Давно известно, что на независимой Украине общепризнанные исторические факты приобретают крайне неожиданное толкование. Так случилось и в Донбассе. Русские начали осваивать этот край еще в XVI веке. Многое видела земля Донбасса, много событий вершилось здесь. Не было только одного: участия в них и присутствия на территории украинцев ни в каком виде.
Это известный плакат 1921 года, где Донбасс изображен в виде сердца, от которого идут кровеносные сосуды по всей России. После гражданской войны началось восстановление разрушенной промышленности Донбасса и плакат отражает значение Донбасса для страны. Несмотря на то, что в 1921 году Донбасс уже находился в составе искусственно созданного большевиками государственного образования под названием "Украина", в сознании людей эта территория по-прежнему воспринималась как Россия. Иначе и быть не могло.
В 1571 году на левом берегу Северского Донца напротив устья реки Бахмут появилась первая русская сторожа, которая предупреждала о татарских набегах. В XVII веке Россия начинает заселять и осваивать эту часть "Дикого поля". В 1645 году в районе нынешнего Славянска уже добывали соль. Об этом царю Алексею Михайловичу докладывал один из донских казаков. В 1650 году начали действовать частные соляные заводы. В 1663 году на новых соляных промыслах в Бахмуте существовал небольшой городок. Солеварением занимались донские казаки. В 1676 году была заложена крепость Тор и город, впоследствии получивший название Славянск. Это была территория Русского государства.
Южнее Бахмута кочевала Ногайская Орда, входившая в Крымское ханство. В 1705 году атаманом донских казаков в Бахмуте стал Кондратий Булавин. Во время восстания 1707-1708 г.г., когда на подавления была направлена 20 тысячная армия В. Долгорукова, К. Булавин вместе с соратниками отошел на территорию Украины. Бахмут, Тор и территория современного Донбасса к этому названию тогда не имели ни какого отношения. Русский человек Григорий Капустин в 1721 году на реке Кундрючья (приток Северского Донца) находит месторождение каменного угля. После русско-турецкой войны 1735-1739 г.г. и возвращения отнятых Турцией территорий на эти земли распространяется влияние донского казачества. Это послужило поводом к столкновению между Войском Донским и Запорожской Сечью.
Сенат в 1746 году, чтобы положить конец притязаниям и тех и других на эти места, определил границу между Войском Донским и Запорожской Сечью по реке Кальмиус. С целью ускорения заселения южных земель, Россия приступила к созданию военно-земледельческих поселений. Согласно указу от 8 мая 1753 года Сенат выделил для поселения выведенных в Россию сербов и хорватов, территорию между Луганью и Бахмутом, получившую название Славяносербия.. Зато в конце 1768 года в результате набега крымских татар большинство запорожских зимников Кальмиуской паланк было уничтожено, и их больше не восстанавливали.
Очередная русско-турецкая война 1768-1774 г.г. закончилась заключением Кучук-Кайнарджийского мирного договора, по которому земли Приазовья и, в частности, весь юг современной Донецкой области отошли к России. За эти земли России пришлось заплатить кровью своих солдат. В 1778 году из Крыма были переселены греки-христиане. Им были предоставлены земли по Северному побережью Азовского моря между реками Волчьей, Мокрые Ялы и Кальмиус. Раздаются земли крупным государственным сановникам и местным чиновникам. Россия начинает в 1795 году добычу каменного угля в районе современного города Лисичанска.
В 1796 году начинает строительство литейного завода в районе Луганска. На рудник и этот завод приглашают мастеров из Петрозаводска и Липецка, а не из Полтавы. В Отечественную войну 1812 года Луганский завод один из основных поставщиков пушек и снарядов для русской армии. Русский ученый Е. П.Ковалевский дал название этой территории "Донецкий кряж", от которого пошло название Донецкий бассейн (Донбасс). Россия исследует эту территорию, заселяет, строит заводы, фабрики, шахты. В 1832 основывает Славянский курорт. В Мариуполе строит порт и судостроительный завод. В 1841году по приказу генерал-губернатора М. С.Воронцова на территории современного Донецка строят 3 шахты Александровского рудника. В крымскую войну 1853-1856года Донбасс снабжает русский черноморский флот не только снарядами и пушками, но и углем.
Большая заслуга в развитии Донбасса принадлежит императору Александру II. Благодаря ему в Донбасс привлекается британский, французский, бельгийский и другие капиталы. Идет строительство металлургических, химических, машиностроительных предприятий. Донбасс покрывается сетью железных дорог. Строить и работать едут русские люди из Центральной России, больше всего из Орловской и Курской губерний. Возникают города и поселки. В XIX веке на территории Донбасса сформировался русский мир. По данным переписи 1897 года национальный состав населения Донбасса (Бахмутский уезд, Мариупольский уезд, Славяносербский, Старобельский уезды и г. Славянск). Русские составляли 985887 или 86,7 процентов, остальные — греки, немцы, евреи, татары. В начале XX века в Донбассе продолжается промышленный бум. Несмотря на начало Первой мировой войны открываются новые заводы, фабрики, шахты. Даже в 1917 году этот процесс продолжался.
9-12 февраля (по новому стилю) 1918 года провозглашена Донецко-Криворожская республика в составе Российской федерации. Республика мужественно сражалась с превосходящими силами немецкой регулярной армии, но силы были неравны. 4 мая 1918года последние донецкие войска покинули территорию ДКР. Дальнейшую судьбу ДРК определил вождь большевиков В. Ленин. 17 февраля 1919 года Совет обороны РСФСР во главе с Лениным поручил Сталину "провести уничтожение Кривдонбасса".
7 мая 1919 года в ЦК РКП(б) поступил донос о планах Артема и Межлаука воссоздать Донецкую республику. Ленин пригрозил Артему и Межлауку судом и исключением из партии за "игру в самостийность и местные республики". На этом история ДРК заканчивается. Артем погиб в 1921 году. В 30-е годы были расстреляны почти все наркомы бывшей ДРК. Территория современного Донбасса была включена в УССР.
Мнение населения, проживавшего на этой территории, большевиков не интересовало. А в 1991 году в Беловежской пуще Ельцин даже не вспомнил об этой исконно русской территории, отдав ее, как и Крым, на 23 года в бандеровское рабство. Но теперь время пришло, настал час освобождения. Донбасс — русская земля. Донбасс будет опять сердцем России. Историческая справедливость восторжествует.
Тема урока. История Донбасса – составная часть истории Русского Мира.
Тип урока: обзорное занятие-рассуждение.
Оборудование: презентации РР: «ДНР НЕ УКРАИНА,1», «ДНР ИСТОР ДКСР, 2», «ДНР ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА, 3». «Морская физкультминутка. Гимнастика для глаз»
Цели и задачи урока: сформировать устойчивое понятие о тесной исторической взаимосвязи территории Донецкого региона и территорий, относящихся сегодня к Русскому Миру
Формируемые УУД:
Личностные:
- создать ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
- формировать установки на творческую деятельность, развивать мотивации дальнейшего творческого роста;
- формировать положительные моральные и нравственные качества личности;
- в приобретении навыков рефлексии, формировать у обучающихся умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями
- формировать жизненные идеалы, стимулировать стремление к самосовершенствованию.
Регулятивные:
- умение ставить учебную задачу;
- правильно оформить и вести записи в тетради;
- понимать последовательность действий;
- сравнивать полученные результаты с учебной задачей;
- оценивать деятельность свою и одноклассников.
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск необходимой информации (работать с учебником, памятками по выполнению заданий по предметам, дополнительной литературой, использовать компьютерные средства поиска информации);
- владеть различными видами пересказа (устно и письменно);
- составлять на основе текста таблицы, схемы, графики, конспект текста, выступления.
Логические:
- выделять главное;
- сравнивать факты и явления по заданным критериям;
- формулировать выводы;
- владеть навыками синтеза и анализа.
Коммуникативные:
- задавать уточняющие вопросы;
- высказывать суждения;
- слушать друг друга, вести диалог;
- кратко формулировать свои мысли;
- умение донести свое мнение до других.
Планируемые методы. Приемы, технологии:
- проблемно-диалогическую технологию;
- технологию мини-исследования;
- технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов);
- ИКТ-технологию;
- интерактивные формы и методы.
Ключевые дефиниции: русский мир
ХОД УРОКА
I. Организационный этап