Описание методики APT

 

Обследуемому предлагают лист бумаги, разделенный на восемь прямоугольников-плоскостей для рисунков размером 6x4 см. В шести прямоугольниках находится исходный тестовый материал. В двух других рекомендуется сделать рисунки в соответствии с инструкцией.

В первом прямоугольнике (исходный стимульный материал - точка в правом верхнем углу) предлагается нарисовать все, что захочется.

Во втором прямоугольнике - нарисовать крокодила.   

В третьем прямоугольнике (стимульный материал - прямоугольник) - нарисовать слона в прямоугольнике.

В четвертом прямоугольнике - поставить свою подпись.

     В пятом прямоугольнике (стимульный материал - солнце в левом верхнем углу,
луна - в правом верхнем углу) - нарисовать все, что угодно.

В шестом прямоугольнике (стимульный материал - в левом нижнем углу берег, внизу вода, на берегу - дерево без листвы) - дорисовать рисунок по собственному усмотрению.

В седьмом прямоугольнике (стимульный материал - наклоненная фигура) - также нарисовать все, что угодно.

В восьмом прямоугольнике (стимульный материал - по две вертикальных и   горизонтальных, направленных друг к другу, дуги) - дорисовать рисунок.

Обследуемому указывается, что в каждом прямоугольнике желательно использовать в своих рисунках исходный стимульный материал. Последовательность заполнения прямоугольников и время не регламентируются. Все рисунки должны быть сделаны только карандашом, чтобы не нарушить характер графической линии. Лист бумаги для бланка следует брать не глянцевый и желательно белого цвета.

Когда обследуемый закончит работу с тестом, необходимо подробно опросить его по каждому из рисунков, например, по таким вопросам как: что изображено на рисунке, какие события происходят, что им предшествовало, что будет потом, какие мысли и чувства имеются у каждого из изображенных персонажей. Если изображен одушевленный предмет, то надо попросить подробнейшим образом охарактеризовать его (мысли, чувства, желания, стремления, надежды, проблемы и т.д.). Если же изображен неодушевленный предмет, нужно попросить подробно описать и его. Например, если обследуемый изобразил дом, следует выяснить, какой это дом, давно ли он построен, живет ли кто-нибудь в нем, если живет, то какие мысли, чувства проблемы беспокоят этих людей, чем они сейчас занимаются, чем они будут заниматься потом. Если же никто не живет в доме, то необходимо выяснить - почему, жил ли кто-нибудь в этом доме раньше, в связи с чем эти люди теперь не живут там, будет ли в этом доме жить кто-нибудь в будущем и т.п.

 При опросе обследуемого и интерпретации результатов необходимо исходить из того, что он свои проблемы, мысли, чувства и т.д. проецирует в той или иной форме (прямой или опосредованной) на персонажи или ситуации, изображенные им на рисунках.

Результаты, полученные с помощью методики, целесообразно оценивать в
контексте данных психодиагностической беседы, в ходе которой можно проверить
гипотезы, возникающие в результате тестирования. В любом случае оценка рисунка
только по формальным признакам, без соотнесения его с описанием, не может дать
достоверные результаты. При этом все восемь рисунков методики необходимо
анализировать как одно целое. Гипотеза, выдвинутая по одному рисунку, должна найти
подтверждение и в других рисунках.

При интерпретации показателей теста целесообразно исходить в первую очередь из общих закономерностей анализа рисунков. Прежде всего надо обратить внимание на характер линий. По этому показателю можно оценить энергетический уровень обследуемого, тревожность, имеющиеся аффекты. Например, если линия рисунка имеет сильный нажим, жирно прорисована, то это говорит о наличии высокой тревоги. Сильный нажим также может свидетельствовать и о склонности к энергичным действиям, уверенности в себе.

Ровный, умеренный по силе нажим может свидетельствовать об уравновешенности, самообладании, обдуманности действии, способности к глубоким привязанностям.

Слабая линия, множественность, слабых штрихов неровность линий ("паутинообразный" их характер) свидетельствуют о низком энергетическом уровне и наличии невротических расстройств. Неровный характер линий, слабый нажим свидетельствует также об импульсивности, порывистости, впечатлительности неуравновешенности вспыльчивости, способности расстраиваться из-за пустяков. Уровень работоспособности такой личности может изменяться, приспосабливаясь к различным условиям жизни, работоспособность тестируемого может в критические моменты достигать наивысшего напряжения, сменяясь периодами полного или почти полного бездействия.

Очень слабая, неровная линия свидетельствует о неуверенности в себе, склонности к постоянным колебаниям, неспособности решиться на что-либо определенное. Возможно наличие страхов и опасений, часто не имеющих под собой реальной почвы.

Большое значение при анализе рисунка имеет и такой его показатель, как конкретность или абстрактность. Больные с органическим поражением мозга, как правило, не могут выполнить элементарное задание или же рисуют чрезвычайно непропорциональные части изображаемого предмета. Если же рисунки удивляют своим условно-символическим характером (например, вместо слона в прямоугольнике изображается что-то большое и неоформленное, не имеющее никакого сходства с этим животным или же сюжет дается с помощью графических символических линий (стрелка, пунктиры) то, как показывают исследования, это обычно встречается у больных шизофренией или у шизоидных психопатов и свидетельствует о парадоксальности и выхолощенности мышления. Необходимо подчеркнуть, что окончательный вывод можно сделать только на основании психиатрического обследования, данные же теста могут служить в таких случаях лишь исходным материалом для построения клинической

гипотезы. Ориентировочное значение рисуночных тестов в аспекте выявления психических аномалий имеет, на наш взгляд, большое значение для исследований личности преступников, поскольку, как показали исследования, лиц с психическими аномалиями среди них относительно много.

Иногда рисунки носят эгоцентрический характер, что проявляется в оценке нарисованного полностью через призму своих личных вкусов и желаний. Например, обследуемый говорит, что крокодила он не нарисует, потому что он ему не нравится. Или же в рисунках прослеживается чрезмерно личное участие в каждой изображаемой ситуации ("я стою на берегу реки", "я смотрю на звезду", "так я провожу время ночью, а так днем", и т.п.). Такая эгоцентричность восприятия наиболее часто встречается у истероидных психопатов, иногда у эпилептиков. Но в последнем случае в рисунках обязательно находят проявление такие их черты, как склонность к детализации и обстоятельность мышления. Рисунки эпилептиков отличаются обычно чрезмерным количеством ненужных деталей, излишней тщательностью и замедленностью исполнения.

При анализе рисунков следует обращать внимание на характер работы
обследуемого с первоначальным тестовым материалом. Здесь возможны следующие две
крайние позиции. В первом случае обследуемый активно "работает" с исходным
стимульным материалом: изменяет, продолжает, перечеркивает и т.п. Во втором случае он
совершенно "не работает" с предложенными тестовыми стимулами, никак не соотносит
свои рисунки с ними. Естественно, что встречается и множество отношений
промежуточного типа. В первом рассматриваемом варианте активная позиция при работе
с тестовым материалом может рассматриваться как аналог активного поведения в
реальной жизни, с максимальным привнесением своей личности в элементы
окружающего мира, в общение и любые иные формы социального взаимодействия.
Вторая позиция свидетельствует о пассивном отношении к окружающему миру,
погруженности в свой внутренний мир и личные переживания. Если встречается
эмоциональное подчеркивание тех или иных деталей рисунков или их пропуск, то при
опросе необходимо подробнейшим образом выяснить эти причины. Успешная
интерпретация теста возможна только при оценке и анализе всех его восьми рисунков как
единого целого. Информация, полученная по каждому из рисунков, должна быть
объединена в единую целостную и непротиворечивую психологическую характеристику
человека.       

 


























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: