Все млекопитающие дышат легкими. (А1) Кит – млекопитащее. (А2)

Из этого следует, что и кит дышит легкими. (Т)

 

Косвенное доказательство - это логическая операция, представляющая собой процесс опровержения допущения в форме контртезиса, т.е. утверждения, противоположного или противоречащего доказуемому тезису. Например, косвенным доказательством невиновности подозреваемого в совершении преступления является демонстрация алиби. В таком случае опровергается возможность для подозреваемого лица находиться в определенное время в определенном месте совершения преступления, т.е. опровергается контртезис о его виновности.

Различают два основных метода ведения косвенного доказательства: рассуждение от противного и рассуждение по случаям. Оба они основываются на более общем рассуждении методом сведения к противоречию.

Схема рассуждения от противного выглядит следующим образом. Предположим, что необходимо обосновать некоторое утверждение - тезис, прямое доказательство которого представляет затруднения. В таком случае делается косвенное допущение, обратное искомому тезису. Если при данном допущении в процессе рассуждений обнаруживается противоречие, это является косвенным, но достаточным обоснованием доказуемого утверждения-тезиса, так как противное ему просто невозможно.

Схему рассуждения по случаям можно пояснить на следующем примере. Предположим, что в ситуации принятия делового решения возникла альтернатива, допускающая несколько возможностей действия. В процессе анализа каждого из альтернативных случаев в отдельности отбрасываются те возможные решения, следствия из которых противоречат, скажем, интересам предпринимателя или, может быть, допустим, срокам реализации задач дела. Таким образом, выбирается наиболее приемлемое решение проблемы. Другой пример. Непременным атрибутом следственной практики является выработка спектра альтернативных версий, по-разному объясняющих имеющиеся по делу факты, свидетельские показания и обстоятельства. После проверки и отбрасывания несостоятельных версий доказывается версия, соответствующая собранным доказательствам.

 

Например: Т – ТЕЗИС         АТ – АНТИТЕЗИС

Квадрат – не является кругом. (Т)

Допустим, квадрат является кругом. (АТ)

Если бы квадрат был кругом, у него не было бы углов. Но у него есть углы. Значит, квадрат не является кругом.

 

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ. КАКИЕ ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ПОМОГАЮТ ПОНЯТЬ, ЧТО ТЕКСТ НАПИСАН ПОЧТИ 100 ЛЕТ НАЗАД? МЕШАЕТ ЛИ ЭТО ПОНЯТЬ ЕГО СУТЬ? ПРЕДСТАВЬТЕ ИНФОРМАЦИЮ ТЕКСТА В ВИДЕ СХЕМЫ.

 

Во многих книгах мы встречаем доказательства тех или иных мыслей. Нужно уметь разобраться в них, что не всегда легко, а нередко и очень нелегко. В каждом доказательстве есть три части: 1) тезис — та мысль, которая доказывается; 2) основания, которые приводятся в поддержку тезиса (аргументы) и 3) связь между основаниями и тезисом (способ доказательства, демонстрация),— такая связь, что, приняв основания, мы должны принять тезис: он из них необходимо вытекает. Если основания неприемлемы для нас, то и доказательство неубедительно. Если основания истинны, да тезис из них «не следует», «не вытекает» — тем более неубедительно тогда доказательство автора. Понять доказательство — значит отчетливо выяснить, что доказывается (тезис), какие именно приводятся основания и как вытекает из них тезис. Критиковать доказательство — значит доказывать неприемлемость оснований или отсутствие связи их с тезисом: тезис из них не вытекает и, следовательно, не доказан. Более подробные сведения о доказательствах можно получить из учебников логики. Рисунки и чертежи. Рисунки и чертежи очень важны для понимания многих книг. Чертежи внимательно рассматривает большинство читателей. К сожалению, этого нельзя сказать о рисунках. Тут часто довольствуются общим впечатлением. Например, многие ли из читателей-неспециалистов рассматривали как следует в учебнике зоологии рисунки животных? Вникали во все подробности изображения? Рисунок — суррогат действительности; рассматривание его — суррогат наблюдения. Кто не умеет наблюдать хорошо в действительности, тот не умеет хорошо «наблюдать» и на рисунке; и наоборот, кто учится «наблюдать» на рисунке, тот в большей или меньшей мере улучшает свое уменье наблюдать в действительности. Читая, нужно не упускать из виду этого средства саморазвития.

В ПРИВЕДЕННЫХ НИЖЕ АРГУМЕНТАХ И ЕЗИСАХ ДОПУЩЕНЫ ОШИБКИ. НАЙДИТЕ ОШИБКИ И ЗАПИШИТЕ ИХ. ПОПРОБУЙТЕ ДОКАЗАТЬ ТЕЗИСЫ.

Все дети любят мороженое, а Петров – не любит. Значит, Петров не ребенок.

Мы видим движение Солнца по небосводу и не ощущаем движения Земли, значит Солнце вращается вокруг Земли.

Известно, что имена людей пишутся с прописной буквы, слово «Калининград» написано с прописной группы, значит слово «Калининград» - имя человека.  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: