Тема урока: Полифония в музыке и живописи.
Цели урока:
- образовательные
обучить восприятию и постижению духовно-образного содержания произведений И.С. Баха, познакомить учащихся с биографическими сведениями и творчеством И.С. Баха, сформировать понятия - «полифония», «фуга», выявить особенности стиля музыки И.С. Баха.
- формирующие
формировать умение сравнивать, анализировать, выделять главное,
использовать полученные знания для работы с новой информацией;
- развивающие
развивать творческое воображение, творческую активность, устанавливать ассоциативные связи между разными видами искусств, развивать вокально-хоровые навыки;
- воспитательные
воспитывать личность ребенка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального искусства, приобщать детей к сокровищам мировой музыкальной классики;
Музыкальный материал: Прелюдия и фуга До мажор»,
«Весенняя песня» И.С Баха;
Ход урока:
I.Организационный момент.
|
|
II. Повторения пройденного материала
Повторение темы «Застывшая музыка» ответы на вопросы:
1. в каком храме будет звучать органная музыка
2. в каком музыка a capella.
III. Объявление темы и ожидаемых результатов.
Итак, ребята, цель и задачи нашего урока – познакомиться с творчеством И.С. Баха, выявить особенности стиля композитора. Узнать, что такое полифония, фуга, познакомиться со строением фуги.
Разучить песню И.С. Баха («Весенняя песня»)
IV. Мотивация обучающей деятельности:
Неудержимо рвётся воздух пленный,
По горлу труб под натиском мехов,
Смятеньем человеческой вселенной
И музыкой – гармонией миров.
Торжественно вдыхает грудь органа,
И катят волны в солнечной пыли,
Поёт о море жизни “голос человека”,
О радостях и горестях земли.
Проблемный вопрос –
Какие ассоциации вызывает у Вас отрывок стихотворения?
V. Изучение нового материала
Церковь Святого Фомы в Лейпциге. В этой церкви И.С. Бах работал последние десять лет. Наверное, мало найдётся таких людей, которым не знакомо имя Баха. Его музыка делает человека лучше, сильнее. Когда слушаешь музыку Баха, веришь в безграничные особенности человеческого разума и в величие человеческой души, в глубину познания мира и себя, уважаешь человека, его человеческое достоинство. Его музыка возвышает, облагораживает, заставляет слушателя задуматься о смысле жизни, о её высоких ценностях и идеала.
Любимым инструментом Баха был орган.
Орган – клавишно-духовой, самый крупный музыкальный инструмент. Звучание органа сильное, мощное, гордое.
Предлагаю вам совершить виртуальное путешествие в Германию и познакомиться с И.С. Бахом, просмотрев презентацию
|
|
«Иоганн Себастьян Бах». Предлагаю быть внимательными при просмотре, т.к. будут заданы вопросы.
· В какую эпоху жил И.С. Бах? Почему в музыке Баха слышатся мелодии космоса…»?
Иоганн Себастьян Бах — великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот лет со дня его смерти, а интерес к его музыке не прекращается. При жизни композитор не получил заслуженного признания. Он много лет проработал в церкви Святого Фомы органистом.
Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха — «Страсти по Матфею».
Его наследие включает в себя произведения разных жанров. Среди них мессы и кантаты, хоралы и произведения для органа, клавиры и вокальные сочинения, в том числе и пьесы для детей. Любимым инструментом для Баха был орган, а форма чувств и мыслей композитора выражалась в полифонии.
Этот термин «полифония» для вас является новым. Так, что же такое полифония?
Полифония - это вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии голосов, в которой каждый голос имеет самостоятельное значение. Их объединение подчиняется законам гармонии.
По словам самого Баха, каждое полифоническое произведение – это беседа разных голосов. Если одному из голосов сказать нечего, он некоторое время помолчит, пока не придёт время вновь вступить в беседу. Самое главное в полифонии, никто не должен вмешиваться в разговор голосов в середине разговора или говорить без надобности. Это высказывание относится к такой музыкальной форме, как фуга.
Фуга – является вершиной полифонической музыки. В фуге главная мысль или тема повторяется в разных голосах, поочереди, или переплетается – сначала в голосах сходится, а затем расходится.
Слушание Прелюдии и фуги до мажор
· Что свойственно музыке И. С. Баха, какие музыкальные особенности?
· Какой музыкальный образ несет это произведение?
Предлагает рассмотреть картину литовского художника и композитора М. Чюрлениса «Фуга», продолжим беседу о синтезе искусств – музыки и изобразительного искусства.
· Какое музыкальное произведение напоминает эта картина?
Действительно, линии, колорит, ритм картины напоминают запись партитуры музыкального сочинения - от верхней горизонтали до самого нижнего голоса. Это и абстракция, и отзвук зримого мира.
Можно сказать, что на картине художника звучит музыка.
Вокально-хоровая работа
Кроме музыки духовной, И.С. Бах сочинял много вокальной светской музыки. Сегодня мы с вами послушаем одну из песен, определим жанровую основу песни и начнем разучивание.
РАЗУЧИВАНИЕ
ВЕСЕННЯЯ ПЕСНЯ
Солнышко в мае весь день сияет,
Льётся на наши мирные пашни
Щедрым потоком живительный свет.
Сердцем счастливым приветствуем нивы,
Озимь в цветенье под небом весенним.
О, как нам дорог твой скромный рассвет.
Радостны взору родные горы,
Нежная зелень сосен и елей,
Благоухающей жизни полна.
Кружатся пчёлы с гуденьем весёлым.
Ты вся сиянье, ты вся ликованье,
О, лучезарная гостья весна!
Исполняется песня И.С. Баха “Весенняя песня”
Анализ прослушанной песни: определите образное содержание.
Предполагаемые ответы:
Песня о весне, очень светлая, жизнерадостная, жизнеутверждающая. Мелодия как будто звучит непрерывно, ощущение, что тянется ввысь.
Совсем не похожа на современные песни, ее надо исполнять не громко, легко, выразительно, в мелодии есть широкие интервалы.
Дальнейшая работа над песней будет продолжена на последующих уроках.
V.Итог урока.
|
|
Сегодня мы с вами посетили Германию и стали свидетелями жизни и творчества замечательного композитора И.С. Баха. Его произведения полны философских размышлений, диалога, драматургии и красоты. Что можно сказать о музыке Баха? Как воздействует эта музыка на человека?
Почему интерес к музыке Баха возрос в XIX веке, нужна ли музыка Баха человеку XXI века?