Слушание Прелюдии и фуги до мажор

Тема урока: Полифония в музыке и живописи. 

Цели урока:

- образовательные

обучить восприятию и постижению духовно-образного содержания произведений И.С. Баха, познакомить учащихся с биографическими сведениями и творчеством И.С. Баха, сформировать понятия - «полифония», «фуга», выявить особенности стиля музыки И.С. Баха.

- формирующие

формировать умение сравнивать, анализировать, выделять главное,

использовать полученные знания для работы с новой информацией;

- развивающие

развивать творческое воображение, творческую активность, устанавливать ассоциативные связи между разными видами искусств, развивать вокально-хоровые навыки;

- воспитательные

воспитывать личность ребенка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального искусства, приобщать  детей к сокровищам мировой музыкальной классики;

Музыкальный материал: Прелюдия и фуга До мажор»,

«Весенняя песня» И.С Баха;

                                           Ход урока:

I.Организационный момент.

    II. Повторения пройденного материала

Повторение темы «Застывшая музыка» ответы на вопросы:

1. в каком храме будет звучать органная музыка

2.  в каком музыка a capella.

III. Объявление темы и ожидаемых результатов.

Итак, ребята, цель и задачи нашего урока – познакомиться с творчеством И.С. Баха, выявить особенности стиля композитора. Узнать, что такое полифония, фуга, познакомиться со строением фуги.

Разучить песню И.С. Баха («Весенняя песня»)

IV. Мотивация обучающей деятельности:

Неудержимо рвётся воздух пленный,

По горлу труб под натиском мехов,

Смятеньем человеческой вселенной

И музыкой – гармонией миров.

Торжественно вдыхает грудь органа,

И катят волны в солнечной пыли,

Поёт о море жизни “голос человека”,

О радостях и горестях земли.

Проблемный вопрос –

Какие ассоциации вызывает у Вас отрывок стихотворения?

V. Изучение нового материала

Церковь Святого Фомы в Лейпциге. В этой церкви И.С. Бах работал последние десять лет. Наверное, мало найдётся таких людей, которым не знакомо имя Баха. Его музыка делает человека лучше, сильнее. Когда слушаешь музыку Баха, веришь в безграничные особенности человеческого разума и в величие человеческой души, в глубину познания мира и себя, уважаешь человека, его человеческое достоинство. Его музыка возвышает, облагораживает, заставляет слушателя задуматься о смысле жизни, о её высоких ценностях и идеала.

Любимым инструментом Баха был орган.

Орган – клавишно-духовой, самый крупный музыкальный инструмент. Звучание органа сильное, мощное, гордое.

Предлагаю вам совершить виртуальное путешествие в Германию и познакомиться с И.С. Бахом, просмотрев презентацию

«Иоганн Себастьян Бах». Предлагаю быть внимательными при просмотре, т.к. будут заданы вопросы.

· В какую эпоху жил И.С. Бах? Почему в музыке Баха слышатся мелодии космоса…»?

Иоганн Себастьян Бах — великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот лет со дня его смерти, а интерес к его музыке не прекращается. При жизни композитор не получил заслуженного признания. Он много лет проработал в церкви Святого Фомы органистом.

Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха — «Страсти по Матфею».

Его наследие включает в себя произведения разных жанров. Среди них мессы и кантаты, хоралы и произведения для органа, клавиры и вокальные сочинения, в том числе и пьесы для детей. Любимым инструментом для Баха был орган, а форма чувств и мыслей композитора выражалась в полифонии.

Этот термин «полифония» для вас является новым. Так, что же такое полифония?

  Полифония - это вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии голосов, в которой каждый голос имеет самостоятельное значение. Их объединение подчиняется законам гармонии.

По словам самого Баха, каждое полифоническое произведение – это беседа разных голосов. Если одному из голосов сказать нечего, он некоторое время помолчит, пока не придёт время вновь вступить в беседу. Самое главное в полифонии, никто не должен вмешиваться в разговор голосов в середине разговора или говорить без надобности. Это высказывание относится к такой музыкальной форме, как фуга.

Фуга – является вершиной полифонической музыки. В фуге главная мысль или тема повторяется в разных голосах, поочереди, или переплетается – сначала в голосах сходится, а затем расходится.

Слушание Прелюдии и фуги до мажор

· Что свойственно музыке И. С. Баха, какие музыкальные особенности?

· Какой музыкальный образ несет это произведение?

Предлагает рассмотреть картину литовского художника и композитора М. Чюрлениса «Фуга», продолжим беседу о синтезе искусств – музыки и изобразительного искусства.

 

· Какое музыкальное произведение напоминает эта картина?

 

Действительно, линии, колорит, ритм картины напоминают запись партитуры музыкального сочинения - от верхней горизонтали до самого нижнего голоса. Это и абстракция, и отзвук зримого мира.

Можно сказать, что на картине художника звучит музыка.

 

                             Вокально-хоровая работа

Кроме музыки духовной, И.С. Бах сочинял много вокальной светской музыки. Сегодня мы с вами послушаем одну из песен, определим жанровую основу песни и начнем разучивание.

РАЗУЧИВАНИЕ

      ВЕСЕННЯЯ ПЕСНЯ

Солнышко в мае весь день сияет,

Льётся на наши мирные пашни

Щедрым потоком живительный свет.

Сердцем счастливым приветствуем нивы,

Озимь в цветенье под небом весенним.

О, как нам дорог твой скромный рассвет.

 

Радостны взору родные горы,

Нежная зелень сосен и елей,

Благоухающей жизни полна.

Кружатся пчёлы с гуденьем весёлым.

Ты вся сиянье, ты вся ликованье,

О, лучезарная гостья весна!

 

 Исполняется песня И.С. Баха “Весенняя песня”

Анализ прослушанной песни: определите образное содержание.

Предполагаемые ответы:

Песня о весне, очень светлая, жизнерадостная, жизнеутверждающая. Мелодия как будто звучит непрерывно, ощущение, что тянется ввысь.

Совсем не похожа на современные песни, ее надо исполнять не громко, легко, выразительно, в мелодии есть широкие интервалы.

 

Дальнейшая работа над песней будет продолжена на последующих уроках.

V.Итог урока.

Сегодня мы с вами посетили Германию и стали свидетелями жизни и творчества замечательного композитора И.С. Баха. Его произведения полны философских размышлений, диалога, драматургии и красоты. Что можно сказать о музыке Баха? Как воздействует эта музыка на человека?

Почему интерес к музыке Баха возрос в XIX веке, нужна ли музыка Баха человеку XXI века?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: