1. Индивидуальная работа обучающихся с таблицей «Данные переписи населения Донецкой области на 2001 г.» (Приложение 1)
2. Упражнение «Интервью». Вопрос к обучающимся: как вы считаете это правильное утверждение, что Донбасс – многонациональный край, объясните почему?
Ответы обучающихся, подтверждающие, что Донбасс – многонациональный край.
Выводы:
По данным переписи населения Украины 2001 г., в Донецкой области проживают представители 133 национальностей. В настоящее время в ДНР и ЛНР проживают 3,8 млн человек: доля украинцев составляет 56,9 %, а русских — 38,2 %. Русский язык считают родным 74,9 % населения.
Что касается специфики Донбасса, то здесь наилучшим образом подходит определение, данное ранее активом общественной организации «Донбасская Русь»: «Донбасс — многонациональный русский край». В настоящее время наша республика строит справедливое гражданское общества на базе ценностей Русского мира с учетом специфики многонационального Донбасса. Ведь известный интернационализм нашего региона — также характерная черта русской культуры, которая с лёгкостью взаимодействует с другими национальными культурами, принося взаимное обогащение себе и им.
Морская физминутка. Музыкальная гимнастика для глаз
Русская культура и русский язык.
Величайшее богатство народа - его язык! Язык передает внутреннюю духовную сущность народа. Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове сокровища человеческой мысли и опыта. Таким образом, язык помогает людям делиться опытом, передавать свои знания. Русский язык издревле являлся и остается языком межнационального общения, он является его культурным наследием, частью его истории. Русский язык - язык великой литературы, и уже потому он так популярен в мире, не говоря уже о том, что первые слова в космосе были произнесены на русском.
Благодаря языку мы знаем историю, традиции, обычаи наших предков, высока роль русского языка и в формировании будущих поколений. На примере добрых героев сказок и на произведениях великих русских классиков мы будем воспитывать и своих детей. Совершенно очевидно, что язык, и русский язык, в частности, – это не просто передача информации, это уникальный культурный, цивилизационный феномен, который объединяет и консолидирует народы Русского Мира.
Работа в группах.
Задание: ребятам предлагается вспомнить какие традиции, обряды, праздники празднуются и в наши дни в нашем регионе и в России и сделать сообщение от каждой группы (отведенное время – 1 минута).
V. Первичное закрепление.
1. Просмотр презентации «Особенности государства»:
видео слайд 3 «Что такое Русский Мир»
– ответы на вопрос «Что такое Русский Мир?»
слайд № 4 члена российской государственной думы;
слайд № 9 – Президента Российской федерации В. Путина;
слайд № 11 – Главы ДНР А. Захарченко
2. Метод интервью «Что же такое Русский Мир? Ваш ответ?»
VI. Подведение итогов
Вывод:
Русский Мир — это глобальный культурно-цивилизационный феномен, состоящий из России как материнского государства и русского зарубежья, объединяющий людей, которые независимо от национальности ощущают себя русскими, являются носителями русской культуры и русского языка, духовно связаны с Россией и неравнодушны к её делам и судьбе, сообщество православных христиан, живущих в единстве веры, обрядности и обычаев»
Консолидирующим элементом Русского мира, фундаментом его культуры является русский язык.
«Русский Мир может и должен объединить всех, кому дорого русское слово и русская культура, где бы они ни жили, в России или за её пределами. Почаще употребляйте это словосочетание — «русский мир». — В. В. Путин
Вопрос к классу: «Является ли история Донбасса – составной частью Русского Мира?»
Ответы обучающихся, подтверждающие, что «История Донбасса – составная часть Русского Мира?»
В настоящий момент гражданским обществом Донбасса осуществляется переосмысление многих фактов прошлого. События «Русской весны» расцениваются как первые шаги возвращения в лоно России, Русского Мира. Российской истории и подтверждают, что Донбасс является составной частью истории Русского Мира.
VII. Оценивание, самооценивание обучающихся ( при помощиразноцветных карточек или смайликов)
VIII. Рефлексия
«Плюс – минус – интересно»
В графу «П» - «плюс»- запишите все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по вашему мнению были полезны для усвоения материала. В графу «М» - «минус» - запишите все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по вашему мнению, оказалась не нужной, бесполезной. В графу «И» - «интересно»- впишите все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
IX. Домашнее задание:
1) составить синквейн «Русский Мир»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕССУРСОВ
1. Концептуальные основы истории Донбасса. Валерий Кузин. Журнал изборского клуба Новороссии «Новая земля», март 2016 №2 (16), стр. 24-28.
2. «Русский Мир» как продукт исторического творчества русской цивилизации. Дмитрий Муза. Журнал изборского клуба Новороссии «Новая земля», март 2016 №2 (16), стр. 58-59.
3. Русскому Миру – русское царство. Евгений Чуйков. Журнал изборского клуба Новороссии «Новая земля», март 2016 №2 (16), стр. 62-64..
4. Проект Идеология ДНР
5. Морская физминутка. МК «Создание физминуток для глаз в программе Microsoft Power Point» на сайте http://mediaurok.ucoz.net
6. Презентации в программе Microsoft Power Point» предоставленные МО УГД в помощь учителям УГД.