «добро» - Д.

Вот отсюда и крылатые фразы «Аз да буки – вот и все науки»,

«Кто знает «Аз» да «Буки» тому книги в руки».

Кириллица просуществовала в русском языке без изменений до Петра I, убравшего устаревшие буквы без которых вполне можно было обойтись – «юс большой», «юс малый», «омега», «ук». В 1918 году из русского алфавита ушли еще 5 букв – «ять», «фита», «ижица», «ер»,

Проведи поисковую работу и найди информацию о том, когда и как появились на Руси первые печатные книги? Кто является славянским первопечатником?

«ерь». За тысячу лет из нашего алфавита исчезло много букв, а появилось всего две – «й» и «ё». Их придумал в XVII веке русский писатель и историк Карамзин. И вот, наконец, в современной азбуке осталось 33 буквы.

У славян теперь была своя азбука, и каждый мог научиться читать книгу! «То было чудное мгновенье!.. Глухие стали слышать, а немые стали говорить, ибо до того времени славяне были как глухие и немые» – записано в летописи тех времен.

Учиться стали не только дети, но и взрослые люди. Писали острыми палочками на деревянных дощечках, покрытых воском. Дети полюбили своих учителей Кирилла и Мефодия. Маленькие славяне с радостью шли на занятия, потому что таким интересным было путешествие по дорогам Истины!

С появлением славянской азбуки письменная культура стала развиваться быстро. В Болгарии, Сербии, на Руси появлялись книги. А как они оформлялись! Первая буква – буквица – начинала каждую новую главу. Буквица необыкновенно красива:

в виде прекрасной птицы или цветка, она расписывалась яркими, чаще красными цветами. Потому и существует сегодня термин

«красная строка». Славянская рукописная книга могла создаваться в течение шести-семи лет, и была очень дорогой.

Давным-давно, когда история великой Русской державы только начиналась, одну книгу можно было обменять на табун коней или


2 класс                                                                                      Уроки гражданственности

стадо коров, на собольи шубы. И дело тут не в украшениях, в которые красавицу и умницу наряжали. А ходила она только в дорогих тисненых кожах, в жемчугах да каменьях драгоценных! Золотые и серебряные застежки украшали ее наряд! Любуясь на нее, люди говорили: «Свет, ты наш!»

Первые книги были рукописные. На переписывание одной книги уходили месяцы, а иногда и годы. Центрами книжности на Руси всегда были монастыри. Там в посте и молитве трудолюбивые монахи переписывали и украшали книги. Собрание книг в 500-1000 рукописей считалось большой редкостью.

В драгоценном окладе, с иллюстрациями, она сегодня является настоящим памятником искусства.

«Ученье – свет, а неученье – тьма», – говорится в русской пословице. Кирилл и Мефодий, братья из Солуни,- словенские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Их называют святыми учителями. Просветители – те, кто несет свет и освещает им всех. Без азбуки нет

письменности, а без нее нет и книги, которая просвещает людей, а значит, движет жизнь вперед. Памятники великим просветителям по всему миру напоминают нам о духовном подвиге Кирилла и Мефодия, подаривших миру славянскую азбуку.

В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия ежегодно 24 мая во всём мире отмечается особый праздник – День славянской письменности и культуры.

9 декабря 2011 года в Донецке, состоялось торжественное открытие памятника святым равноапостольным Кириллу и Мефодию – создателям славянской азбуки и церковно-славянского языка. Фигуры

Отцов науки на Руси теперь стоят на страже обновленного ДК "Металлургов", который стал духовно-просветительским                                                             центром славянской культуры на Донбассе.


в
специалист
вопросов
разработкой
Уроки гражданственности                                                                                      2 класс

Первоучитель– основоположник какого-либо учения, теории. Фило́ соф(др.- греч. Φιλόσοφος – любящий мудрость)

–    профессиональный
мыслитель, мировоззрения;
занимающийся

области философии. Равноапо́ стольный(греч. Ισαπόστολος, лат. aequalis apostolis)              –              наименование православных  святых,              особо прославившихся  проповедованием  Евангелия  и обращением народов в христианскую веру.

 ПОВТОРЯЕМ И ЗАКРЕПЛЯЕМ

Викторина

1. Кто создал славянскую азбуку?

2. Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела?

3. Почему Кирилла и Мефодия называют             «Солунскими братьями»?

4. Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий?

5. Кто из братьев был библиотекарем, а кто военным?

6. Как называли Кирилла за ум и прилежание?

7. В чьё царствование славянская азбука была изменена – упрощена?

8. Сколько букв в кириллице было до Петра І?

9. Сколько букв стало в современной азбуке?

10. Кто был первопечатником на Руси?

11. Когда во всём мире празднуется день          славянской письменности?

Ответы на вопросы викторины:

1. Братья Кирилл и Мефодий; 2. 863 год;

3. Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии; 4. Мефодий; 5. Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник; 6. Философ; 7. Петра І; 8. 43 буквы;

9. 33 буквы; 10. Иван Фёдоров; 11. Ежегодно 24 мая.


2 класс                                                                                      Уроки гражданственности

 ЭТО ИНТЕРЕСНО

Слово «АЗБУКА» произошло от названия первых букв алфавита, «аз» и «буки»; на Руси существовало ещё несколько названий азбуки – «абевега» и «буквица».

Слово «АЛФАВИТ» родилось в древней Греции и состоит из названий двух первых букв греческого алфавита: «альфа» и «бета». Носители западных языков так и называют: «альфабете». А мы произносим как

«алфавит».

 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Почему так важно было создание собственной азбуки для славянских народов?

2. Когда на Донбассе отмечается День славянской письменности и культуры.

3. Назови имена людей, создателей славянской азбуки.

4. Подготовь любопытные факты из жизни и

деятельности на благо развития нашей культуры равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.

5. Продолжи пословицы:

Азбука – не мука, первый шаг … (к науке). Аз да буки избавляют … (от скуки).

Кто знает аз да буки, тому и … (книги в руки). Век живи, … (век учись).


Уроки гражданственности                                                                                      2 класс

Бабушкина вышивка


Прочти стихотворение:

Пяльца, ножницы большие, За работой я опять.

Я в своей родной стихии

– Начинаю вышивать.

Под иглою проступают Виноградные листы,

Сердце сладко замирает

В предвкушеньи красоты…   (Е.Краснова)

v Каким видом рукоделия занята мастерица в стихотворении Евгении Красновой?

v От чего замирает сердце вышивальщицы? Какие узоры проступают на вышивке?

v А в вашем доме есть вышитые вещи? Кто их вышивал?

Когда-то наши далекие предки жили в пещерах, грелись у костров, ходили на охоту и понятия не имели о том, что такое высокая мода или простой вышитый узор.

Они просто скрепляли обрезки шкур, дабы получить изделия, способные прикрыть тело и подарить тепло. И вот тут-то, возможно,

совершенно случайно, одна из первобытных модниц придумала украсить невзрачную одежду совершенно особым способом, используя для этого непривычные, открытые взору швы.

Время шло, появлялись новые способы создания узора на материи, появились новые инструменты мастериц: каменное и костяное шило заменила тонкая игла, шкуры животных - изящные и легкие ткани, а простая строчка из ниток превратилась во множество разнообразных вариантов наложения стежка. Одним из самых популярных стал и до сих пор является шов крестиком, наверное, именно поэтому история вышивки крестом является одной из самых интересных и познавательных.


2 класс                                                                                      Уроки гражданственности

В наше время, украшение готовых изделий вышивкой пользуется особой популярностью. Вышитые изделия смотрятся не только красиво и необычно, но и помогают модницам более ярко выражать свою индивидуальность.

Мотивы, создаваемые умелыми руками вышивальщиц, также менялись






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow