Разработка методики применения ИКТ по теме «культура Древней Греции»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

   44. 04. 01                    41.03                                                                01

код направления/ код выпускающей  порядковый номер     код формы

специальности          кафедры          темы ВКР по приказу обучения

 

Педагогическое образование

Историческое образование

 

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ ПО ТЕМЕ «КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»

 

     Допустить к защите:

 

Директор института ___________________________________(Ястреб Н.А.)

                              подпись, дата             расшифровка

Заведующий кафедрой_________________________________(Безнин М.А.)

                                                                     подпись, дата               расшифровка

Руководитель ВКР_____________________________________(Изюмова Л.В.)

                                                                     подпись, дата                расшифровка

Нормоконтролёр_______________________________________(                   )

                               подпись, дата             расшифровка          

Обучающийся_________________________________________(Гармашев А.А.)

                                                          подпись, дата                расшифровка

 

Вологда

2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                  2

ГЛАВА 1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБРАЗОВАНИИ                                        8                                                                                      

1.1 Интерактивная доска «SMART Board» как инструмент ИКТ                      8

ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ                                                                              10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                          14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ                 15

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                         16

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы заключается в том, что на протяжении всей жизни человечество стремиться улучшить свою жизнь. С появлением технических устройств и приспособлений люди начинают перестраивать свою жизнь, всё больше используя новейшие технологии и в повседневной жизни, и в образовании. Последнее способствует более быстрому усвоению учебного материала, способствует появлению новых технологий.

Объект исследования применение ИКТ в образовательном процессе.

Предмет исследования использование интерактивной доски SMART Board на уроке истории в школе.

Хронологические рамки исследования начинаются с 2002 года, в данный период времени в образовании России начинается активное использование интерактивных досок главным образом SMART Board и охватывает настоящее время.

Территориальные рамки данного исследования охватывает Российскую Федерацию главным образом города и другие населённые пункты, где развита информационная структура, материальная база и активно используются интерактивные доски в образовательном процессе.

Историографический обзор. В статье Деревянкина Н. В., Косенко А. В. «Формирование ИКТ – компетентности обучающихся: приёмы и методы критического анализа информации»[1] описаны методы и приёмы преподавания истории и обществознания, выработанные учителями на основе профессиональной практики, существующих методик преподавания ИКТ – компетентности, технология визуализации, технология развития критического мышления, проектной технологии.

В исследовании  Гендиной Н. И. «Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство»[2] установлено, что повышение уровня информационной культуры общества серьёзно осложняются из-за отсутствия специально подготовленных педагогических и информационно-библиотечных кадров и необходимой учебно-методической литературы.

Результаты исследования показали не только недостаточно высокий уровень информационной культуры учащихся, но и косвенным образом засвидетельствовали низкий уровень информационной культуры учителей школ и преподавателей, средних и высших учебных заведений.

Таким образом, в информационных запросах юношества, как в зеркале, отразились пробелы в информационной подготовки педагогов.

Анализ показал, что причины неподготовленности учащихся к решению практических задач информационного характера кроются в следующем: нарушение принципов системности, последовательности, информационных знаний и умений, разрыв между теорией и практикой информационного обучения.

 Макерова М. А. в своём исследовании «Использование ИКТ на уроках истории и обществознания внеурочной деятельности как средство формирования информационной компетентности учащихся»[3] приходит к выводу о том, что информационные технологии позволяют по новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации. Формирование ИКТ – компетентности не просто требование времени, а необходимость для любого человека, живущего в условиях информационного общества. Выделяет три формы работы с ИКТ: 1) Непосредственное применение информационных технологий на уроках истории; 2) Применение информационных технологий для организации самостоятельной работы учащихся по истории внешкольных занятий; 3) Применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий). Также она разделяет ИКТ уроки на шесть групп: 1) С использованием презентаций, подготовленных учителем. 2) Уроки, на которых учащиеся представляют свои проекты в форме презентаций. 3) С использованием учебных фильмов и мультимедийных пособий. 4) Интегрированные уроки (история-информатика, обществознание-информатика). 5) Уроки с использованием интернет - ресурсов (WWW. School-collection. ru). 6) Уроки компьютерного тестирования. Автор обходит стороной использование интерактивной доски в образовании.

В статье автора Бажана С. В. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории в школе»[4] раскрывается значение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе на уроках истории в школе. Автор делает вывод, что ни компьютер, ни ИКТ, ни какое-либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога и его живого слова, непосредственное общение. Цель главным образом, состоит  во включении компьютерных технологий в процессе обучения путём организованной и педагогически обоснованной учебной деятельности. Он считает применение ИКТ надо рассматривать как одну из возможных технологий преподавания предмета, разумно сочетая с традиционными методами обучения не увлекаясь и не чрезмерно злоупотреблять модным веянием в современной школе. Автор также не затрагивает использование интерактивной доски.

В статье Перегудовой Т. Ю. «Формы и методы применения информационно-компьютерных технологий на уроках истории»[5] отмечено состояние современного образования, а также процесса обучения, происходящего в условиях постоянного увеличения потока информации, подлежащей усвоению, что приводит к перегруженности учебных программ. Применение интерактивной доски на уроках истории, обществознания и права является одной из форм применения ИКТ.

Быланова С. В. в статье «Информационно-коммуникационные технологии в преподавании истории»[6] пишет об использовании ИКТ в преподавании истории. Одно из самых распространённых электронных устройств, применяемых сейчас в образовательном процессе является интерактивная доска. С помощью неё можно продемонстрировать учащимся графики, диаграммы, карты, таблицы. Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав, право на качественное образование.

Источниковая база исследования состоит из следующих документов. Законодательные: «приказ Минобрнауки об утверждении ФГОС ООО»[7] и «постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»[8]. Была использована учебно-методическая и техническая литературы. К исследованию привлекались интерактивные уроки преподавателей истории[9].

Магистерская диссертация была апробирована на:

· Научно-педагогической практике ВоГУ Гуманитарного института у 4 курса группы 2Б44ИЭ-41,  по дисциплине «История России (История России 1945 - 1991 гг.)» и теме занятия «Политическое развитие страны 1965-1985 гг.»;

· 25-й студенческой международной научно-практической конференции «Гуманитарные науки. Студенческий форум» 26 февраля 2020 года, г. Москва, по теме научной работы «История появления и использование интерактивной доски в образовании» (представлен сертификат участника)[10];

· Публикация в электронном научном журнале «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»[11].

 

 

ГЛАВА 1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБРАЗОВАНИИ

              1.1 Интерактивная доска «SMART Board» как инструмент ИКТ

 

Исходя из приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 2-ой главы требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Пункта 10.  Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

4-ой главы требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования. Пункта 26. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой.

Информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде[12].

Становиться необходимостью оснащения и приобретения компетенции и навыков работы с данными технологиями.

Благодаря информационно-коммуникационным технологиям, появляется возможность создать при обучении эффект «погружения» в эпоху, повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.

 Отметим, что лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит, «потрогает», сам что-то запишет, нарисует и применит на практике. При сочетании всех этих воздействий запоминается до 80 % получаемой информации. Такие возможности и предоставляет интерактивная доска SmartBoard.

На интерактивной доске SmartBoard легко передвигать объекты, комментировать схемы, диаграммы, рисунки, тексты. Можно выполнять различную работу с картами, таблицами, аудио и видеоматериалами, мультимедийными обучающими ресурсами[13].

Что же из себя представляет данная доска? Электронная интерактивная доска состоит из сенсорной панели, которая работает в комплексе с компьютером и проектором, может оснащаться электронным стилусом. В наших образовательных организациях большое распространение получила интерактивная доска «SMART Board», хотя существуют и другие бренды интерактивных досок. В данной доске представлена чаще всего программа «SMART Notebook 10.8» и «SMART Notebook 11» так как данные версии переведены на русский язык, хотя существуют уже другие версии, например, одна из последних – это «SMART Notebook 19.1».

В чём же плюсы использования данной интерактивной доски в образовании? Прежде всего, это мультимедийность – комбинация графики, фото, видео, анимации, звука в передачи информации. Интерактивность – каждое поочерёдное взаимодействие педагога и учащегося наглядно отражается на доске, доступно каждому для рассмотрения и обсуждения. Оперативная подача информации и непосредственное общение с контролем образовательного процесса говорит об коммуникативности. Так же используется моделирование реальных процессов и объектов. Имитация поведения и действия в реальном мире человека.

Интерактивная доска удобна в использовании практически на всех уроках: географии, русского языка, математики, биологии, химии, истории. Минусами интерактивной доски являются: тень, падающая на неё от педагога или учащегося, задержка в восприятии прикосновения при быстром перемещении, утомляемость при долгой работе с данным устройством[14]. К минусам относится и недолгое использование на уроках, что в свою очередь нужно выполнять требования СанПиН.

Таблица 1 - Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках. Непрерывная длительность (мин.), не более

Классы просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения просмотр телепередач Просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой прослушивание аудиозаписи прослушивание аудиозаписи в наушниках
1 - 2 10 15 15 15 20 10
3 - 4   15 20 20 15 20 15
5 - 7 20 25 25 20 25 20
8 - 11 25 30 30 25 25 25

Составлено по: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» // «Законы, кодексы, нормативные и судебные акты»: [сайт]. URL: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-glavnogo-gosudarstvennogo-sanitarnogo-vracha-rf-ot-29122010-n_4/ (дата обращения: 02.04.2020).

 

 

 

 

 

Таблица 2 - Интерактивные уроки по истории



 

АВТОР ТЕМА ОПИСАНИЕ РАБОТЫ

Баркина М. Н.

Внеклассное мероприятие по истории. Представлены конкурсы. Составление таблицы что изучили, а что нет. По описанию и изображению узнать героя.
Измерение времени. Представлена презентация. Даны две ленты времени и задание на правильную расстановку. На вопрос чем измеряется время, даны варианты из которых нужно выбрать правильные ответы.
Первые Романовы. Презентация с проверочными заданиями.
Путешествие с Клио. Представлена презентация. Задания на типы исторических источников и на определения терминов.
Барышева О. Ю. Путешествие в Древнюю Грецию. Представлен КВН. 1 тур задание на соотношение дат. 2 тур вставить верные слова в таблицу.3 тур выбрать верный ответ. 4 тур работа с картой. 5 тур тест. 6 тур викторина. 7 тур кроссворд. 8 тур разгадка ребуса. 9 тур выбор богов Греции.10 тур определение по изображению объекта.

Бобейко Т. С.

Загадки Клио. Игра на знание данной темы с вопросами и ответами.
Киевская Русь. Игра с заданиями.
Познавательная игра по истории России. Представлена игра с заданиями на знание истории России.
Россия в первой половине XIX века. Представлена проверочная работа с хронологической лентой. Вопросы с выбором правильного ответа. Задания вставки правильного ответа в предложения. Выбор правильного ответа на представленные изображения. Сортировка текста по вихрям. В заключении представлена рефлексия.

Больщикова Н. Ф.

Введение в историю. Проверка домашнего задания. Определение века для каждой представленной даты. Расположение событий в хронологическом порядке на ленте времени. По представленным изображениям определить тип исторического источника. Написание по представленным датам, века римскими цифрами.
Греческие полисы и Великая греческая колонизация. Презентация и работа с контурной картой.
Древняя Греция. Квест. Виртуальное путешествие по Древней Греции. Достопримечательности. Изобретения, выбор греческих скульптур. Определение олимпийских игр того периода времени. По определениям расставить термины. Заполнение пропусков в карте. Заполнение пропусков в тексте.
Конкурс. Культура обновлённой России. Презентация с хронологической лентой. Задания выбрать изображение. Выбрать о ком идёт речь. Составление таблицы.  Сортировка правильных слов по вихрям.

Васильева Е. А.

Гражданская война. Представлены задания на перестановку полководцев и рода войск на «красных» и «белых». Викторина ответов на вопросы. Представлены две музыкальные композиции с текстом. «Тачанка» и «Каховка».
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Наличие заданий по теме.
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Представлены проверяющие задания по пройденной теме и задания по новой теме.
Природа и люди Древней Индии. Представлены задания на повторение предыдущей темы. Далее представлен план данной темы и презентация с изображениями.
Колесникова З. А. Конкурс. Древний Египет. Представлена презентация по данной теме и проверочные задания. По двум столбикам расставить представленные изображения, что ели или не ели египтяне. Правильно выбрать корону фараонов. Выбор богов по изображению. Составить из букв ответ на вопрос. Выбрать правильный ответ на вопрос.
Крюкова О. Культура эпохи Возрождения. Презентация с тестом.
Макаров В. И. Восточные славяне. Представлена викторина на повторение домашнего задания, далее презентация по теме, задания на закрепление изученного и домашнее задание.

Масимзаде Н. В.

Восточные славяне в древности. Представлены загадки, работа с картой. Угадать богов. Ответить на вопросы теста.
Знакомство с историей. Представлена игра в виде квеста с выполнением заданий за баллы.
Игра. Наследие Древнего мира. В игре нужно выбирать постройки, вещи Древнего мира. На ленте времени изобразить объекты разных эпох. Орудия труда используемые в них человеком. Выбрать жильё данной эпохи.
Повторение по теме «Смутное время». Презентация с заданиями. Составить таблицу. Расставить события в хронологической последовательности. Соотнести личность и её историческую роль. Далее представлен тест.
Эпоха Петра Первого. Представлены задания на выбор правильного утверждения. Выбор стран входящих в «Северный союз». Расставить в хронологическом порядке основные события «Северной войны». Заполнение пропусков в тексте. Соотнести русских полководцев с их изображениями и характеристиками.
Олеклинская Г. В. Конкурс «SMART профессионал». Представлены две работы. Нашествия на Русь и А. Невский-игра. В первой работе только презентация, а во второй игра с заданиями. Сортировка правильных слов по вихрям. Поиск ошибок в тексте. Вставка в текст предложений. Составление из букв нужного слова. Ответы на вопросы.
Попков А. И. Отечественная война 1812 года. По данной теме представлены карты основных сражений. Даны задания работы с картами. Задания на определение полководцев и участников партизанского движения.
Росторгуева Т.В. Блокада Ленинграда. Представлены задания. По изображениям военной техники выбрать соответствующие им названия. Соотнести определения с терминами. Ответить правильно на вопросы.
Сафроненко Е. В. Северная война. Презентация с заданиями по данной теме.

Севастьянова Н. А.

Восстание Спартака. Представлена презентация с посменными заданиями в тетради.
Дворцовые перевороты. Презентация с заданием вопросов и ответами.
Крестовые походы. Представлены разнообразные задания по данной теме.
Урок по теме «Древняя Греция». По данному уроку представлен кроссворд, задания на даты. Соотношения между Афинами и Спартой. Задание выбора нужного термина.
Сополева Н. Н. Уроки истории Древнего мира с использованием интерактивной доски. Представлены задания на соответствие. По определению назвать термин. Составление даты основных событий истории Древнего мира. Решение кроссворда.

Старова С.

Древняя Греция. Презентация с заданиями. Выбрать правильное изображение. Составить таблицу. Работа с картой. Вставить в текст правильное слово. Выбрать правильные определения терминов.
Повторение по теме «Гражданская война». Презентация работой с картой. Составления таблицы. Выбор полководцев. Сравнение в таблице.
Повторение по теме «Киевская Русь». Презентация с заданиями. Составить таблицу по терминам. По изображениям выбрать князей. Выбрать богов. Жанры литературы.

Трубникова Е. А.

Урок-презентация. Начало ВОВ. Представлена музыкальная композиция А. Александрова «Священная война». Ответить на вопросы. Составление хронологической таблицы. Представлен видео сюжет 47 с. о начале войны. Далее презентация по теме урока в конце домашнее задание на составление пирамиды по теме урока.
Внешняя политика России 1705-1710 г. Представлены задания. Викторина на 7 вопросов.  Сортировка правильных слов по вихрям. Назвать события. Далее представлена презентация.

Фролова Н. В.

Древний Египет. Презентация с домашним заданием.
Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака. Презентация с объяснением урока. Представлены фрагменты 46 с. и 3 мин. 21 с. художественного фильма «Спартак», режиссёра С. Кубрика, 1960 г. Дано домашнее задание.
Русь Московская. Работа представлена тремя темами: 1. Политическое состояние Руси первой половины 14 века. 2. Куликовская битва. 3. Объединение русских земель. В первой теме презентация с картой и подробное раскрытие урока с домашним заданием. Во второй теме представлены задания ответить на вопросы. Выбрать по изображению князей. Представлены изображения куликовской битвы. В третьей теме представлена хронологическая линия с историческими датами.  Сортировка правильных слов по вихрям. Звуковая озвучка правлений князей. Заполнение и проверка таблицы. Рефлексия и домашнее задание.

Черенкова Е. А.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Задания на повторение темы «Религия древних греков». Далее представлена презентация. В закреплении урока дано задание на выбор правильного ответа на вопросы.
Интерактивные задания к теме «Смутное время». Представлены задания на правильные ответы на вопросы, по изображению выбрать правильный ответ. Хронологически расположить изображения. Ответить на вопросы, представленные на карте.

Шошина О. В.

Древний Восток. Представлена игра с заданиями на сопоставление событий, дат. Составление терминов и их объяснение. Работа с картой. Выполнение теста. Как подведение итога, задание на продолжение предложений.
Древняя Греция. Урок состоит из проверочной работы, представлены викторины и задания на данную тему.
Россия в эпоху Александра I и Николая I. Представлены задания на соотношения терминов и дат. Ответы на вопросы, определение авторов сочинений и их изображений.

Янгличева Т. В.

Классный час «Сталинградская битва». Презентация с изображениями по данной теме.
Лента времени. Презентация о летоисчислении.
Наука о народах и наука о прошлом. Презентация с домашним заданием.

Составлено по: Все уроки // EDCOMMUNITY.RU образовательный проект Polymedia [сайт]. URL: https://edcommunity.ru/lessons/?filter=all&type=10&section=3360&subject=&view=&class=&name=&age=&topic_or_section=&PAGEN_1=2

Таким образом,  проанализировав 50 работ данных 21 автора, приходим к выводам:                                                                                                                       

1. В 5 работах с использованием в одной из них элементов видео сюжетов, интерактивная доска служит только как показ презентации.                                

2. В 29 работах презентация с некоторыми инструментами заданий интерактивной доски.                                                                                                

3. В 16 работах используется презентация и достаточное количество инструментов заданий для интерактивной доски. Только 11 авторов полностью реализовали себя в использовании интерактивной доски.

Исходя из этого, становиться ясно, что преподаватели либо не владеют определёнными компетенциями в работе с интерактивной доской или не видят в использовании её для уроков истории нужной пользы. Так же это может быть связано с технической стороной и материальной оснащённостью, как учебных заведений, так  и самого преподавателя.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ

Предмет:   Всеобщая история. Класс: 5     

Базовый учебник: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 303с.

Тема урока: Религия древних греков.

Цель: ознакомление с религией древних греков.  

Задачи урока: Обучающая: даётся представление об особенностях религии древних греков, характерных чертах древнегреческого пантеона богов.

Развивающая: развитие умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизни людей и особенностями их сознания; анализирование литературных произведений древности и делать выводы; умение пользоваться интерактивной доской.

Воспитывающая: воспитывание интереса к античной культуре.

Планируемые результаты: предметные: выявление причинно-следственных связей между условиями жизни древних греков и их занятиями; оценивать ключевые события и явления, памятники культуры крупнейшей цивилизации Древней Греции;

матапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; находить в дополнительных источниках информацию по теме «Древнегреческая мифология в мировом искусстве»;

личностные УУД: обретение мотивации к изучению нового материала; оценивание роли мифологии в истории человечества.

Оборудование: учебник,проектор; мультимедийная презентация; интерактивная доска «smart board».

Тип урока: урок первичных знаний.



Ход урока


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: